Текущее время
Сегодня Среда 29 Января 2020 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 06:29

Восход 08:44

Зухр 12:54

Аср 15:05

Магриб 16:57

Иша 18:50

Введите ваш эл.адрес:

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах любит проявления доброты во всём»
(Аль Бухари).

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Фетвы (вопрос-ответ)

Задать вопрос

Ваше имя*
Электронная почта*
Текст вопроса*
Введите символы с картинки *

Ответы на ваши вопросы

Милосердие Господа Вопрос: Часто о Боге говорят, что Он Милостив и Милосерден. Но ведь у Господа нет сердца, Он в нём не нуждается. А слово «милосерден» в отношении Него все равно используют...

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

МИЛОСЕРДНЫЙ (милосердный человек, милосердный поступок), милосердная, милосердное; милосерд (Бог милосерд)), милосердна, милосердно, и (устар.) милосердый, милосердая, милосердое; милосерд, милосерда, милосердо (книжн.). Сострадательный, склонный, способный к милосердию. Проявляющий милосердие, вызванный милосердием.

Данное слово указывает на атрибут Всевышнего, а не наличие у Него сердца. Некоторые переводчики и имамы используют другой перевод, что тоже правильно. Самое главное правильно подобрать аналог слова в русском и других языках для передачи смысла этого имени и атрибута Всевышнего Аллаха.

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Каков хукм (постановление) в отношении женщины, собирающей волосы на макушке головы, учитывая слова Пророка, приведённые в хадисе? Вопрос: “Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это — люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а ИХ ГОЛОВЫ ПОХОЖИ НА покачивающиеся ВЕРБЛЮЖЬИ ГОРБЫ. Они НЕ ПОПАДУТ В РАЙ и даже НЕ ПОЧУВСТВУЮТ ЕГО БЛАГОУХАНИЯ, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии» (Муслим, 3971).

Каков хукм (постановление) в отношении женщины, собирающей волосы на макушке головы, учитывая слова Пророка, приведённые в хадисе?

Ответ:

Хвала Аллаху - Господу Миров, благословения и приветствия Посланнику Аллаха.

А затем...
По милости Аллаха удалось посетить международный университет исламских наук в Аммане, где я встретился с деканом факультета ханафитского фикха профессором Салахом Абу Аль-Хадж и с нашим любимым шейхом Абдурраззак Ас-Са'ди. Я задал им этот вопрос, они ответили, что в хадисе говорится о непокрытых мусульманках, при этом не важно, как они собрали волосы под платком. Нельзя давать фетвы, не опираясь на основы фикха в четырёх мазхабах, потому что это приводит к тому, что человек выдаёт своё сугубо личное мнение за закон, обязательный к исполнению.

Только Аллах Тааля Всезнающий
Дамир-хазрат Нафиков


Чтение дополнительных сур в последних двух ракаатах предписанных намазов. Вопрос: Здравствуйте. Я хотел бы задать такой вопрос. При совершении фард-намаза в третьем и четвертом ракаате я по ошибке кроме суры Аль-Фатиха читал ещё одну суру из Корана. Считается ли намаз недействительным?

Ответ:

Мира вам, милости Аллаха и Его благословений.
Намаз в этом случае правильный, потому что чтение суры или аятов после суры "Аль-Фатиха" в третьем или четвёртом ракаатах фард-намаза не нарушает молитву.

Только Аллах Тааля Всезнающий

Дамир-хазрат Нафиков

https://ssl.gstatic.com/ui/v1/icons/mail/images/cleardot.gif


Ректальные свечи портят пост? Вопрос: Ректальные свечи портят пост?

Ответ:

Суппозитории ректальные (свечи) по шариату имеют статус клизмы, а клизма в задний проход нарушает пост по мнению учёных-шафиитов, ханбалитов, и ханафитов. Маликиты говорят, что лекарство или клизма должны быть жидкими, только тогда пост нарушается.

