Основой исламского законодательства является Коран, сунна и единодушное мнение ученых богословов по обсуждаемому вопросу. Для того, чтобы исламский богослов смог дать исчерпывающий ответ на возникший вопрос ему нужно изначально обратиться к источникам, если он не найдет в них ответа, тогда он должен провести аналогию со схожими явлениями имеющих место в первоисточниках. Для этого ученому нужно обладать энциклопедическими знаниями. Он должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран, его толкование, изречения святого посланника Аллаха и мнения древних богословов. Во избежание допущения ошибок в выведении решения по какому-либо вопросу, ученый должен быть требовательным к себе, и интеллектуально развитым.
Таких ученых, которые называются «муджтахидами» очень мало. Выведение религиозного решения по возникающим вопросам неимоверно трудное занятие, поэтому первые поколения мусульман ставили жесткие условия для людей, желавших достичь столь высокого положения. Даже среди сподвижников пророка Мухаммада людей, достигших степени «муджтахида» было не более 30!
В первые века существования ислама вокруг таких ученых собиралось большое количество учеников. Со временем на историческую авансцену вышли 4 ученых имама, имевших огромное количество последователей. Это - Абу Ханфа, имам аш-Шафи, имам Малик, имам Ахмад ибн Ханбал. Эти имамы считаются самыми знающими в исламском мире. Они лучше всех знали Коран, хадисы, по каждому из вопросов у них имелась неопровержимая доказательная база.
Самые лучшие ученики этих имамов также достигли степени муджтахидов. Они передали последующим поколениям мусульман наследие своих учителей. При выведении решений по вновь возникающим вопросам они основывались на методологии своих наставников. Этот процесс шел от поколения к поколению. Под руководством великих имамов правовые школы ислама достигли великих высот. Благодаря мазхабам мусульмане могли получить четкие ответы, на постоянно возникающие вопросы, основанные на Коране и сунне.
Все последующие поколения мусульман изучали шариат в рамках исламских мазхабов. Это было наилучшим методом изучения священного Корана. Ученые последующих поколений не выводили решений, не посоветовавшись со специалистами по коранистике и хадисоведению.
Именно за счет исламских правовых школ мусульмане сунниты долгое время могли оставаться единой неделимой общиной, потому что мазхаб был словно крепостью для мусульман, спасавших их от различного рода проходимцев и лжецов в религии, которых в древности было немало. Эти мазхабы испытаны временем, они существуют уже 11 веков.
Зачем нужны мазхабы?
Мазхаб - это правовая школа ислама. Слово «мазхаб» переводится как путь. На сегодняшний день суннитский ислам имеет 4 мазхаба, носящих имена своих основателей:
- ханафитский мазхаб (имам Абу Ханифа);
- шафиитский мазхаб (имам аш-Шафи);
- маликитский мазхаб (имам Малик);
- ханбалитский мазхаб (имам Ахмад ибн Ханбаль).
Мазхаб облегчает понимание шариата. Ислам объемлет все стороны жизни человека. Мусульманину обязательно нужно знать, как его религия относится к тому или другому вопросу, возникающему в бытовой жизни. Не менее важно знать и обрядовую сторону своей религии. В одном хадисе сказано, что пророк в намазе складывал руки под пупком, в другом же сказано, что руки в молитве располагались по швам. Как же быть в этом случае обычному мусульманину? Выход есть. Мусульманин должен последовать одному из 4 мазхабов. В таком случае простому мусульманину не нужно будет прочитывать весь Коран с разъяснениями для того, чтобы узнать, как ему нужно правильно совершить омовение перед молитвой. Великие ученые ислама уже давно сделали это за нас, они оставили нам готовый информационный материал, которым нам нужно пользоваться. Все исламское сообщество высоко ценит заслуги этих великих ученых.
Источник: собственная информация