С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
И удерживай себя вместе с теми [не отделяйся от бедных верующих], которые взывают к Господу своему по утрам [от рассвета до восхода солнца] и по вечерам [перед закатом], желая (своими праведными деяниями) (увидеть) лик Его! И не отвращай свои глаза [свой взор] от них (в сторону богатых неверующих), стремясь к украшениям земной жизни. И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали беспечным к поминанию Нас и кто последовал за своей прихотью, и дело его оказалось тщетным (сура «Пещера», 28 аят).
Этот аят ниспослан в период, когда главы курайшитов требовали прогнать бедных мусульман, в числе которых были Сухайб, Аммар, Хаббаб, Салман и другие из собрания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они обратились за помощью к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
- О, Мухаммад! Прогони их со своего собрания, ибо они презренны и зловонны как бараны и мы, главы народа, брезгуем сидеть с ними. Но если ты прогонишь их, то мы уверуем и присоединимся к Тебе.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так хотел, чтобы знать курайшитов приняла ислам и поддерживала его, по этой причине он вознамерился так и поступить, но снизошёл Джибриль с изречением от Всевышнего Аллаха: «Не изгоняй взывающих к Господу своему денно и нощно, желая лика Его». Сура «Скот», 52 аят.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вынес решение:
- Запретил мне Аллах прогонять их.
Они потребовали:
- Сделай один день для нас, другой для них.
Он отказал им, сказав:
- И этого я не сделаю.
Тогда они взмолили:
- Сделай одно собрание, но садись к нам лицом, а к ним спиной.
После этого снизошло слово Всевышнего Аллаха: «Удерживай себя ...». Из тафсира «Вехи ниспослания».
Катада сказал: «Этот аят снизошёл об «обитателях навеса». Их было семьсот человек — самых бедных, неотлучно находившихся в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они не были обладателями торговли, посевов или скота. Исполнив один намаз, они ожидали наступления другого. Когда снизошёл этот аят, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: «Хвала Аллаху, сотворившему в умме моей тех, с кем велено мне удерживать себя». Из тафсира «Вехи ниспослания».
3 награды для бедняков
Приводится история, переданная от Анаса (да будет доволен им Всевышний Аллах): "Отправили бедняки к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своего представителя. Он прибыл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и обратился к Нему:
- О, Посланник Аллаха! Воистину, я отправлен к тебе как представитель бедняков.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
- Приветствие тебе и тем, от кого ты пришёл, ибо их любит Аллах.
Он сказал:
- О, Посланник Аллаха! Воистину, богачи забрали все добрые дела. Они совершают хадж, а мы не можем. Они делают подаяния, а мы не можем. Они освобождают рабов, а мы не можем. Даже когда заболевают, им есть что пожертвовать для будущей награды.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на это:
- Передай им от меня, что за терпение и довольство участью своей ожидают их три награды, но богачам из этого ничего не достанется. Первое — комнаты в Раю из красного яхонта, на которые обитатели Рая будут смотреть так, как смотрят на звёзды обитатели этого мира. Туда смогут войти только мученик, пророк и бедняк. Второе - бедняки войдут в Рай на полдня раньше богачей, а это пятьсот земных лет, а Сулейман бин Дауд (мир им) войдёт в Рай через сорок лет после пророков из-за власти дарованной ему Всевышним Аллахом. Третье - слова бедняка: "Свят Аллах, и хвала Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах велик", достигают такого, чего невозможно достичь даже, потратив десять тысяч дирхам, это же касается и всех благих деяний". Представитель бедняков вернулся и передал слова Посланника Аллаха, и они воскликнули:
- Довольны мы о, Боже.
Из книги "Пробуждение пренебрегающих".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, бедные мухаджиры войдут в Рай в День суда на сорок осеней раньше богачей», то есть сорок лет. Возникает вопрос о явном несоответствии между этими двумя хадисами, в одном указано пятьсот лет, а в другом сорок. Здесь могут быть только такие толкования этих хадисов: в первом - вошедший в Рай на пятьсот лет раньше богачей - терпеливый бедняк, а на сорок лет - нетерпивец. Второй хадис следует понимать, что вошедшие на сорок лет раньше - это именно бедные мухаджиры по отношению к богатым мухаджирам, но не обычные бедные люди по отношению к таким же, но богатым.
5 милостей
Приводится что однажды один человек обратился к Абдулле бин Умару (да будет доволен ими Аллах):
- Мы из бедных мухаджиров?
Абдулла задал ответный вопрос - Есть ли у тебя супруга, с которой ты разделяешь ложе?
- Да.
- Есть ли у тебя дом, в котором ты проживаешь?
- Да.
- Ты из богачей.
- У меня есть ещё один слуга.
- Ты из царей!
Абу Ал-Лейс сказал - «У бедняков пять милостей:
1. Награда за их деяния значительнее награды богачей за одно и то же, будь то молитва, подаяние или что-либо другое;
2. Если бедняк, стремясь к чему-то, не обретает желаемого, это записывается ему в воздаяние;
3. Возможность войти в Рай раньше богачей;
4. Отчёт за деяния в Грядущей жизни будет легче;
5. Отсутствие сожалений в Судный День, ибо даже богачи будут скорбеть, желая участи бедняков.
Жизнь мирская и жизнь вечная
Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: «В один из дней я посещал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и застал его лежащим на циновке и прутья её отпечатались на его боках. Я заглянул в его шкаф, но увидел в нём лишь немного овса, и я заплакал. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:
- Почему ты плачешь?
Я ответил:
- Византийские и персидские правители спят на шёлковых постелях, а ты Посланник Аллаха и я вижу, как ты беден.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) удивился:
-О, Умар! Неужели не рад ты дарованной нам жизни вечной, а им тленной?!
В этом изречении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) употребил местоимение во множественном числе «нам».
Хотя речь шла о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), он употребил слово «нам» для примера, что вечная жизнь для всех последовавших за ним. В другом хадисе сказано: «О, Ибн Аль-Хаттаб! Они те, кому дарованы блага жизни мирской». То есть доля неверующего выпадает на прелести бренного мира, но в жизни вечной он лишён каких-либо долей.
Степень бедняков
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воскреснут бедняки уммы моей в День суда луноликими, в волосы их будут вплетены жемчуга и яхонты, в их руках будут кубки из света и восседать они будут на минбарах из света в то время, как другие будут на Судилище. Обитатели Рая станут удивлённо спрашивать: «Это ангелы?». Восседающие на минбарах ответят: «Нет». Ангелы же посмотрев на них, спросят: «Это пророки?». Но ответят им: «Нет, мы из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)». Вопросят у них: «За какие благодеяния даровал вам Всевышний Аллах такие степени?». И ответят они: «Не так много у нас деяний. Мы не постились круглый год, не молились ночи напролёт, но исполняли пятикратную молитву коллективно, а при упоминании имени Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) глаза наши переполнялись слезами, и ещё взывали мы искренно, а также благодарили Аллаха за бедность, постигшую нас». Из книги «Сливки проповедников».
От Амра бин Шу'айба передаётся как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обладателя двух качеств Всевышний Аллах запишет благодарным и терпеливым: того, кто в религии своей смотрит на благонравнейшего и следует за ним, а в мирском смотрит на низшего по положению и благодарит Всевышнего Аллаха за милость Его к нему». Всевышний Аллах сказал: «Не вожделейте того, чем наделил Аллах других. Мужчинам и женщинам доля из приобретённого ими. Просите у Аллаха из милостей Его, воистину, Аллах о каждой вещи сведущ».
Шакик-аскет (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: «Бедняки избрали для себя три вещи и богачи избрали для себя три вещи. Бедняки умиротворение души, успокоение сердца и лёгкий отчёт Дня Суда, а богачи избрали душевные терзания, сердечные тревоги и тяжкий отчёт Дня Суда». Из книги «Сливки проповедников».
Сказано, что богачи войдут в Рай лишь после своих рабов через пятьсот лет, а бедняки из неверующих войдут в Ад через пятьсот лет после их богачей, но тебе следует знать, что опережение не означает превосходство над опоздавшим. Возможно, пожертвовавший своё имущество на благотворительность, но вошедший в Рай позже, будет обладать более высокой степенью в Раю, чем тот, кто опередил его.
Заступничество пророков
Рассказывают, что после смерти Аль-Джунейда Багдадского, его место занял Мухаммад Аль-Харири. Он целый год усердно поклонялся в Мекке, отказавшись от пищи и сна, отдыхал даже не опираясь спиной о стену и не вытягивая ноги. После достижения им шестидесятилетия, он занял место главы суфиев и у него спросили:
- Что самое удивительное ты видел?
Он ответил:
- Как-то я сидел в келье и увидел юношу, вошедшего с непокрытой головой, босого, со взлохмаченными волосами и пожелтевшим лицом. Он совершил омовение, прочёл два ракаата молитвы и сел, склонив голову на грудь, и сидел так пока не наступило время вечерней молитвы. Он исполнил вместе с нами молитву и снова сел, склонив голову на грудь. Случилось так, что именно в эту ночь халиф Багдада пригласил суфиев для увещевания и мы собрались идти к халифу. Я обратился к этому юноше:
- О, бедняк! Хочешь пойти с нами к халифу?
Он сказал:
- Мне ничего не надо от халифа, я просто хочу попросить тебя приготовить мне густой каши.
Я подумал тогда:
-Не хочет со мной идти и ещё что-то просит у меня.
Я оставил его и отправился на собрание халифа. Вернувшись в келью, я увидел юношу и подумал, что он спит. Я уснул и увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Рядом с ним стояли два лучезарных почтенных старца, а позади него было множество людей с сияющими лицами. Мне сказали, что это Посланник Аллаха, справа от него Ибрахим - друг Аллаха, слева Муса — собеседник Аллаха, а позади него — сто двадцать четыре тысячи пророков (да благословит их всех Аллах). Я подошёл к Посланнику Аллаха, чтобы поцеловать его руку, но он отвернулся от меня. На второй и на третий раз он тоже отвернулся от меня. Я спросил:
- О, Посланник Аллаха! Что такого я совершил, что ты отворачиваешь от меня своё почтенное лицо?
Он повернулся ко мне с красным как яхонт лицом от гнева и сказал:
- Воистину один бедняк наш попросил у тебя каши, а ты пожадничал, и он остался голодным в эту ночь.
Я вскочил в таком ужасе, что меня всего трясло. Юноши не было на месте, я выбежал из кельи на его поиски и увидел его удаляющимся. Я окликнул его:
- О, юноша! Прошу тебя Аллахом, сотворившим тебя! Потерпи немного я принесу тебе каши.
Он посмотрел на меня с улыбкой и сказал:
- О, старец! Неужели ты думаешь, что попрошайка нуждается в кусочке твоей еды, если за этот кусочек пришли заступниками сто двадцать четыре тысячи пророков.
Сказав это, он повернулся и ушёл.
Из книги «Ниша светочей».
Семьсот зёрен
Всевышний Аллах сказал:
«Расходующие имущество своё на пути Аллаха ...» расходующие на благое.
«... подобны одному зёрнышку…» как пахарь посеявший одно зерно в землю.
«Взрастёт из зерна сего семь колосьев ...» в прямом и переносном смысле, но истинно Взращивающий – это, конечно, только Всевышний Аллах, а зерно всего лишь причина произрастания. Зерно распускает семь ростков благодаря своим свойствам, умению пахаря и плодородию земли.
«... а в каждом колосе – сто зёрен», то есть семьсот зёрен. Также и благопристойный, подающий и жертвующий благородным своим имуществом по назначению одарён будет Аллахом за каждое свершённое им подаяние семьюстами и более воздаяниями.
«…Аллах увеличивает…» ... количество воздаяний.
«…кому пожелает…» ... по милости Своей, соразмерно искренности и усердию разнятся и воздаяния за совершённые деяния.
«…и Аллах – Богатейший…». Не умалится у Него нисколько, несмотря на то, что Он так щедро одаривает.
«…Знающий…» ... намеренье подающего милостыню и размер подаяния его.
Затем Аллах разъясняет каким образом стоит жертвовать, дабы заслужить Его награду:
«Которые расходуют имущество своё на пути Аллаха, ...» ... тратят его на благое.
«... а после не упрекают за то, что расходовали ...». То есть, не попрекают пожертвованным со словами: «Я помог тебе, я дал тебе», и тому подобное.
«... и не вредят ...». Говоря: «Я дал тебе столько, а ты неблагодарный» и так далее.
«... им награда их ...» ... уготованная.
«... у Господа и не будет страха над ними ...» ... в жизни грядущей.
«... и не будут опечалены они» ... оставленным или свершённым в мирской жизни. Сказано, что этот аят ниспослан об Усмане, когда он купил колодец Рума и сделал его доступным для всех мусульман.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Гость — это милость и благословение Аллаха, кто почтит гостя, будет со мною в Раю, а кто не почитает гостя, тот не от меня».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, чтобы любил его Аллах и Его Посланник, пусть ест вместе с гостем».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о подаянии и его пользе: «Подаяние — защита от Ада и в День суда люди будут укрываться в тени своих подаяний».
Из книги «Цветок садов».