Дамир-хазрат Нафиков.


Правильно ли считать месяц Сафар несчастливым? Вопрос: Насколько достоверен хадис:
"بشروني عن أمتي بعد صفر"

"Сообщите мне радостную весть об общине моей после Сафара".
Правильно ли считать месяц Сафар несчастливым?

Ответ:

Вышеупомянутый хадис - это вымышленный хадис и не упоминается ни в одном достоверном сборнике.
Сафар не является несчастливым месяцем и не надо бояться его наступления. Сафар является вторым месяцем года, и до прихода ислама древние арабы считали его несчастливым и не отправлялись в путь во время этого месяца.
Аль-Бируни сказал в книге "Оставшиеся признаки минувших веков": "Сафар был назван так по причине эпидемии, которая их поражала, они болели, а их кожа желтела".
Аль-Мас'уди сказал в своей книге "История": "Сафар был назван так в честь рынков в Йемене, которые назывались сафаритские рынки, люди спорили на них, а кто не успевал туда попасть, умирал с голоду".
В толковом словаре "Язык арабов" приводится, что Ру'ба сказал: "Сафар был назван так потому, что в это время арабские племена нападали друг на друга и оставляли тех, на кого напали, с пустыми руками (то есть отнимали всё подряд)". Потому что глагол "صَفِرَ" - "сафира" - означает быть пустым, ничего не иметь.
Аль-Бухари приводит от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

" لا عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ وَلا هَامَةَ وَلا صَفَرَ "
"Нет заразе, и нет дурных предзнаменований, и нет сипухи и нет сафара".
Ханбалитский учёный Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Часть учёных сказали, что здесь сафар - это месяц Сафар". Среди учёных есть два комментария на это:
1 - по мнению имама Малика это означает отмену того что делали арабы до ислама - делали дозволенным месяц Мухаррам, а вместо него делали запретным месяц Сафар;
2 - арабы до ислама считали месяц Сафар несчастливым, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отверг всё это".
Этот хадис Мухаммад бин Исмаиль Аль-Бухари приводит в разделе "Нет сафара, сафар - это недуг, поражающий живот".
Невежественные люди не отправляются в путь в этот месяц, не заключают брак, не предпринимают серьёзных дел. Они думают, что самый несчастливый день в году - это последняя среда месяца Сафар. В этом убеждении они опираются на слабый хадис:

" آخر أربعاء في الشهر يوم نحس مستمر "

"Последняя среда месяца - это день страшного несчастья".
Среди людей также бытует традиция называть этот месяц Сафар-уль-хайр, то есть Сафар блага, что является формой отрицания ошибки другой ошибкой, одного невежества другим невежеством. Этого лучше не делать, потому что человек произносит эти слова, показывая, что он отрицает негативность Сафара, а ведь благо во всех месяцах и днях.
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Не правильно считать несчастливым какой-то определённый период времени, например, месяц Сафар или любой другой месяц, потому что любой срок - это время, а время - это творение Всевышнего Аллаха. В любое время происходят действия сынов Адама, и любое время, когда верующий занят поклонением Аллаху - это время благословенное для него, любое время, когда раб ослушается Аллаха - это время несчастливое для него. Следовательно, нет дурных предзнаменований, кроме грехов и ошибок, ибо они гневят Аллаха, Велик Он и Всесилен, и если Он разгневается на раба Своего, то он будет несчастен в мирской и вечной жизнях. Точно также, если Он доволен рабом Своим, то человек будет счастлив в мирской и вечной жизнях".
Один праведник, которому пожаловались на беды и напасти, ответил так: "Я думаю то, что с вами происходит - по причине грехов, и Аллах Всезнающий и Мудрый".
Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:


كانوا يرون أنَّ العمرةَ في أشهرِ الحجِّ من أفجرِ الفُجورِ قال وكانوا يُسمُّونَ المُحرَّمَ صفَرَ ويقولون إذا برأَ الدَّبَرُ وعفا الأثَرُ وانسلخَ صفَرُ حلَّتِ العمرةُ لمن اعتمرَ فقدِم رسولُ اللهِ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ وأصحابُه صبيحةَ رابعةٍ وهم مُلبُّونَ بالحجِّ فأمرهم أن يجعلوها عُمرةً قالوا يا رسولَ اللهِ أيُّ حِلٍّ نُحِلُّ قال الحِلُّ كلُّه

"Арабы джахилии считали смертным грехом совершать у'мру в месяцы хаджа, они называли Мухаррам Сафаром и говорили: "Когда заживёт спина верблюда, сотрутся следы и пройдёт Сафар, можно будет совершать у'мру тому, кто желает". Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники прибыли утром четвёртого дня Зульхиджы для совершения хаджа, он приказал им совершить вместо него у'мру, но они спросили: "О, Посланник Аллаха! Что именно дозволено?". Он ответил: "Дозволено всё (то есть запретное в состоянии ихрама)".
Абу Дауд сказал: "Я был свидетелем того, как было прочитано Аль-Харису бин Мискину: "Сообщает вам Ашхаб: "Спросили Малика о словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "... и нет Сафара", и он ответил: "Арабы джахилии в один год Сафар объявляли дозволенным, а на следующий год запретным, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "... и нет Сафара", имея ввиду, что так делать нельзя.
Аль-Мунзири сказал: "Сказано, что арабы для того, чтобы время соответствовало названиям месяцев, каждые четыре года добавляли лишний месяц и называли его второй Сафар, но на четвёртый год было тринадцать месяцев, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "В году двенадцать месяцев".
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

قام فينا رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : (( لا يعدي شيء شيئاً ))، فقال أعرابي : يا رسول الله ! البعير أجرب الحشفة ندبنه فيجرب الإبل كلها ؟ فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم:(( فمن أجرب الأول ؟ لا عدوى ولا صفر ، خلق الله كل نفس فكتب حياتها ورزقها ومصائبها )) .
"Встал среди нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "Ничто не заразит другое". Один бедуин сказал: "О, Посланник Аллаха! Когда мы вводим одного верблюда с чесоткой на половом органе в загон к другим верблюдам, он заражает их всех". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А кто заразил чесоткой первого?» "Нет заразе и нет Сафара, Аллах сотворил каждую душу и предначертал ей её жизнь, её пропитание и её беды".
Из этих хадисов мы видим, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил верить в приметы, дурные предзнаменования, и во всём уповать на Всевышнего Аллаха.

Дамир-хазрат Нафиков.


Слова мужчины, портящие намаз женщины. Вопрос: Что сказал мужчина женщине во время намаза в результате чего её намаз нарушился? 

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Если женщина была его рабыней и она, читая намаз, услышала, как он сказал: "Ты свободна", то её молитва нарушается. (В данный момент это не актуально).

Дамир-хазрат Нафиков.


Чтение нафль намаза Вопрос: Ассаляму алейкум! При чтении нафль намаза суннат гойри муаккада из 4-х ракаатов надо ли в первой каада после ташаххуда читать салават, а встав на 3-ий ракаат читать субханака? И где об этом можно почитать? 

Ответ:

Учёные-ханафиты делят четырёхракаатные дополнительные молитвы на два вида:
1. Усиленная сунна, такая, например, как четыре ракаата перед обеденным намазом, четыре ракаата до и после пятничной молитвы исполняются как фард-намаз, то есть читается одна истифтах (претворяющая) молитва в первом ракаате и во втором ракаате читается только ташаххуд без салаватов.
2. В других, кроме вышеперечисленных, дополнительных молитвах следует читать ещё одну истифтах (претворяющая) молитву в начале третьего ракаата, а также после ташаххуда во втором ракаате дополнительно прочесть салаваты и другие молитвы, завершающие намаз. Также её надо читать в случае, если человек дал обет исполнить четыре ракаата молитвы. Каждые два ракаата дополнительной молитвы считаются отдельной молитвой. Ибн Абидин сказал: "Этот вопрос не поднимается первыми учёными мазхаба, это предпочтительное мнение последующих учёных мазхаба. Есть другое мнение о том, что достаточно прочесть молитву истифтах один раз".

Дамир-хазрат Нафиков.


Касыда Абу Ханифы о пророке Вопрос: Сказал Абу Ханифа Нуъман бин Сабит (80-150 х/ 699-767 м) в своей касыде (поэме) «Аль Касыдатун Нуъмания фи Мадхи Хайриль Бариййа» (другое название «Аль Касыдатун Нуъмания фи Мадхин Наби»):

فإذَا سَكَتُّ فَفِيك صَمْتي كُلُّه ___ وإذَا نَطَقْتُ فمَادِحًا عَلَيْكَا

وإذَا سَمِعْتُ فَعَنْك قَوْلاً طَيِّبًا ___ وإذَا نَظَرْتُ فَما أرَى إلاكَا

يا مَالِكِي كُنْ شَافِعِي في فَاقَتِي __ إنِّي فَقِيرٌ في الوَرَى لِغِنَاكَا

يا أكْرَمَ الثَقَلَيْنِ يا كَنْزَ الغِنَى ___ جُد لِي بِجُودِكَ وأَرْضِنِي بِرِضَاكَا

أنا طَامِعٌ بالجُود مِنْكَ ___ ولمْ يَكُنْ لأبِي حَنِيفَة في الأنَام سِوَاكَا



44. «Когда я молчу то все мое молчание о тебе___Когда я говорю то говорю восхваляя тебя.

45. Когда я слушаю то слушаю благое слово от тебя___Когда смотрю то вижу только тебя.

46. О мой хозяин! Будь моим ходатаем в моих нуждах, потому что я нуждающийся среди людей в твоем богатстве.

47. О самый благородный из джиннов и людей, о сокровищница богатств!___Будь щедрым ко мне своей щедростью и удовлетвори меня своим довольством.

48. Я жаждущий щедрости от тебя, и нет у Абу Ханифы среди людей никого кроме тебя».

Источник: Абу Ханифа: Аль Касыдатун Нуъмания: Строка 44-48.
Издание: Стамбул (1268, 1279, 1298, 1320), Египет, Индия

Шархи на книгу:

Ибрахим Халил бин Яхья: «Суруруль Кулюбиль Ирфания»: Стамбул 1268 (на турецком языке);
Мухаммад Азам бин Мухаммадярм: «Рахматур Рахман»: Дели 1897 (на индийском языке).

К кому в этой касыде обращается Абу Ханифа? К Пророку Мухаммаду, мир ему?
Рустам, Челябинск.

Ответ:

Название касыды «Аль Касыдатун Ну'мания фи Мадхи Хайриль Бариййа» говорит само за себя, так как название означает "Касыда Нуъмана, восхваляющая лучшего из созданий", то есть Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Дамир-хазрат Нафиков.


В какой месяц пророк совершил переселение? Вопрос: Ассаляму алейкум, мухтарам джамаат!
Правда ли что Благословенный Пророк Мухаммад, мир ему, переселился из Мекки в Медину в месяце раби-уль-авваль?

Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из своего дома в Мекке ночью в пятницу 27 Сафара. Укрывался в пещере в пятницу, субботу и воскресенье. Отправился в Медину в понедельник и добрался до Куба (селение Бану Амр бин Ауф к юго-западу от Медины) к следующему понедельнику. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл в Медину в пятницу 12 раби'-уль-авваль.

Дамир-хазрат Нафиков.


О прощении грехов Вопрос: Я увидела богохульную шутку. Мои губы сами собой расплылись в улыбке, и я почувствовала, что мне смешно. Но с самой первой секунды этого чувства, я поняла, что это мерзко. Я не дала себе улыбнуться, это происходило против моей воли. Мне с самого начала не было смешно, это было не мое чувство, но я испытывала его. Но оно не принадлежало мне. Мне не могло быть смешно от подобного. Скажите, это ведь могло быть от шайтана? Иногда, когда я думаю о Аллахе, я чувствую раздражение. Но тут я точно уверена, что это от шайтана. Если от него может исходить гнев, то может ли исходить смех?

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В суре «Семейство Имрана» Всевышний Аллах сказал: «И те, коль свершат они скверное иль причинят себе несправедливость и вспоминают Аллаха, то просят прощения за свои прегрешения, и кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что свершили, и они знают. Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки, и в тех садах вечно пребудут они и прекрасно воздаяние благодетельствующих» (135-й аят).

«И те, коль свершат они скверное...», то есть действие чрезмерное по скверности, например, прелюбодеяние. «...Иль причинят себе несправедливость...», а значит совершат какой-либо грех. Сказано: «Скверна – великий грех, несправедливость к себе – мелкий грех». Возможно, такое различие приводится по причине вредительства только себе во втором случае и другим людям – в первом. «...И вспоминают Аллаха,...» ... Его угрозу, закон или Его абсолютное право. «...То просят прощения за свои прегрешения...» … с раскаянием и покаянием. «...И кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?!...» Вопрос, означающий отрицание, преднамеренно поставленный в середину предложения с целью указать на Милосердие и Всепрощение Аллаха, как и на обещание принятия покаяния, а, следовательно, побудить к мольбе о прощении. «И не излишествуют в том, что свершили...», то есть если и грешили, то просили прощения, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не излишествует тот, кто просит прощения, даже если повторит прегрешение сие семьдесят раз на дню». «...И они знают...» ... о своём грехе, а потому не усугубляют чрезмерностью свои деяния. «Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки и в тех садах вечно пребудут они...». Предложение, разъясняющее предыдущее.

Аят, говорящий о богобоязненных и расходующих, объясняет, что Рай подготовлен для благочестивых и кающихся в воздаяние им, но вовсе не отрицает попадание туда грешников. Как и тот факт, что Ад, уготованный для неверных в наказание, – не означает, что другие туда не попадают. «... И прекрасно воздаяние благодетельствующих», а посему осознавший свои прегрешения подобен стремящемуся наверстать упущенное. В чём же разница между словами благодетельствующий, осознавший, влюблённый, вознаграждённый? Возможно, замена слова «джаза» на слово «аджр» является скрытой мудростью, означающей, что воздаянием их будет прощение и райские сады (Тафсир Кады Байдави). Есть мнение, что этот аят ниспослан о торговце финиками. К нему пришла женщина купить фиников, а он завёл её в свою лавку и поцеловал, но после горько пожалел об этом. Аят, конечно же, касается каждого, кто раскаивается в совершённых великих грехах, таких как прелюбодеяние или любых других (Тафсир «Кашшаф»).

В словах «...то просят прощения...» – утешение для душ рабов Господних и побуждение к покаянию, отвержение отчаяния в Милости Всевышнего Аллаха и надежда на то, что как бы ни были велики прегрешения, но прощение и щедрость Его – величественнее!» (из книги «Раскрытие»).

«...За свои прегрешения...» … раскаиваются и оставляют их, намереваясь впредь их более не совершать. Это и является главным условием принятия покаяния (Тафсир «Хозин»).

«...И они знают...». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) растолковал это так: «Они знают, что это грех». Но есть и другие толкования: они знают, что чрезмерность – это вред; они знают, что Всевышний Аллах прощает прегрешения; они знают, что как бы не было много грехов, Аллаху ничего не стоит простить их; они знают, что стоит попросить прощения и Аллах простит их (Тафсир «Любаб»). Ибн Умар передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Всевышний Аллах принимает покаяния раба Своего до тех пор, пока не затрепещет в горле душа его» (из книги «Ниша светильников»). Смысл хадиса в том, что покаяния грешника принимаются ровно до того момента, когда наступает смертный час его, и душа «подступает» к горлу, выходя из него. Именно в этот момент умирающий увидит, что его ожидает: милосердие или наказание. Но тогда не поможет ему ни покаяние, ни вера его, ибо условием покаяния является намерение оставить прегрешения и не свершать их более. Но этого он уже не может (из книги «Румийские собрания»).

От Али Бин Талиба (да будет доволен им Аллах) приводится хадис: «Записано вокруг Престола за четыре тысячи лет до сотворения Адама (мир ему): «Воистину, Я – Всепрощающий для уверовавших, покаявшихся и благодетельствовавших» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Доводится, как Джибриль (мир ему) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молвил: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и говорит: «Кто покается из уммы твоей за год до смерти, Я приму его покаяние!» Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Джибриль! Год – это слишком много для моей уммы, ибо пренебрежение овладело ими и грёзы самообмана». Джибриль удалился, но после вернулся и молвил: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за месяц до смерти своей, у того приму покаяние». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) же возразил: «О, Джибриль! И месяц слишком много для уммы моей!» Снова удалился Джибриль и вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за день до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и в этот раз возразил: «О, Джибриль! Даже день слишком много для уммы моей!» Вновь пришлось уйти Джибрилю, а вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за час до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова взмолился: «О, Джибриль! И даже час слишком много для уммы моей!» И в последний раз Джибриль удалился и вернулся уже с таким ответом: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и извещает: «Кто проведёт всю жизнь свою во грехе и не вернётся ко Мне ни за год до смерти, ни за месяц, ни за день и даже за час, и душа уже достигнет горла его, а он не сможет ничего молвить языком своим и оправдаться, но сожалеть станет искренне сердцем своим, то прощу Я его» (из книги «Сливки увещевающих»).

Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вошёл я вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) к мужчине из ансар, когда тот был при смерти и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему: «Покайся пред Аллахом!» Но тот ничего не смог промолвить языком, а лишь устремил взор свой к небу. Посланника Аллаха улыбнулся. Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Посланник Аллаха! Почему ты улыбнулся?» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил: «Воистину, этот немощный человек не смог покаяться языком и, обратив свой взор к Небу, сожалел сердцем и Всевышний Аллах сказал на это: «О, ангелы Мои! Воистину, раб Мой не в силах совершить покаяние языком, но сожалеет всем сердцем. Я не предам забвению ни покаяния его, ни сердечного сожаления. Так будьте же свидетелями тому, как Я простил его!» (из книги «Жемчужина собраний»).

Всевышний Аллах говорит в суре «Свет», 31-й аят: «И кайтесь все пред Аллахом, о, уверовавшие! И может обретёте вы счастье!» Некоторые мудрецы считают: «Свидетельством искреннего покаяния человека могут считаться следующие признаки: 1. Удержание языка своего от хулы, сплетен, лжи и пустословия; 2. Отсутствие в сердце зависти и вражды к кому бы то ни было; 3. Отдаление от дурных людей и избегание общения с ними; 4. Усердие в поклонении, сожаление о грехах, мольба о прощении их и готовность к смерти». В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «О, уверовавшие! Кайтесь пред Аллахом искренне» (сура «Запрет», 8-й аят).

Как-то спросили у Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о сути искреннего покаяния, и он ответил: «Это покаяние человека, хоть и совершившего дурное, но намеревающегося не повторять подобного никогда». Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), разъясняя этот аят «Кайтесь же пред Аллахом искренне», сказал: «Каяться искренне – это раскаяние сердцем, мольба о прощении языком и намерение более не совершать подобного никогда».

