Текущее время
Сегодня Воскресенье 18 Ноября 2018 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 06:08

Восход 08:25

Зухр 12:27

Аср 14:28

Магриб 16:19

Иша 18:14

Введите ваш эл.адрес:

«Кто может защититься от огня хотя бы половинкой финика, пускай сделает это. А кто не найдет и этого, то хотя бы добрым словом» («Сахих» Аль-Бухари)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Фетвы (вопрос-ответ)

Задать вопрос

Ваше имя*
Электронная почта*
Текст вопроса*
Введите символы с картинки *

Ответы на ваши вопросы

Можно ли праздновать Навруз?

Можно ли праздновать Навруз?

Слово «навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В доисламский период на территории современного Ирана был распространен культ огня, государственной религией был зароостризм. Согласно иранской мифологии, первым человеком, положившем начало празднованию Навруза является четвертый правитель из династии Пишдадидов Джамшед. По легенде, Джамшед правил Ираном 800 лет. В течение 500 лет в Иране не возникало никаких эпидемий, из-за этого он провозгласил себя богом и приказал людям поклоняться ему. Джамшед взошел на престол 21 марта, поэтому эта дата была принята началом года, а также стала отмечаться как религиозный праздник.

Вышесказанное является легендой, возможно имеющих реального прототипа из персидских царей. Историческая наука склонна связывать появление навруза с зарождением зороастрийской религией – древней религией Персии, хотя не исключено, что подобие этого праздника существовало и до ее появления. Стоит отметить, что проведение праздничных мероприятий в этот день не прекратилось и с приходом ислама. В настоящий момент навруз является одним из государственных праздников Исламской республики Иран. Хотя, этот праздник не имеет отношения к исламской религии, шиитское духовенство современного Ирана не выступает против древней, национальной традиции, в шиитских религиозных текстах можно обнаружить немало высказываний видных последователей данной ветви ислама относительно дозволенности проведения навруза.


Из-за большого культурного и политического влияния Ирана в 15 – 19 веках, а также влияния культуры персов начиная с 11 века, традиция празднования навруза проникла в том числе и в культуру тюркских, кавказских народов. Этот праздник широко распространен среди курдов, населяющих территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции и других стран.

Учитывая отсутствие связи между культурой ислама и наврузом, стоит обратить внимание на то, что ислам на территории своего распространения всячески боролся с проявлениями доисламских религиозных традиций. При этом исламское духовенство основывалось на сунне Пророка Мухаммада, мир ему, которая запрещает празднование религиозных праздников, не являющихся исламскими. Передал Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, у них было два дня, в которые они веселились, он спросил их: «Что это за дни?» Они ответили: «Мы веселились в них во времена джахилии». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах заменил их тем, что лучше этого! Праздник Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха) и Праздник Разговения (‘Ид аль-Фитр)» [Ахмад, 3/103; Абу Дауд, 1/675. Хадис достоверный по критериям Имама Муслима].

Стоит отметить, что в исламе религиозные праздники отмечаются по лунному календарю, навруз празднуют по солнечному, который в свою очередь не принят в исламском шариате. Это обстоятельство является указанием на чужеродность навруза исламской культуре. Все праздники и знаменательные дни в исламе отмечаются только по лунному календарю. Каждый год эти даты смещаются и отмечаются на десять суток раньше, чем в предыдущий год. Это также указывает на то, что навруз не является праздником для мусульман. Именно поэтому, большая часть исламской уммы не придавала особого значения этому дню.

Стоит указать, что данный праздник, имеющий зороастрийские корни не отмечался первыми поколениями мусульман. Хотя, как уже отмечалось выше под влиянием Ирана навруз начал приобретать известность среди многих мусульманских народов. Особую любовь он обрел у населения Османской Империи. Традиция празднования навруза перешла к Османам от турков-сельджуков. Сельджукский султан Мелик-шах принял новый календарь, по которому новый год начинался с 21 марта. В этот день во времена Сельджуков и во времена Османов устраивались массовые гуляния и развлечения. В данный исторический период наблюдается широкое распространение элементов древней иранской культуры на соседние народы. Данное взаимодействие культур привело к смешению религиозных и собственно традиционных элементов культуры, что привело к неким попыткам обоснования следования доисламским традициям через их религиозную интерпретацию. Так согласно некоторым толкованиям, рождение четвертого халифа Али, избрание его халифом, а также смерть его сына Хусейна произошли именно в день навруза, но научные исследования эти факты опровергают.

Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод, что празднование навруза является нововведением, то есть традицией, которая не практиковалась во времена Пророка Мухаммада, мир ему, и его праведных сподвижников.

Нововведение бывает разных видов – выводящее из религии, приводящее к греху. Есть нововведения, разрешенные для исполнения, это действия, которые не противоречат шариату и не затрагивают религиозную сторону жизни человека, например, есть, сидя за столом, пользоваться современными видами транспорта, передачи информации и т. д. Празднование навруза входит в категорию нововведений, которая может расцениваться как греховное или крайне нежелательное, так как навруз задолго до прихода ислама в Персию отмечался именно как религиозный праздник. Так парсы – зароастрийцы Индии продолжают отмечать его, придавая ему религиозный статус. Соответственно, если человек планирует посетить какие-либо мероприятия, связанные с наврузом, ему стоит отказаться от участия в действиях, связанных с разжиганием огня, которые очень популярны среди многих народов, так как данная традиция, напрямую связана с зороастризмом.


Возврат к списку