Среда 27 ноября 2024 г.
Фаджр
06:22
Восход
08:44
Зухр
12:29
Аср
14:16
Магриб
16:05
Иша
18:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Религиозные течения в исламе – причины возникновения

Религиозные течения в исламе – причины возникновения

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения».

В современной исламской научной мысли важное место занимает изучение истории возникновения разных течений и толков. Несомненно, что появление и развитие идеологических и правовых школ сыграло большую роль в становлении исламской богословской мысли средних веков. Человеку, изучившему историю религиозных течений легче понять причины возникновения псевдорелигиозных сект в исламском обществе, политическую подоплеку их деятельности. Знание истории поможет ему распознавать методы радикально настроенных религиозных групп, использующих в своей риторике религиозные лозунги. Верующий мусульманин, изучивший историю исламского богословия сможет найти для себя верный путь реализации своих религиозных потребностей среди, различных религиозных течений и групп, как зародившихся в раннем средневековье, так и возникших позднее. Изучая историю, человек узнает все фазы развития сектантства в исламских обществах ближнего востока, а также о том вреде, который оно на протяжении всей истории ислама наносило его последователям.

Как известно, помимо правовых школ (мазхабов), учение которых основано на священном Коране в исламе существуют иные религиозные течения, с учениями отличными от традиционных, проповедуемых сторонниками суннитских мазхабов. Все подобные течения, выступающие в виде псевдомазхаба или псевдотариката имеют определенное влияние на то общество в котором распространяются их идеи, что также может влиять и на политическую ситуацию в стране или регионе.

Во времена пророка Мухаммада (мир ему) не существовало ни мазхабов, ни тарикатов. Подобное идеологическое и правовое разделение произошло после смерти Пророка. Важно отметить, что изначально на историческую авансцену начали выходить мазхабы (направления) идеологического характера. Их появлению способствовало несколько причин, которые мы рассмотрим ниже.

1. Политический аспект. В исламском халифате средних веков появлялись политические партии, боровшиеся за власть, ради достижения своих целей они часто использовали религиозный фактор. С этой целью они распространяли среди разных слоев населения идеи религиозного характера, отличавшиеся от основной религиозной политики государства, тем самым, указывая на то, что представители власти ошибаются в отношении какого-либо важного постулата ислама, что как часто заявляли оппозиционеры, выводит их из лона ислама, соответственно они не могут быть руководителями мусульманского народа. Вся деструктивная деятельность этих партий приводила к расколу общества на основе религиозной и политической принадлежности, а также конфликту между властью и народом. Данная пропаганда способствовала возникновению отдельных общностей людей, которых объединяла одна идея и одна цель. В последствии потенциал этих общин успешно использовался людьми, стремящимися к власти, которые руководили ими, при этом оставаясь в тени. Активность одних партий и групп, действовавших под их чутким руководством, приводило к появлению других групп, отстаивавших свою позицию в религиозных вопросах. В итоге, по прошествии определенного времени, идеи этих групп оформились в отдельную систему религиозных воззрений и дали начало возникновению отдельных религиозных направлений и течений.

2. Расширение государственной границы арабского халифата. В ходе расширения границ халифата, к его территории присоединялись земли, где проживали представители разных культур и религий. Процесс исламизации этих народов не приводил к их полному отказу от прежних традиций. Остатки прежних верований и традиций оформились в некую религиозную традицию, свойственную только определенной этнической группе, представители которой проживали в халифате. Как правило, все исламизированные народы принимали и придерживались столпов ислама, признавали условия веры, исполняли исламские обряды, но при этом они могли исполнять и некоторые обряды, существовавшие на территории их проживания в доисламский период. Национальное самосознание и наличие народных обрядов и ритуалов данных этнических групп, подталкивало некоторых их представителей вступать в какие-либо религиозные группы и братства, действовавшие в местах их компактного проживания.

3. Материальная выгода. Известно, что в мусульманской среде находились личности, которые, ради личной наживы придумывали хадисы и создавали под своим руководством религиозные братства. Псевдошейхи и псевдоустазы, руководившие данными братствами умело использовали весь потенциал своих обманутых последователей. Чем многочисленнее было братство, тем влиятельнее и богаче был «шейх», так как он, часто единолично управлял всей кассой общины, куда стекались щедрые пожертвования его учеников.

арабские-племена.jpg

4. Невежество. В средние века лишь небольшая часть мусульман владела грамотой, в связи с этим каждый человек, умевший читать и писать обладал большим авторитетом среди своих единоверцев. Такие люди трактовали аяты и хадисы насколько позволяло их образование. Были такие времена, когда каждый человек сам по-своему воспринимал заветы Аллаха. Таким образом, в некоторых селениях и городах распространялись идеи, основанные на неправильном понимании аятов Корана, проповедуемые лидерами отдельных религиозных братств. Основная масса народа, будучи неграмотной в религиозных вопросах, принимала все утверждения подобных «шейхов» на веру, считая, что это и есть истинное учение ислама. Как отмечалось ранее, появление подобных религиозных братств начало происходить, только после смерти Пророка Мухаммада (мир ему). Более серьезные ответвления ислама начали зарождаться после убийства третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Примерно ко второму веку хиджры начинают появляться суфийские братства (тарикаты). Причинами их появления по всей видимости стали непрерывные войны, которые велись как за пределами, так и внутри халифата, голод и эпидемии, буйствовавшие в районах, опустошённых междоусобной войной. Также причиной их появления можно считать стремление представителей народов, недавно перешедших в ислам к практике религиозного аскетизма, что обуславливается наличием у них до этого, стройной системы верований при которой они полностью могли удовлетворять свои религиозные потребности. Люди, подавленные разными жизненными ситуациями, чувствовали нужду в усиленном совершении поклонения и в получении религиозных знаний. С этой целью они объединялись в братства вокруг сильного, харизматичного лидера, которого они считали самым знающим, благородным и богобоязненным человеком. Члены первых тарикатов вели аскетичный образ жизни, считая, что верующим не подобает утопать в мирской роскоши, так как это отдаляет человека от поминания Аллаха. Вместе с тем, некоторые из тарикатов, в зависимости от того в каком регионе халифата они развивались, начали испытывать на себе влияние индийской, персидской, греческой и христианской культур. Тарикаты с начала своего появления обрели широкую известность среди простого народа, что способствовало вовлечению больших масс людей в эти на тот момент еще неформальные братства. Члены тарикатов были очень сплоченными, отличались своей религиозностью, высоконравственностью и дисциплиной. Уже на начальном этапе возникновения тарикатов замечалась не совсем корректная трактовка священных текстов, а также излишнее свободомыслие в теологических вопросах. Однако, на первом этапе своего развития тарикаты в принципе не выходили за рамки традиционного богословия. Ситуация менялась после смерти основателя того или иного братства. Еще великий суфий-богослов аль-Кушайри, умерший в 1072 году говорил о том, что в его время не осталось истинного тасаввуфа (суфизма), а многие из вставших на этот путь, являются не достойными людьми. По прошествии веков древние тарикаты распались еще на множество ответвлений, что привело к еще большей трансформации суфийского учения. Многие из них утратили древнюю основу своих учений.

Истории известны много примеров использования тарикатов для достижения чьих-либо меркантильных целей и политического доминирования, что в корне противоречит основам традиционного ислама, который учит нас почитать Коран и не использовать его как инструмент в достижении мирских целей. Это и есть основной принцип запрета «продажи Корана за малую цену», существующий в исламе. Всегда, когда кто-то пытался использовать религию в своих политических и мирских целях, в обществе возникал раскол и хаос. Сектантство, возникавшее в результате деятельности людей, желавших власти, приносило огромный вред исламской общине. Часто, члены каких-либо братств, потенциал которых был использован в неправильных целях, со временем придавали своему братству атрибуты секты, имевшей свое собственное учение. Зачастую лидеры различных деструктивных религиозных групп ради достижения своих целей давят на религиозные чувства людей. По сей день в мире существует множество псевдоисламских сект, учение которых напрямую противоречит Корану.

Верующий мусульманин должен быть осторожным. Сегодняшний мир, заполненный самой различной информацией, подобен бескрайнему океану, таящему в себе множество опасностей. Если у человека нет надежного судна, на котором он может чувствовать себя в безопасности, надежной команды и надежного капитана он может быть ввергнут в буйную стихию, что приведет его к духовной погибели. Надежным спасительным ковчегом для нас является истинное учение нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему), наша команда — это ахлю-сунна – валь джамаа, наши капитаны это ученые и праведники, указывающие нам истинный путь и предостерегающие от заблуждения. Да сохранит нас Аллах от всех заблуждений!


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме