«Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» То есть десять воздаяний, каждое из которых соразмерно одному этому благодеянию, по милости Всевышнего Аллаха. Я’куб читал слово "عشرا" с «танвином», а слово "امثال" в именительном падеже как имя прилагательное. Это именно то, что обещал Всевышний Аллах из воздаяний, а также обещано и семьдесят и семьсот воздаяний равно как и неисчислимые воздаяния. Поэтому объясняется, что под словом «десять» подразумевается множество, но не количество.
«И кто совершит прегрешение, получит только подобное ему.» - приговор по справедливости. «И не будет к ним несправедливости…» Например уменьшение воздаяния или увеличение наказания.
Пророк (صلى الله عليه وسلم)сказал: «Кто благословит Меня в пятницу стократно, тот прибудет в День Суда со Светом, яркости которого хватило бы на всех людей.» И ещё: «Кто благословит Меня один раз, у того не останется ни одного прегрешения.»
В книге «Муслим» от Абу Хурайры приводятся слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.» И в этом хадисе кроется смысл Слова Всевышнего Аллаха: «Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» Так как в году триста шестьдесят дней, а пост Рамадана – тридцать дней, что согласно аяту равняется трёмстам дням и у нас ещё остаётся шестьдесят дней. Если учесть, что шесть дней поста месяца Шавваль равняется шестидесяти дням, то всё вместе получается целый год . Это и раскрывает смысл слов Пророка (صلى الله عليه وسلم): «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.»
Всё же некоторые учёные считают нежелательным этот пост, остерегаясь уподобления «Обладателям Писания» в их увеличении обязательного поста. Я же говорю, что это уподобление устраняе6тся Праздником Разговления, который разграничивает обязательный пост от добровольного.
Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Воистину, Аллах сотворил Небеса и Землю за шесть дней из Шавваля. Кто пропостится эти шесть дней , тому запишет Всевышний Аллах воздаяний по количеству всех творений Его, сотрёт ему прегрешения и возвысит его в степени.» ; «Воистину, у покойного шестьсот органов и у каждого органа – тысяча ртов, кроме сердца, ибо оно вместилище Познаний. Кто же пропоститься эти шесть дней, тому облегчит муки смертные, подобно прохладной воде, облегчающей муки жаждущего.»
Сажающий дерево в надежде получить плоды, поливает его и признаком того, что дерево взросло корнями – зелень листьев его. Но если молодые зелёные листочки со временем под лучами Солнца пожухнут, то становится понятно, что дерево всё же не прижилось. Таково же состояние раба Аллаха в Рамадан. Он спешит совершить и пост, и молитву, и благие деяния в надежде на то, что они будут приняты благодаря благословенности Рамадана. И главным признаком того, что они приняты – это пребывание его в покорности и поклонении.
Поведал Суфьян Ассаури : «Я пробыл в Мекке три года. И был там один из жителей её, который каждый день приходил к Каабе во время обеденной молитвы, совершая ритуальный обход её и молясь, а после, поприветствовав меня, уходил. Мы подружились и когда он однажды заболел, он позвал меня и сказал: «Когда я умру ты сам омой меня, помолись и похорони. Не оставляй меня в ту ночь одного в могиле моей, а будь рядом и повторяй свидетельство единобожия, когда станут допрашивать меня Накир и Мункар.» И я пообещал ему сделать всё это. Когда же он умер, я выполнил всё, о чём он просил меня и находясь в полусне у могилы его, как вдруг услышал глас: «О, Суфьян! Не нужны ему ни охрана твоя, ни свидетельства единобожия!» Я изумился: «Почему?» И был ответ: «Потому что пропостившись Рамадан, он постился шесть дней из Шавваля.» Я проснулся, но не увидел никого рядом с собой. Совершив омовение, я молился пока не уснул. Услышав же это троекратно, я понял, что это от Аллаха, а не от Сатаны Проклятого и ушёл, повторяя: «О, Аллах! Дай мне возможность поститься в Рамадан и шесть дней из Шавваля!» И всё это дал мне Великий, Могучий Аллах!»
От Ибн Аббаса Передаются слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Постящийся после Рамадана как атакующий после бегства.» То есть тот, кто завершив пост, снова начал поститься подобен убежавшему с поля боя и вновь вернувшемуся на него.
Ашша’би сказал: «Пост одного дня после Рамадана любимее для Меня, чем пост целого тысячелетия.»
Абдульвахаб Ашша’рани: «Секрет предписания поста в эти дни в том, что человек в Праздник Разговления может увлечься страстями и им завладеет пренебрежительность и это может стать причиной образования преграды на его пути к Аллаху. Но шесть дней поста уберегут его от подобного и исправят недочёты и упущения, которые могли иметь место в Рамадан подобно суннам, исполняемым после фарзов или саждату сахви.»
Некоторые учёные говорят, что лучше пропоститься эти шесть дней подряд, а не врозь. Али Зада: «Необходимость в посте этих шести дней та же, что и в Рамадане и даже более, ибо эти дни исправляющие ошибки поста Рамадан.» Но если человек станет поститься эти дни порознь или не в первые дни месяца, то он всё же получит обещанное воздаяние.
От Ибн Умара передаётся, что Пророк ((صلى الله عليه وسلم как-то сказал: «Кто пропостится Рамадан и вслед за Ним шесть дней из Шавваля, станет безгрешным как в день его рождения.»
От Ка’Альахбар: «Заболела Фатыма и пришёл Али спросить её: «О, Фатыма! Что желает сердце твоё из сладостей этого Мира?» Она ответила: «О, Али! Я хочу гранаты!» А так как у Али ничего не было с собой, немного подумав, он отправился на рынок. Заняв один дирхам, он купил на него один гранат и отправился назад к Фатыме . Но по пути ему встретился больной старик, лежащий прямо у дороги. Али остановился и спросил: «О, старец! Что желает сердце твоё?» Тот ответил: «О, Али! Уж пять дней как я лежу здесь, но люди проходят мимо и ни один из них даже не обернулся на меня. А сердце моё жаждет граната!» Али сказал про себя: «Я купил один гранат для Фатымы и если отдам его старцу, то она останется обделённой. Но если не отдам, то нарушу веление Всевышнего аллаха: «Просящего не прогоняй криком!» А Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Не отказывайте просящему, даже если он на коне!» Тогда разломил гранат и угостил старца. Он тотчас же исцелился и исцелилась Фатыма. Вернулся Али к Фатыме стыдясь. Когда она увидела его, то встала и обняла: «Почему ты печален? Клянусь Величием Аллаха и Его Почётом, как только угостил ты старца, из сердца моего ушло желание отведать гранат!» Обрадовался Али её словам и в этот момент кто-то постучал к ним в дверь. Али спросил: «Кто это?» За дверью ответили: «Я Салман Альфариси. Открой дверь.» Али поднялся, открыл дверь и увидел в руках Салмана поднос, накрытый платком. Али удивился: «О, Салман! От кого это?» Тот ответил: «От Аллаха – Посланнику, от Посланника – Тебе!» Али убрал платок с подноса и увидел на нём девять гранатов: «О, Салман! Если это мне, то их должно быть десять, ибо сказал Всевышний: «Кто совершит одно благодеяние – тому десять подобных ему.» Засмеялся Салман и достав из своего рукава один гранат, положил его на поднос и сказал: «О, Али! Их было десять, но я хотел проверить тебя!»
Мудрость увеличения воздаяний именно для этой Уммы кроется в следующем:
1. Жизнь предыдущих народов была намного длиннее, а соответственно и благих деяний их было больше. Жизнь этой Уммы – коротка, а значит благих деяний меньше и поэтому превознёс Аллах эту Умму над остальными большим количеством воздаяний, превосходными днями и Ночью Предопределения, дабы их благих дел было больше, чем у других. Доводится, что Муса сказал: «О, Господь! Воистину, Я обнаружил в Талмуде упоминание об Умме, воздаяния которой будут записываться десятикратно, а прегрешения лишь один раз. Сотвори же подобное для моей Уммы!» Но ответил Всевышний Аллах: «Это Умма Мухаммада, которая придёт перед Концом Света.»