В последние десять, двенадцать лет на Ближнем Востоке происходят кровопролитные войны, возникают различного рода конфликты на религиозной почве. Часто можно наблюдать, как в данных баталиях участвуют, воюя друг против друга, представители двух основных направлений ислама, суннизма и шиизма. Кто же такие шииты, во что они верят, и чем отличаются от нас суннитов? Данный вопрос сегодня волнует, практически каждого соблюдающего российского мусульманина. Для людей интересующихся данным вопросом имеется большое количество литературы, аналитических статей, видео-лекций и других познавательных материалов, но часто в них не говорится или упоминаются вскользь основные теологические различия между теми и другими мусульманами.
Сунниты и шииты, в общем и целом имеют схожие взгляды по наиболее фундаментальным теоретическим (акыда) и практическим аспектам Ислама, которые выделяются как священным Кораном, так и Сунной Пророка Мухаммада, мир ему, в качестве общих характеристик принадлежности к Исламу. Но в то же время есть ряд принципиальных различий во взглядах этих двух течений относительно теологических вопросов исламской религии.
В этой статье мы попытаемся раскрыть позицию шиитских имамов и ученых относительно важного постулата религии, веры в священное писание Аллаха, в священный Коран. Надеемся, что эта статья поможет нашим читателям увидеть разницу в восприятии священности и достоверности Корана в суннитской и шиитской научной традиции. Данная статья подготовлена сугубо с просветительской целью и направлена на то, чтобы ответить на многочисленные вопросы наших читателей, которые поступают в редакцию газеты «Хикмет» и портала «Аль-Хакк».
Согласно шиитскому учению имеется 4 источника шариата: китаб (книга), хабар (предание), иджма, акл (разум). Рассмотри первый из них китаб (книгу).
Под словом книга подразумевается Коран. По мнению некоторых шиитов, Коран, собранный четвертым халифом Усманом и дошедший до наших дней имеет определенные искажения, поэтому шииты принимают лишь те части книги, которые были одобрены их «безгрешными» имамами, все остальное не принимается.
Шиитские воззрения относительно Корана.
Коран Али.
Часть шиитов верит, что Али был первым, кто собрал Коран в единую книгу и что эта версия Корана отличается от существующей. В тафсире Кумми (шиитский толкователь Корана) приводится хадис от Абу Бакра аль-Хадрами со слов имама ас-Садика: Досточтимый Пророк наказывал Али: «Коран лежит у изголовья моей постели. Возьмите его, приведите в порядок и не дайте ему потеряться, как это случилось с иудеями, которые растеряли Тору». Али завернул все это в желтую ткань, опечатал и спрятал у себя дома, после чего поклялся, что он не наденет накидки, пока не соберет и не составит Коран целиком (Кумми, Тафсир, II, 451; Кашани, ас-Сафи, I, 36).
Часть шиитов верит, что истинный Коран находится у их Махди, который явит его, когда придет в этот мир из сокрытия. Передается от Салима ибн Салямы сказавшего: "Некий человек прочитал (Коран) возле Абу Абдуллаха, и я услышал из Корана то, чего нет в том, что читают люди. Тогда Абу Абдуллах сказал: «Отстранись от этого чтения, читай так, как читают люди пока не выйдет аль-Каим. Когда выйдет аль-Каим (Махди), то он будет читать Книгу Аллаха правильно и выведет тот аль-Мусхаф, который записал Али». Потом он (Абу Абдуллах) сказал: "Тот мусхаф, Али вынес людям, после того, как оставшись в уединении написал его и сказал им: «Это Книга Аллаха, в том виде, в котором Её послал Аллах Мухаммаду, мир ему, я собрал Её между этими двумя обложками (досками)». Они ответили: «То, что у нас имеется, в нём собран Коран, мы не нуждаемся в твоем». Он сказал: "Клянусь Аллахом! Вы никогда не увидите его после этого вашего дня. Я был обязан сообщить вам, когда собрал его и чтобы вы прочли его (Аль-Кулайни. Усуль аль-Кафи. - Аль-Хинд. - С. 67).
Шииты верят, что в сокрытом Коране есть описание эпизодов противодействия мухаджиров (сподвижники пророка Мухаммада, совершившие вместе с ним переселение из Мекки в Медину) и ансаров (сподвижники пророка Мухаммада, жители города Медины) семейству пророка, мир ему. Абу Мансур Ахмад ибн Али ат-Табарси в книге «аль-Ихтиджадж» передал со слов Абу Зара аль-Гифари: «Когда скончался посланник Аллаха, мир ему, Али собрал Коран, и согласно завещанию посланника Аллаха, мир ему, принес его мухаджирам и ансарам. Когда Абу Бакр открыл его, прямо на первой странице перед ним предстали преступления совершенные этим сборищем. Умар бросившись вперед, сказал: «Али! Забери его! Нет в нем нашей нужды». (Али) взял его и ушел. Затем (они) привели Зайда ибн Сабита, он был чтецом Корана. Умар сказал ему: «Али принес нам Коран, в нем были запечатлены преступления мухаджиров и ансаров. Мы считаем, что ты должен собрать Коран, и изъять из него преступления и ранящие (слова) о мухаджирах и ансарах” (1/225-228, маншурат ширкатиль катби, Бейрут, 1414 год).
Стоит отметить, что ат-Табарси, который привел это предание в своем толковании Корана жил в 4-5 вв. хиджры, соответственно он не мог застать живых сподвижников и табиинов. Данную историю он приводит от сподвижника Абу Зара, цепочка передатчиков предания прерванная, между ат-Табарси и Абу Заром нет других передатчиков. Данное обстоятельство ставит это предание на уровень «прерванного хадиса». Однако сам ат-Табарси в толковании данных хадисов говорит о том, что возможно Али принес сподвижникам книгу в которой имелась какая-либо информация про сподвижников, можно предположить, что это было толкование Корана, но никак не сам текст Корана, потому что аяты Корана были в общем доступе для всех людей. Ничто из него не скрывалось пророком, ничто не утаивалось. То, что ниспосылалось ему от Аллаха полностью, целиком предавалось гласности.
Во многих шиитских текстах встречается упоминание о Коране, записанном Али от пророка, мир ему. Кулейни приводит следующее предание: Передается, что Абу Абдулла сказал: «У нас есть то, из-за чего мы не нуждаемся в людях, а все люди нуждаются в нем. У нас есть книга, записанная Али, продиктованная самим пророком, мир ему, в ней есть свиток (страница), в котором указано все, что является запретным и все, что является дозволенным (Кулейни).
Согласно верованиям крайних шиитов, из Корана удалены многие аяты, гласящие о достоинстве Али и Ахлюль-Бейт (семейство пророка, согласно шиитскому учению туда входят сам пророк, Али, Фатима, Хасан, Хусейн и их потомки). По их мнению, Коран был искажен сподвижниками Абу Бакром, Умаром и Усманом. Они утверждают, что сура «Ахзаб» (Сонмы) была такой же большой, как и сура «Аль-Ан'а́м» (Скот) и была сокращена в следствие удаления из нее аятов в которых упоминаются Ахлюль-Бейт. «Неискаженную версию Корана они называют «Мусхаф Фатимы», согласно их утверждению, эта книга в три раза больше, существующего Корана («История Тафсира», профессор, доктор Исмаил Джеррахоглу, том I, с. 444 «Цит. Аль-Кафи, т. I, стр. 239» Издание Министерства по делам религии, Анкара, 1988).
Шииты имамиты (самое распространенное шиитское направление) считают, что в Коране присутствует ясный и скрытый смыслы. По их мнению, Аллах разъясняет через ясные аяты постулаты единобожества, пророческой и посланнической миссий пророков Бога. Аяты со скрытым смыслом используются для разъяснения основ Имамата - одного из столпов шиитского ислама, института верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть, Вилаята – духовного руководства над шиитами в «эпоху великого сокрытия» и других аспектов, связанных с данными доктринами. Согласно шиитскому учению, человек обязан верить, как в аяты с ясным смыслом, так и в аяты со скрытым смыслом («История Тафсира», профессор, доктор Исмаил Джеррахоглу, том I, стр. 416).
Шииты полагают, что со смертью пророка Мухаммада, мир ему, исключительное право на толкование коранического текста перешло к их непорочным двенадцати имамам (потомкам Али и Фатимы) и тем, кто наследует их знания. Шиитским имамам якобы ведом тайный смысл пророческого откровения, который скрыт от остальных людей. Имамы могут сообщать тайный смысл своим последователям. Их интерпретация аятов Корана должна беспрекословно приниматься шиитами в независимости от того понятен им ее смысл или нет. Если человек верует в аяты с явным смыслом, но не верует в аяты со скрытым смыслом, в этом случае он будет считаться неверным («История Тафсира», профессор, доктор Исмаил Джеррахоглу, том I, стр. 416-417).
В шиитских текстах по толкованию Корана красной линией проходит мысль об искажении священной книги мусульман мухаджирами и ансарами. Так в шиитском толковании Корана «Усуль аль-Кафи» в 71 аяте суры аль-Ахзаб (Союзники) вместо слов Аллаха «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха» приводится следующий вариант: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику (Али и последующим имамам), тот уже достиг успеха» (Усуль аль-Кафи, с. 622, 1088). Автор толкования подчеркивает, что данный аят был ниспослан пророку, мир ему, именно в таком виде.
Шейх Садук передает, что Джафар ас-Садык сказал: «Коран, который был принесен Джабраилом Мухаммаду состоял из 17 тысяч аятов» (Кулейни, Усуль аль-Кафи, IV, 446). Данное утверждение шиитов указывает на то, что первоначально, по их мнению, Коран был больше как минимум в двадцать раз, чем тот, который используется сейчас мусульманами.
Жесткой критике подвергается Коран со стороны шиитского комментатора священной книги мусульман Кумми. В частности, он утверждает, что отдельные аяты, ниспосланные относительно какого-либо события находятся не в той суре, где идет повествование об этом событии, а в другой (Кумми-Тафсир).
Согласно его наблюдениям, в некоторых случаях половина аята расположена в одной суре другая половина в другой (Кумми, Тафсир, I, 241-242).
Сомнения у него вызывают и расположение аятов в сурах (Кумми, Тафсир, II, 310).
Однако, несмотря на утверждения Кумми, его современник Аййаши, который также занимался комментированием текстов Корана, о данных аспектах в своих трудах не говорит. Впрочем, кроме самого Кумми данные вопросы никем из шиитских комментаторов не рассматривались.
У шиитских комментаторов Корана также вызывает сомнение достоверность количества его сур. Так, согласно одному из преданий, которое приводит в своей книге Аййаши две отдельные суры «аль-Анфаль» (Добыча) и «ат-Тауба» (Раскаяние) на самом деле являются одной сурой. Шейх Садук считал, что суры «ад-Духа» (Утро), «аль-Инширах» (Раскрытие), «аль-Филь» (Слон), «аль-Курайш» (Курайшиты) в своей основе являются также одной сурой.
Говоря в общем, о шиитских трактовках Корана можно сделать вывод, что они несут в себе, как правило, политическую подоплеку, доказывающую правильность их позиции в вопросе о правлении. Рассмотрим пример шиитского толкования первых четырех аятов суры «аш-Шамс» (Солнце):
1. Клянусь солнцем и его утренним сиянием!
2. Клянусь луной, когда она следует за ним!
3. Клянусь днем, когда он делает его (солнце) ясным!
4. Клянусь ночью, когда она скрывает его (солнце)!
По мнению шиитских комментаторов Корана в данном случае, под словом «солнце» подразумевается Пророк Мухаммад, мир ему, под «луной» Али, слово «день» олицетворяет Хасана и Хусейна, «ночь» - это Омеййады (потомки Абу Суфьяна, правившие халифатом со второй половины VII до середины VIII века) (Шавахидут-танзиль, том 2, 333).
В Коране сказано: «Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого. Неверующим уготованы унизительные мучения» (Сура «Корова», 90). Аййаши (шиитский толкователь Корана) следующим образом трактует данный аят: «Плохо то, что они купили за свои души, чтобы им не веровать в то, что ниспослал Аллах» - об Али - «из зависти». И Аллах сказал об Али: «Аллах ниспосылает от Своей милости кому пожелает из Своих рабов». Он имел в виду Али. И Он сказал: «И навлекли они на себя гнев на гнев» - то есть Омейяды. «Поистине, для неверных» - Омейядов - «наказание унизительное» («Тафсир» Айаши, том 1, С. 69).