От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) доводится: «Просящий прощения лишь языком, но всё же грешащий чрезмерно уподоблен издевающемуся над Господом своим» (из книги «Сад учёных»). Саид Аль-Бунани сказал: «Дошло до меня, что Иблис (да будет он проклят) рыдал, когда ниспосылался этот аят» (Тафсир «Ал-Любаб»). От Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) приводят слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам следует больше повторять «Нет Бога, кроме Аллаха», молить о прощении, ибо Иблис (да будет он проклят) сказал: «Я погубил людей грехами и ослушанием, а они погубили меня словами: «Нет Бога, кроме Аллаха» и мольбами о прощении, видя это, я погубил их страстями, а они полагают, что на праведном пути» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал: «Обратился Иблис к Аллаху: «О, Господь! Клянусь Величием Твоим, не перестану совращать людей, пока души в их телах!» Но ответил ему Всевышний Аллах: «Клянусь Величием и Почётом Своим, о, проклятый! Не перестану Я прощать их, пока просят они прощения!»

Доводится от Ата бин Халид: «Дошло до меня, что, когда ниспослано было Слово Божье: «Кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что совершили, ибо они знают», завопил Иблис (да будет он проклят), призывая воинство своё и посыпая голову землёй, повторял: «О горе мне!». Когда же прибыло всё воинство его и с моря, и с суши, то удивились: «О, наш господин! Что с тобой?» И он возопил: «Снизошёл аят в Писании Всевышнего Аллаха и ныне грех не навредит никому». Спросили они его об аяте и он поведал им, а после они сказали: «Мы откроем для них врата страстей и тогда не станут они ни каяться, ни молить о прощении, но будут думать, что на истинном пути». Сатана остался доволен их словами» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приводил Слова Всевышнего Аллаха: «О, сын человеческий! Пока ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе все прегрешения твои, каковы бы они ни были, не взирая на них! О, сын человеческий! Даже если грехи твои количеством и размерами достигнут Небес, но взмолишь ты Меня о прощении, и прощу Я, не внемля им! О, сын человеческий! Коль придёшь ты ко Мне с грехами размером с Землю, но предстанешь предо Мной, не придавая Мне сотоварища, то приду Я к тебе с надлежащим прощением» (приводится Ат-Тирмизи).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постоянно просит прощения у Аллаха, того Аллах выведет из любого затруднительного положения, избавит от всяких забот и оделит пропитанием откуда человек и не предполагал» (из сборника хадисов Абу Дауд, 1518).

Другие хадисы гласят: «Клянусь Аллахом, что я молю о прощении у Него более семидесяти раз в день». (сборник хадисов «Бухари»). Или «О, люди! Кайтесь пред Аллахом, ибо я каюсь пред Ним каждодневно стократ» (сборник хадисов «Муслим»). «Каждый человек грешен, а лучшие грешники – кающиеся» (из книги «Аль-Мунтахаб»).

От Ибн Аббаса передаётся хадис: «Погибли отсрочивающие» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Речь о тех, кто откладывает покаяние на потом. Погибель же человека – в его надежде на долгую жизнь, хотя смерть всегда внезапна. Но даже при условии долгой жизни человек, грешивший долгое время, не может прекратить сегодня и в одночасье, так почему же он вдруг изменится завтра? Тот факт, что человек не может перестать грешить, указывает на овладение им страстей, а страсти, как известно, не оставят человека разом, но, напротив, будут усиливаться с каждым днём, опираясь на привычку человека к этим страстям. Так взгляните же на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который каялся и молил о прощении своих грехов, не взирая на то, что Аллах заведомо простил ему все прошлые и будущие прегрешения. Что же говорить о тех, кому неизвестно о прощении или непрощении его прегрешений. Им ли не каяться пред Всевышним Аллахом и не занимать свой язык молитвами и поминанием Владыки Всепрощающего и единственно Спасающего от Вечного наказания?! (из книги «Собрание благочестивых»). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если желает Всевышний Аллах добра рабу Своему, то ускорит ему наказание в мирской жизни, если пожелает зла, то отсрочит наказание до Дня Суда» (из сборника хадисов «Аль-Хаким»).