Один из величайших обрядов ислама и его особенностей - праздничное жертвоприношение. Это поклонение, приближающее мусульман ко Всевышнему Аллаху. Поэтому факихи рассматривают этот вопрос очень досконально: его определение, законодательность с точки зрения предписанности, награда за него, условия и время выполнения. Далее приводится разъяснение для того, кто хочет принести праздничную жертву, дабы выполнение этого обряда поклонения происходило соответственно установленному порядку.
1. Определение жертвенного животного.
Праздничная жертва "الأضحية" - "Удхия" - это домашнее животное (верблюды, коровы, бараны и козы), закалываемое ради приближения ко Всевышнему Аллаху в день Праздника жертвоприношения и дни ташрика. Называется "аль-удхия", где "хамза" с "даммой" и можно с "касрой", "الياء" - "яй" с "фатхой" и "шаддой" и без "шадды". Или "الضحية" - "Ад-Дахия", где "الضاد" - "дод" с "фатхой" или "касрой". Или "أضحاة" - "Адхат" из хадиса: "На обитателях каждого жилища ежегодно возлагается "Адхат" (праздничное жертвенное животное) и "Атира" (жертвенное животное Раджаба)". Приводит имам Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа. "Аль-адхат" - это то, что мусульмане закалывают в дни Праздника жертвоприношения. "Аль-атира" - баран, приносимый в жертву идолам. Праздничная жертва осталась предписанной, а "Атира" была отменена и стала запретной. "Удхия" получила название от времени его совершения, потому что его закалывают на утро (духа) Праздника жертвоприношения.
2. Предписанность праздничного жертвоприношения.
Все учёные едины во мнении о предписанности праздничного жертвоприношения. Согласно переданного хадиса от Анаса (да будет доволен им Аллах): "Совершил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) праздничное жертвоприношение двумя чёрными баранами. Я видел, как он поставил ногу на их головы, произнёс басмаллу и такбир, а затем заколол их своею рукой". Но между факихами существуют разные мнения относительно степени праздничного жертвоприношения. Ханафиты считают, что она ваджиб для мусульманина, соответствующего трём требованиям: 1 - он должен быть свободным, жертва не обязательна для раба; 2 - он должен быть мукимом, жертва не обязательна для путника; 3 - он должен быть состоятельным, жертва не обязательна для бедняка. Ибо Всевышний Аллах сказал: "И помолись ради Господа своего и заколи". В этом аяте слово "заколи" употреблено в повелительном наклонении и стоит вместе с повелением исполнить молитву, а повелительное наклонение указывает на обязательность совершения жертвоприношения. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Приносите праздничную жертву, ибо это сунна праотца вашего Ибрахима". Здесь тоже употреблено повелительное наклонение, что указывает на обязательность и в другом хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Кто имел возможность и не совершил праздничного жертвоприношения пусть не приближается к нашей молельне".
Факихи других мазхабов считают, что праздничное жертвоприношение - усиленная сунна, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Три вещи предписаны мне и не предписаны вам: витр, духа, и праздничная жертва". В другом риваяте приводится: "Три вещи обязательны для меня и добровольные для вас". Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) не совершали праздничного жертвоприношения, боясь, что люди посчитают его обязательным. Путнику разрешается добровольно совершить праздничное жертвоприношение. Если глава семейства совершит праздничное жертвоприношение, оно засчитывается для каждого члена семьи, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "На обитателях каждого жилища ежегодно адхат (праздничное жертвенное животное)". Исходя из этого, одно жертвенное животное засчитывается за всю семью. Достоверно приводится от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал над жертвенным животным: "С именем Аллаха! О, Аллах! Прими от Мухаммада, и семейства Мухаммада и от общины Мухаммада". Это указывает на то, что жертва засчитывается за всех обитателей жилища.
3. Польза праздничного жертвоприношения.
В праздничном жертвоприношении неисчерпаемая мудрость и обильные блага. Некоторые из них: приближение ко Всевышнему Аллаху, угощение бедняков и нуждающихся, праздничные угощения и подарки для себя и семьи в дни праздника, в которые запрещено поститься потому, что все люди гости Всевышнего Аллаха в эти дни. Праздничное жертвоприношение является проявлением благодарности Всевышнему Аллаху, дарующему богатства Своему рабу.
4. Время праздничного жертвоприношения.
Для праздничного жертвоприношения назначено определённое время, и только в этот период времени оно будет правильным. В другое время жертвоприношение будет не действительным. Акику за ребёнка, напротив, можно зарезать в течении года в любое время, начиная с седьмого дня и до возраста половой зрелости. Для жителей деревень, в которых не исполняется праздничная молитва, время праздничного жертвоприношения наступает с рассвета дня Праздника жертвоприношения, потому что им не надо исполнять праздничную молитву, то есть именно в десятый день зуль-хиджы. Для жителей городов, в которых есть мечети, и они исполняют праздничную молитву, время жертвоприношения наступает после праздничной молитвы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Заколовший до молитвы, пусть заколет другое животное. У того, кто заколол после молитвы, обряд выполнен, и он исполнил сунну мусульман". В другом хадисе Пророка (да благословит его Аллах, его семейство и его сподвижников и приветствует) приводится: "Первое, с чего начнём мы этот день - исполним молитву, затем вернёмся и заколем ...".
Заклание заканчивается до заката Солнца последнего дня ташрика. Но жертвоприношение в первый его день лучше, чем в последний. По истечении срока ташрика, время для принесения жертвы заканчивается. Жертвоприношение можно делать и днём, и ночью, но днём лучше. Среди факихов имеются разные мнения в отношении дней ташрика. Учёные-ханафиты считают, что их три - день Праздника жертвоприношения и два дня после него, одиннадцатый и двенадцатый дни месяца зуль-хиджа. Учёные других мазхабов считают, что это три дня после праздника. Исходя из этого, жертву можно приносить в течении четырёх дней. Если дни ташрика прошли, а человек, будучи бедняком, всё же купил, но так и не совершил жертвоприношения, должен отдать его живым. Если не успел приобрести жертвенного животного, то он ничего не должен. Если он богат, то должен пожертвовать однократную стоимость жертвенного животного, вне зависимости приобрёл он его или нет. Это по мнению тех учёных, которые утверждают, что праздничная жертва - ваджиб. По мнению тех, кто считает, что она - сунна, и прошло её время, выделенное на принесение жертвы, то он ничего не должен, богат он или беден.
5. Раздача мяса жертвенного животного.
Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) считал, что мясо жертвенного животного делится на три части: одна часть - для совершившего жертвоприношение и его семьи, вторая - для бедных и неимущих, третья часть - для тех, кого желает угостить хозяин жертвы. Некоторые учёные считают, что хозяин жертвы половину оставляет себе и половину раздаёт. Правильнее будет, если приносящий жертву и сам вкусит её мяса, а остальное раздаст кому пожелает. Чем больше он раздаст - тем лучше. Можно раздавать даже не мусульманам, не проявляющим вражды и ненависти к мусульманам.
6. Закалывание жертвы поручителем.
Предпочтительнее всего совершить жертвоприношение, по возможности, собственноручно. Желающий принести жертву может поручить заколоть животное кому-либо другому вместо себя. Например, тот, кто живёт на чужбине и хочет принести жертву на своей родине, ему это можно сделать через поручителя.
7. Что допускается в качестве жертвы и на какое количество людей.
Жертвоприношение можно сделать только следующими видами скота (другими нельзя):
Верблюды и верблюдицы пяти и более лет (можно на семерых участников жертвоприношения).
Коровы и быки, достигшие двух и более лет (можно на семерых участников жертвоприношения).
Годовалые овцы и бараны, или полугодовалые, но крупные, по весу и размеру схожие с годовалыми (на одного человека).
Двухлетние козы и козлы, можно годовалых (на одного человека).
8. Сунны жертвоприношения.
1. Выбрать у продавца самое упитанное и самое лучшее животное для жертвоприношения.
2. Осмотреть животное дабы убедиться в отсутствии изъянов. Для жертвоприношения не подойдёт слепое, одноглазое, хромое животное. Не допускается для заклания животное с отрезанным более трети уха и больное животное.
3. И мужчинам, и женщинам, желающим принести жертву, не следует постригать ногти и волосы, начиная с первого дня месяца Зуль-хиджы и непосредственно до самого дня жертвоприношения. Это объясняется тем, что все части его тела будут свидетельствовали за него в День суда. От матери правоверных Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Когда наступят десять дней Зуль-хиджы, и один из вас пожелает совершить жертвоприношение, пусть не касается ни волос своих, ни кожи".
4. Следует совершить заклание быстро, а перед этим обязательно заточить нож, чтобы не мучить животное.
9. Шкура жертвы и плата мяснику.
Мяснику, производящему забой за деньги, нельзя платить мясом и шкурой животного. Оплата должна быть отдельной. Можно пожертвовать шкуру беднякам или мяснику в том случае, если он бедняк, а не в качестве оплаты. Запрещено продавать мясо и шкуру жертвенного животного. Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Велел мне Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжаться его жертвенными верблюдами, раздать их мясо, шкуры и попоны, но не расплачиваться с мясником их мясом. Он сказал: "Мы дадим ему от себя".
10. Праздничное жертвоприношение от имени усопших.
Разрешено принесение жертвоприношения от имени усопших. Совершающему жертвоприношение можно принести одну жертву от себя и от тех, за кого пожелает из усопших, сказав: "О, Аллах! Это от меня и от моей семьи, живых и мёртвых". Как назвал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) свою общину, а в это входят и живые, и мёртвые.
11. Завещание на жертвоприношение.
Разрешается мужчине и женщине завещать жертвоприношение после смерти. Если у человека есть имущество, и он оставляет наследство, завещание и жертвоприношение должно быть выполнено из трети его имущества, не выполнивший этого условия - совершает грех. Если у человека нету имущества, то его сыну желательно совершить жертвоприношение, по возможности. Это не обязанность, а на нём не будет на нём греха, если он не выполнит завещание, но это относится к вопросу почитания родителей после их смерти.
12. Праздничное жертвоприношение паломника.
По более предпочтительному мнению выполняющий обряды хаджа не обязан приносить жертву, но если совершит, то ему награда. Паломник совершает жертвоприношение за выполненные обряды согласно законам хаджа.
13. Долг и жертвоприношение.
Если у желающего совершить жертвоприношение долги, а заимодатель требует возврата, то он должен в первую очередь вернуть долг, и только после выполнить жертвоприношение. Но, если заимодатель даёт отсрочку, тогда ему можно совершить жертвоприношение.
14. Правила закалывания и слова, произносимые при закалывании.
Сунна для каждого мусульманина - собственноручное закалывание жертвенного животного. Животное следует уложить на левый бок в направлении киблы. Ногу поставить на шею жертвы и при заклании произнести:
"С именем Аллаха и Аллах велик! О, Аллах! Это от Тебя и ради Тебя. О, Аллах! Это от меня" или "прими от меня" или "от моих домочадцев". Или назвать имя человека если жертва за покойного.
Аллах Всезнающий и Премудрый!