В суре аль-Мааридж (Ступени) сказано: «Просящий просил мучения, которые постигают неверующих. Никто не сможет предотвратить его». В шиитском тафсире «Усуль аль-Кафи» относительно данного аята сказано следующее: Абу Басыр передал от Абу Абдуллы, что Джафар Садык зачитал первые два аяты суры «ступени»: «Просящий просил мучения, которые постигают неверующих (в правление Али). Никто не сможет предотвратить его». После этого Джафар Садык сказал: «Клянусь Аллахом! Этот аят Джабраил довел до Пророка именно в таком виде» (Усуль аль-Кафи с. 634, 1127).
Мусхаф Фатимы
Особое значение в мировоззрении шиитов имеет книга Мусхаф Фатимы. Вот, что говорится о ней в их источниках: Передается от Абу Басыра: «Однажды имам Садык обратился ко мне и сказал: «У нас есть Мусхаф Фатимы. Знаешь ли ты, что это такое?»
- «Что же это? Спросил я».
- «Эта книга в три раза больше вашего Корана. Клянусь Аллахом! В нем нет ничего, что есть в Коране».
- «Видимо это знание?»
- «Несомненно, это великое знание, это не то знание, которым обладаешь ты».
- «После этого он помолчал, потом сказал о том, что этот мусхаф содержит признаки событий, происходящих сейчас, а также признаки событий, которые будут происходить вплоть до Судного дня».
- «Я сказал. Да пребудет моя душа выкупом за тебя! Это, наверное, знание?»
- «Несомненно это знание, но оно не такое как у тебя».
- «Да пребудет моя душа выкупом за тебя! Что за признаки указаны в этой книге?»
- «Это признаки тех событий, которые будут происходить вплоть до Судного дня. Это события, следующие друг за другом» (Куляйни, аль-Усуль миналь-Кафи, I, 350).
О происхождении данной книги в шиитской традиции говорится следующее: После смерти пророка Мухаммада, мир ему, Аллах отправил дочери пророка Фатиме одного ангела. Этот ангел должен был утешить ее душевные страдания из-за кончины отца, успокоить ее, показать место пророка в Раю. Ему было повелено общаться с ней на разные темы. Все разговоры с ангелом Фатима передала своему мужу Али, он в свою очередь записал их беседы. Сообщается, что этим ангелом был Джабраил – ангел, приносивший коранические откровения пророку Мухаммаду (Бихаруль анвар, т. 26, с. 24, 44, 84, 93).
Стоит отметить, что, несмотря на всю критику, существующего Корана средневековых шиитских богословов, все-таки большинство членов шиитских общин не согласны с их позицией.
Аятолла Хомейни по этому поводу сказал: «Тот, кому известно с какой заботой, старанием, дотошностью был записан, собран, сохранен Коран, тот понимает, что утверждение о его искажении беспочвенны, это невозможно. Что касается преданий относительно данного вопроса, то здесь стоит уточнить, что часть из них имеет до того слабую цепочку передатчиков, что эти предания невозможно использовать в виде богословского доказательства. Некоторые предания явно выдуманные, некоторые связаны с аллегорическим пониманием определенных аятов Корана и их толкованием. Часть этих преданий требует написания полноценных научных трактатов для их растолкования («Род Хусейна», с. 82-83).
Как видно из вышесказанного, у разных шиитских групп имеются разные мнения и разные подходы к вопросам исламской теологии, в том числе относительно достоверности Корана. Однако основным фундаментом, на котором зиждется учение всех шиитских направлений, является вера в справедливое правление 12 имамов, о котором если на то будет воля Аллаха, мы напишем в следующих статьях.
В завершении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день наблюдается тенденция сближения шиитов и представителей традиционного суннитского ислама, в том числе данная тенденция наблюдается во взаимоотношениях между представителями Исламской республики Иран, по сути единственного и главного шиитского государства и представителями исламского духовенства Российской Федерации. На наш взгляд, в случае, если ученые Ирана пересмотрят некоторые спорные моменты в своем вероучении, это поможет несколько отойти от, исторически сложившегося отчуждения между двумя основными направлениями ислама и будет способствовать их сближению.
Источник: alhakk