Воскресенье 22 декабря 2024 г.
Фаджр
06:48
Восход
09:16
Зухр
12:40
Аср
14:10
Магриб
15:57
Иша
18:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Закят – третий столп ислама

Закят – третий столп ислама

Слово «закят» переводится как увеличение, прибавление, благо. В исламском праве термин «закят» растолковывается так: выделение определенной части имущества, которым обладает мусульманин в пользу тех категорий верующих, которые указаны в Коране.

Закят, являющийся материальным видом поклонения и пятым столпом ислама был вменен в обязанность мусульманам во втором году хиджры. Во многих аятах Корана верующим повелевается выплачивать закят. «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Бакара 43).

«Совершайте намаз и выплачивайте закят. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (Бакара 110).

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Хадж 78).

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы» (Нур 56).

«Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Муджадаля 13).

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Тауба 103).

В каком случае выплата закята становится обязательной для человека?

1. Человек должен быть мусульманином, в здравом уме и рассудке.

Прежде всего, человек должен быть мусульманином, «мукалляфом» (тот, на кого возложены по возрасту и развитию обязанности соблюдения установлений Ислама), достигшим совершеннолетия, и обладать умственным и психическим здоровьем. Для не мусульман, рабов, рабынь, психически больных и детей выплата закята обязательным не является.

2. Мусульманин должен быть материально обеспеченным.

Для того, чтобы закят был для мусульманина обязательным, он должен обладать необходимым количеством имущества. Другими словами, у мусульманина должен быть «нисаб» — дополнительное, излишнее имущество, в которое не входят предметы первой необходимости и те средства, которые идут на выплату долга. У кого нет нисаба, для того нет обязательства закята.

Нисаб — количественная мера, тема детальная (в каждой ситуации по вопросам количества выплаты с нисаба нужно разбираться отдельно). Нисаб золота составляет 20 мискалей (приблизительно 85 гр. золота или соответствующая данному эквиваленту денежная сумма), с овец и коз – одну с 40, с крупнорогатого скота – один с 30, с верблюдов – один с пяти.

С обладания предметами первой необходимости закят платить не нужно. К основным жизненно важным предметам относятся: дом, предметы быта, одежда, оружие, орудия труда, книги, средства передвижения, прислуга, а также сумма расходов на семью (годовая), наличные деньги, равные по количеству сумме долга. Каждый предмет первой необходимости можно детализировать, например, в понятие «дом «входят и сад, и огород, поля, использующиеся для посевов.

- Средства передвижения: верховые животные, используемые для передвижения, а также автобусы, автомобили, тракторы, водяные насосы и сельскохозяйственная техника, производственные станки и установки. Закят выплачивают не с этих предметов, а с прибыли, полученной в ходе производственной деятельности, ибо Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мусульманину не надлежит выплачивать закят с коня и слуги» (Бухари, 2/121).

- Одежда и домашние вещи, соответствующие местности проживания. Сюда входят ковры, мебель, сервизы, холодильник, стиральная машина и другие бытовые предметы и техника.

- Частная библиотека ученых.

- Месячные расходы на содержание семьи и, согласно другому более признанному мнению, средний годовой расход.

- А также золотые и серебряные украшения, наличные деньги и товары для

торговли, не достигшие меры «нисаба». Сюда также входят средства,

хранимые для выплаты долгов.

3. Прибыль с предметов нисаба обязательное условие для закята, нет прибыли – нет с них закята.

Те предметы, которые подпадают по категорию нисаба и с них требуются выплаты, тоже должны обладать определенными свойствами: они должны увеличиваться, или же иметь свойства к увеличению и давать прибыль. Важно: если даже некоторые товары больше меры нисаба, но не приносят прибыли, закят с них не выплачивают. Увеличение может быть на практике или же теоретически.

Реальное увеличение средств происходит в результате торговли, сельскохозяйственной и производственной деятельности. Поэтому закят надлежит выплачивать как с вещей и животных, используемых для торговли, так и с животных, называемых «саима», то есть которые пасутся на пастбище с целью размножения, получения мяса, молока и шерсти.

Золотые и серебряные изделия и украшения, слитки, имеющиеся на руках, (имеют свойство к увеличению прибыли) хранятся они для торговли или для покупки дома, или для расходов семьи, – если они достигли меры нисаба, то облагаются закятом

4. Важное условие: предметы, с которых будет обязателен закят, должны быть в полном распоряжении человека. А также, они должны находиться в распоряжении больше года. Это называется «хавли хавалян». Доказательством является следующий хадис: «Пока не пройдет один год, закят с какого-либо имущества платить необязательно» (Ибн Маджа, «Закят», 5).

5. Для обязательности закята, у мусульманина не должно быть долгов.

Если у кого-либо могут потребовать возврата долгов, то он закятом не облагается. Долги могут быть за товары, полученные в долг, или в результате поручительства за кого-либо. В этом случае нужно в первую очередь выплатить долги.

Кому выплачивается закят?

В 9 году хиджры Аллах ниспослал Пророку Мухаммаду (мир ему) 60 аят суры «тауба», где обозначил все категории людей, которым богатые мусульмане должны выплачивать закят.

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Тауба 60).

Всего 8 категорий людей. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. В данном случае между ними следует проводить различия, потому что нищие испытывают большую нужду, нежели бедняки. Аллах первыми упомянул именно нищих, поскольку коранические откровения всегда последовательно переходят от более важного к менее важному.

1. Факир (нищий, неимущий). Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума.

2. Мискин (бедняк). Бедняками считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

3. Человек, занимающийся сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Этот служащий получает жалование за то, что выполняет свои обязанности. Он получает закят, если даже будет богатым, потому что всё время занят этой работой и нуждается в достатке.

4. Муаллафату кулуб. Эта категория людей делится на три вида:

а) Люди, которым Пророк (мир ему и благословение) давал закят, чтобы они приняли Ислам и благодаря этому остальные их соплеменники также обратились к Исламу.

б) Люди, которые недавно приняли Ислам и ещё слабы в соблюдении религии.

в) Люди, которым Пророк (мир ему и благословение) давал закят, чтобы избавиться от их зла.

Но, по мнению некоторых ученых выдача закята этой категории в наше время отменена.

5. Рикаб - рабы, которые договорились со своими хозяевами, что смогут выкупить свою свободу за определенную сумму. Такие рабы делают все возможное, чтобы освободиться от рабства, и заслуживают того, чтобы им оказали помощь из собранных пожертвований. Сюда также относится освобождение мусульман, находящихся в рабстве у неверующих. Более того, освобождению из рабства таких мусульман необходимо отдавать предпочтение при расходовании средств закята. Текст обсуждаемого нами откровения свидетельствует о том, что собранные пожертвования можно целиком расходовать только на освобождение рабов.

6. Должники – люди, которые могут владеть имуществом, с которого выдаётся закят, но при этом имеющие долги. И эти долги должны превышать их имущество настолько, чтобы при выплате у них не осталось того количества имущества, с которого выделяется закят.

7. Фи сабилиллях – человек, участвующий в священной войне на пути Аллаха. Также многие богословы считали, что если человек, способный самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, посвящает себя изучению шариата, то ему также полагается жалование из собранных пожертвований, потому что изучение шариатских наук является разновидностью борьбы на пути Аллаха. Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия

8. Ибн сабиль – путник, который по какой-либо причине не имеет средств добраться до дома. Например, у него закончились деньги, или он потерял все свои деньги и багаж. Ему выдаётся закят, даже если он имеет неплохое состояние у себя на родине, и даётся ему ровно столько, чтобы добраться до дома.

Хозяин имущества имеет право разделить свой закят между всеми категориями, также он может ограничиться и одной категорией.

Закят можно дать человеку, который не имеет имущества, с которого выдаётся закят, если даже он здоров и имеет работу, потому что он входит в категорию мискин (бедняк).

Закятное имущество не разрешается использовать для строительства мечети, молельных комнат, колодцев или дорог, для покупки савана и возмещения долгов усопшего. Также неправильным является давать закят своему отцу, матери, бабушке, дедушке, детям, внукам, мужу или жене, а также богатому человеку, имеющему нисаб, и его детям. Если закят выплачивается этим людям, то это не засчитывается как закят, а является подарком. Закят не выплачивается детям до 7 лет, а также умалишенным, но можно выдать закят опекунам данной категории людей.

Источник:  собственная информация

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку