С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Всевышний Аллах сказал: "Свят тот, кто перенёс раба Своего ночью из Запретной мечети к мечети Аль-Акса, которой дали Мы своё благословенье, дабы показать ему знамения Наши. Воистину, Он - Всеслышащий, Всевидящий". Сура "Аль-Исра" - "Ночное путешествие", 1 аят.
Братья и сёстры единоверцы! Воистину, Ночное путешествие и Вознесение являются чудесами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Что касается Ночного путешествия, то оно подтверждается Кур'аном и достоверными хадисами, поэтому мусульманин обязан верить в то, что Аллах перенёс Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ночью из Мекки к мечети Аль-Акса.
В толковании аята "Свят тот, кто перенёс раба Своего ночью ...". в отношении Пророка применено слово «раб», то есть раб Господа. Это является оказанием наивысшего почета Посланнику Аллаха.
Помимо этой чести, Господь облагодетельствовал Пророка ещё одной милостью - Вознесением, где он увидел все чудеса высшего мира. Сам Господь - Всевышний Аллах существует вне времени и места, Он не находится в Небесах или на Земле. Он сам сотворил Небеса, Землю, Престол и Трон, но Он ни в одном из Своих творений не нуждается. "Нет ничего подобного Ему" (Сура "Аш-Шура" - "Совет", 11 аят). Имам Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: "Был Аллах и не было места, но теперь Он такой же как и был прежде". Также он сказал: "Воистину, Аллах сотворил Престол, являя Своё могущество, но не определил его местом для Своей сущности". Эти слова приводит Абу Мансур Аль-Багдади в своей книге "Разница между течениями". Согласно вероучению суннитов, Аллах существует без образа и места. Приписывающий Аллаху сторону или место, перестаёт быть мусульманином (Feteva-i Hindiyye (Feteva-i
Alemgiriyye), Akçağ Yayınları: 4/312-319), он должен раскаяться в своих греховных убеждениях и вернуться в Ислам путём произнесения двух свидетельств. Таким образом, мусульманин обязан оберегать свою веру, чтобы не впасть в вероотступничество и неверие.
Несмотря на то, что слово «аль-исра» означает «ночное путешествие», для того, чтобы показать насколько быстро Пророк совершил его, переместясь из Мекки в Иерусалим, Аллах, подчеркивая сказал «…перенес раба Своего ночью…». "... из Запретной мечети к мечети Аль-Акса, ...". Мечеть в Мекке названа запретной по причине её почёта и статуса над остальными мечетями, и только на неё распространяются правила, которые не действуют в других мечетях. Мечеть Аль-Акса - крайняя мечеть, названа так по причине её отдалённости от Запретной Мечети.
"... которой дали Мы своё благословенье, ...", потому что это место проживания пророков, место явления ангелов. Ибрахим (мир ему) сказал: "Воистину, я отправляюсь к Господу моему, Он меня поведёт" (Сура "Ас-Саффат" - "Стоящие рядами", 99 аят). Аллах повел Ибрахима (мир ему) в земли Шама, сообщив ему о том, что это место нисхождения милостей, божественных откровений, обитель для многих пророков.
"... дабы показать ему знамения Наши", то есть то, что он увидел в эту ночь из чудес и знамений, указывают на всемогущество Аллаха.
Уважаемые братья и сёстры! Все учёные ислама едины во мнении, что Ночное путешествие состоялось телом, душой и наяву. Отвергающий это - не верит в Кур'ан.
Это несомненно и неопровержимо, но что касается года, в котором свершилось это чудо, то на этот счёт есть разные мнения историков и приводятся разные сведения в сборниках пророческой биографии: за год до переселения, за пять лет до переселения и за месяц до переселения.
В двадцать седьмую ночь месяца Раджаб Джибриль (мир ему) явился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот спал в доме своей двоюродной сестры по отцу, родной сестры имама Али Умм Хани бинт Абу Талиб. Этот дом располагался в квартале под названием Аджяд. Джибриль (мир ему) аккуратно открыл потолок, так, что ни один камешек и кусок глины не попал на обитателей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал между своим дядей Хамзой и двоюродным братом Джа'фаром бин Абу Талибом, и все они мирно спали. Джибриль (мир ему) разбудил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), усадил его на Бурака позади себя, и они отправились в путь. Бурак - верховое животное из Рая, он весь белый, и передними копытами достигает того, чего достигает его взор, если он подходит к возвышению - ноги его удлиняются, когда подходит к низменности - ноги его укорачиваются. Бурак доставил Джибриля и Пророка к Каабе, где грудь Пророка была безболезненно вскрыта, затем возвращено в прежнее состояние, после того как сердце его было промыто и заполнено верой и мудростью. Всё это делалось для того, чтобы подготовить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к той великой миссии, которая его ожидала. Из Мекки они отправились в Медину. Джибриль (мир ему) сказал Пророку: "Слезай". Пророк спустился с Бурака и Джибриль велел ему: "Исполни два ракаата". После они отправились в город под названием Мадьян, город пророка Аллаха Шуайба (мир ему). Джибриль велел ему: "Слезь и исполни два ракаата". То же самое он сделал и в Вифлиеме, где родился Иса сын Марии (мир ему). После этого Пророк направился в Иерусалим и привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали пророки своих скакунов, вошёл в мечеть Аль-Акса и исполнил в ней два ракаата.
Аллах из уважения к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) собрал в мечети всех пророков от первого и до последнего, и они исполнили молитву за ним, он был их имамом. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из мечети, к нему подошёл Джибриль (мир ему) с двумя сосудами в одном было райское, не опьяняющее вино, в другом молоко. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал молоко и Джибриль (мир ему) сказал ему: "Ты выбрал фитру", то есть ты ухватился за веру.
О чудесах, которые увидел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время Ночного путешествия, передаёт Ат-Табарани и Аль-Баззар. Он увидел степени мучеников, павших на пути Аллаха, наказания оставивших молитву, не плативших закят, и тех, кто не выполнял аманат. Он видел наказание тех, кто призывает к смуте, к сожалению, таких в наши времена особенно много, как адскими ножницами отрезают им губы.
Он увидел наказание, которое получают лгуны, их тоже немало в наши дни, также он увидел Иблиса и увидел мирскую жизнь в облике старухи.
Он увидел какое наказание получают ростовщики, увидел наказание присваивающих несправедливо имущество сирот. Он увидел наказание распивавших спиртное, увидел наказание обсуждавших других за их спинами. Он насладился ароматом из могилы чесальщицы дочери фараона, которая была праведной, верующей женщиной. Приводится, что, когда она расчёсывала волосы дочери фараона из её рук выпала расчёска и она произнесла: "БисмиЛлях" - "С именем Аллаха". Дочь фараона удивлённо спросила: "У тебя есть Господь помимо моего отца?!". Она ответила: "Мой Господь и Господь твоего отца - Аллах". Дочь фараона спросила: "Сообщить ли мне об этом моему отцу?!". Она ответила: "Сообщи ему об этом". Дочь фараона рассказала о произошедшем своему отцу, и он потребовал от чесальщицы отречься от своей веры. Она отказалась от этого, и тогда фараон приказал вскипятить воду и кидать в этот кипяток её детей, одного за другим. Дошла очередь до последнего младенца, которого она кормила грудью и испугавшись за него она стала отступать от этого кипятка, тогда Всевышний Аллах одарил речью этого грудничка, и он сказал своей матери: "О, мать моя! Крепись! Воистину, наказание вечной жизни страшнее наказания мирской жизни, не отступай от истинного пути!". Она собралась духом и бросила в кипяток своего младенца и обратилась к фараону: "У меня к тебе одна просьба, чтобы ты собрал и захоронил наши кости вместе". Фараон сказал: "Я тебе обещаю это", и её сбросили в кипяток.
После этого Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был установлен Миградж - лестница у которой одна ступенька золотая, другая серебряная, по ней Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на Небо. О Вознесении мы находим упоминание в хадисах, в Кур'ане нет прямого указания на Вознесение, но есть косвенные, очень близкие к явным аятам об этом, где сказано: "И увидел его в следующий раз у Лотоса крайнего предела при нём Райская обитель" (Сура "Ан-Наджм" - "Звезда", 15-16 аяты).
Вместе с Джибрилем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимался на небеса. На первом небе он увидел Адама (мир ему), на втором небе Ису и Яхью (мир им), на третьем небе он Увидел Юсуфа (мир ему). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Юсуфу дарована половина красоты". То есть ему была дарована половина красоты человечества. На шестом небе он увидел Мусу (мир ему), на седьмом он увидел господина Ибрахима (мир ему), он внешностью больше всех из пророков похож на Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ибрахим (мир ему) сидел, прислонив спину к "Аль-Байт Аль-Ма'мур" - Небесной Каабе, в которую ежедневно входит семьдесят тысяч ангелов и больше не выходят оттуда. Посмотрите уважаемые братья и сёстры ислам - это религия всех посланников Божьих!
После этого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) доставили к "Сидратульмунтаха" - Лотосу крайнего предела. Это огромное древо, настолько прекрасное, что никто из творений Аллаха не сможет его описать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, как это древо полностью покрыли золотые бабочки, листья его как уши слонов, плоды как кувшины, ствол его на шестом небе и достигает седьмого неба. После Лотоса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уже один дошёл до места, где услышал скрежет письменных тростей, которыми ангелы переписывали повеления Аллаха из Хранимой скрижали в свои листы. Там Аллах снял преграду, мешавшую услышать Его глас, который не является буквами и звуками и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал речь Всевышнего Аллаха. Затем Всевышний Аллах удалил ещё одну преграду с сердца Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он увидел сердцем своим Всевышнего Аллаха. Аллах создал в сердце Пророка способность видеть, и поэтому он видел его сердцем, но не глазами. Воистину, Всевышний Аллах не видим тленными глазами в тленном мире, а будет виден не тленными глазами в вечном мире, как сообщил это имам Малик (да будет доволен им Аллах).
Если бы кто-то и увидел Всевышнего Аллаха в этом мире, то несомненно это был бы Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Знайте, что вам не увидеть Аллаха, пока вы не умрёте". Посмотрите, уважаемые братья и сёстры, лицезрение Всевышнего Аллаха в Раю без уподобления, без места и стороны - величайшая милость для мусульман.
Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся из этого места, он понял из извечной речи Всевышнего Аллаха, что ему была предписана ежедневная, пятидесятикратная молитва. На шестом небе Муса (мир ему) спросил его: "Что Аллах предписал общине твоей?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Пятидесятикратную молитву". Муса (мир ему) сказал ему: "Вернись и попроси уменьшения! Вернись туда, где был и попроси у своего Господа уменьшения, ибо я испытал сынов Израилевых, им была предписана двукратная молитва, но они её не исполняли". Он возвращался раз за разом пока не осталось пяти молитв.
Маликитский шейх Ас-Сави в своей книге "Примечания Ас-Сави к тафсиру Аль-Джаляляйн" говорит: "Слова Пророка: "И я вернулся к своему Господу". То есть к месту, где я наедине беседовал со своим Господом, не имеется в виду, что Аллах находится в этом месте, куда вернулся Пророк. Считать, что у Аллаха есть место является неверием".
Всевышний Аллах сказал: "Затем подошёл и приблизился и был на расстоянии двух луков или ближе" (Сура "Ан-Наджм" - "Звезда", 9 аят). В данном аяте речь идёт о Джибриле (мир ему), когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел его в истинном облике. У Джибриля (мир ему) было шестьсот крыльев, и он затмил собой горизонт. Джибриль (мир ему) приблизился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на расстояние двух локтей или даже ближе.
Нельзя растолковывать этот аят так, будто Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приблизился к Аллаху, ибо Он существует вне времени и места и близость к нему не измеряется расстоянием.
По возвращении, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поведал своему народу о произошедшем, и они сказали ему: "Отсюда до того места - расстояние месяца пути". Среди них были те, кто видел и бывал в Иерусалиме, и они спросили: "Сколько ворот в Иерусалиме?". Путешествие было ночью, поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) смутился, ибо не знал сколько там ворот, Всевышний Аллах показал ему как на картинке Иерусалим и Пророк перечислил все его врата, тогда они замолчали. Абу Бакру сказали: "Твой друг утверждает будто совершил ночное путешествие!". Он ответил: "Он говорит правду! Если я верю в сведения небесные которые он передаёт, так как я не поверю ему в сведениях земных?!".
С этого прекрасного путешествия Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принес мусульманской общине бесценный дар от Господа миров – намаз, смывающий грехи и удерживающий от порицаемого.