Четверг 28 марта 2024 г.
Фаджр
03:59
Восход
06:17
Зухр
12:46
Аср
16:59
Магриб
19:09
Иша
21:01
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фикх суннат-намазов и сунны пятничного намаза

Фикх суннат-намазов и сунны пятничного намаза

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы - обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий - наказание, отрицающий его - неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение - вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна, исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны: четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом: тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата". Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома".

Что же касается сунны, читаемой до джумга, то некоторые учёные не ограничивают её определённым количеством ракаатов, а говорят, что человек может исполнить до джумга столько ракаатов сколько считает нужным, как это делали сподвижники. Они старались пораньше прийти на джумга и тем самым заслужить больше воздаяний и читали столько ракаатов, сколько могли. Кто-то читал десять ракаатов, кто-то меньше, но когда выходил Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) из своего дома рядом с мечетью и поднимался на минбар, то сподвижники прекращали молиться дабы слушать хутбу, муедзин читал перед Ним азан и начиналась хутба. Как приводит Бухари от Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение в пятницу, очистившись должным образом, умастится маслами или благовониями, а после отправится в мечеть, не шагая по головам, будет молиться, сколько пожелает до появления имама и затем будет молча слушать, получит прощение от этой и до следующей пятницы". И в "Сахих Муслим" от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводится как Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение и отправиться на пятничный намаз, будет молиться сколько пожелает, молча будет слушать пока имам не закончит хутбу, а затем исполнит намаз за ним, тот получит прощение от этой и до следующей пятницы с запасом трёх дней". Так же приводит Абу Дауд в своём "Сахих": "Ибн Умар (да будет ими доволен Аллах) читал много ракаатов до джумга и два ракаата после джумга у себя дома и говорил, что так же поступал и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)". Так же Бухари приводит эти хадисы в разделе под заглавием "Молитвы до и после джумга", а учёные знают, что его заглавия это по сути его фикх. Приводится много других хадисов, указывающих на предписание суннат-намаза перед фардом джумга. Приводит Аль-Базар от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и четыре после джумга". И "Табарани" в "Золотой середине": "Посланник Аллаха исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга". Передаёт Хаммад, что он слышал, как сказала София: "Я видела, как Сафия бинт Хайя исполняла четыре ракаата до выхода имама, затем два ракаата за имамом". Некоторые считают эти три хадиса слабыми, даже если это так, всё же при этом можно следовать слабым хадисам если они не противоречат более сильным, это правило известное всем учёным.

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

- Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

Тот ответил:

- Нет.

Пророк сказал:

- Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: "...прежде чем прийти в мечеть...". Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. "...и не затягивай их", то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их "Сахих" от Абдулла бин Мугаффаль: "Между каждыми двумя азанами намаз". Повторил Он это три раза, и на третий сказал: "Тому, кто пожелает". "между двумя азанами" здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны - Солнце и Луна, два родителя - отец и мать. Под "каждыми" подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас'уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): "Перед каждым фард намазом - два ракаата". Приводит Ибн Хиббан в своём "Сахих" и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

Заключение.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга - единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно".

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в "Муснад", Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в "Украшение", и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное - отвергает, а не важное - ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Шейх Абдурраззак. 


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме