Текущее время
Сегодня Вторник 12 Ноября 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 05:57

Восход 08:11

Зухр 12:25

Аср 14:38

Магриб 16:31

Иша 18:23

Введите ваш эл.адрес:

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел даже самым незначительным, пусть это даже будет радостный взгляд на своего товарища» («Сахих» Муслима)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Фетвы (вопрос-ответ)

Задать вопрос

Ваше имя*
Электронная почта*
Текст вопроса*
Введите символы с картинки *

Ответы на ваши вопросы

В какой месяц пророк совершил переселение? Вопрос: Ассаляму алейкум, мухтарам джамаат!
Правда ли что Благословенный Пророк Мухаммад, мир ему, переселился из Мекки в Медину в месяце раби-уль-авваль?

Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из своего дома в Мекке ночью в пятницу 27 Сафара. Укрывался в пещере в пятницу, субботу и воскресенье. Отправился в Медину в понедельник и добрался до Куба (селение Бану Амр бин Ауф к юго-западу от Медины) к следующему понедельнику. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл в Медину в пятницу 12 раби'-уль-авваль.

Дамир-хазрат Нафиков.


О прощении грехов Вопрос: Я увидела богохульную шутку. Мои губы сами собой расплылись в улыбке, и я почувствовала, что мне смешно. Но с самой первой секунды этого чувства, я поняла, что это мерзко. Я не дала себе улыбнуться, это происходило против моей воли. Мне с самого начала не было смешно, это было не мое чувство, но я испытывала его. Но оно не принадлежало мне. Мне не могло быть смешно от подобного. Скажите, это ведь могло быть от шайтана? Иногда, когда я думаю о Аллахе, я чувствую раздражение. Но тут я точно уверена, что это от шайтана. Если от него может исходить гнев, то может ли исходить смех?

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В суре «Семейство Имрана» Всевышний Аллах сказал: «И те, коль свершат они скверное иль причинят себе несправедливость и вспоминают Аллаха, то просят прощения за свои прегрешения, и кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что свершили, и они знают. Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки, и в тех садах вечно пребудут они и прекрасно воздаяние благодетельствующих» (135-й аят).

«И те, коль свершат они скверное...», то есть действие чрезмерное по скверности, например, прелюбодеяние. «...Иль причинят себе несправедливость...», а значит совершат какой-либо грех. Сказано: «Скверна – великий грех, несправедливость к себе – мелкий грех». Возможно, такое различие приводится по причине вредительства только себе во втором случае и другим людям – в первом. «...И вспоминают Аллаха,...» ... Его угрозу, закон или Его абсолютное право. «...То просят прощения за свои прегрешения...» … с раскаянием и покаянием. «...И кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?!...» Вопрос, означающий отрицание, преднамеренно поставленный в середину предложения с целью указать на Милосердие и Всепрощение Аллаха, как и на обещание принятия покаяния, а, следовательно, побудить к мольбе о прощении. «И не излишествуют в том, что свершили...», то есть если и грешили, то просили прощения, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не излишествует тот, кто просит прощения, даже если повторит прегрешение сие семьдесят раз на дню». «...И они знают...» ... о своём грехе, а потому не усугубляют чрезмерностью свои деяния. «Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки и в тех садах вечно пребудут они...». Предложение, разъясняющее предыдущее.

Аят, говорящий о богобоязненных и расходующих, объясняет, что Рай подготовлен для благочестивых и кающихся в воздаяние им, но вовсе не отрицает попадание туда грешников. Как и тот факт, что Ад, уготованный для неверных в наказание, – не означает, что другие туда не попадают. «... И прекрасно воздаяние благодетельствующих», а посему осознавший свои прегрешения подобен стремящемуся наверстать упущенное. В чём же разница между словами благодетельствующий, осознавший, влюблённый, вознаграждённый? Возможно, замена слова «джаза» на слово «аджр» является скрытой мудростью, означающей, что воздаянием их будет прощение и райские сады (Тафсир Кады Байдави). Есть мнение, что этот аят ниспослан о торговце финиками. К нему пришла женщина купить фиников, а он завёл её в свою лавку и поцеловал, но после горько пожалел об этом. Аят, конечно же, касается каждого, кто раскаивается в совершённых великих грехах, таких как прелюбодеяние или любых других (Тафсир «Кашшаф»).

В словах «...то просят прощения...» – утешение для душ рабов Господних и побуждение к покаянию, отвержение отчаяния в Милости Всевышнего Аллаха и надежда на то, что как бы ни были велики прегрешения, но прощение и щедрость Его – величественнее!» (из книги «Раскрытие»).

«...За свои прегрешения...» … раскаиваются и оставляют их, намереваясь впредь их более не совершать. Это и является главным условием принятия покаяния (Тафсир «Хозин»).

«...И они знают...». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) растолковал это так: «Они знают, что это грех». Но есть и другие толкования: они знают, что чрезмерность – это вред; они знают, что Всевышний Аллах прощает прегрешения; они знают, что как бы не было много грехов, Аллаху ничего не стоит простить их; они знают, что стоит попросить прощения и Аллах простит их (Тафсир «Любаб»). Ибн Умар передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Всевышний Аллах принимает покаяния раба Своего до тех пор, пока не затрепещет в горле душа его» (из книги «Ниша светильников»). Смысл хадиса в том, что покаяния грешника принимаются ровно до того момента, когда наступает смертный час его, и душа «подступает» к горлу, выходя из него. Именно в этот момент умирающий увидит, что его ожидает: милосердие или наказание. Но тогда не поможет ему ни покаяние, ни вера его, ибо условием покаяния является намерение оставить прегрешения и не свершать их более. Но этого он уже не может (из книги «Румийские собрания»).

От Али Бин Талиба (да будет доволен им Аллах) приводится хадис: «Записано вокруг Престола за четыре тысячи лет до сотворения Адама (мир ему): «Воистину, Я – Всепрощающий для уверовавших, покаявшихся и благодетельствовавших» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Доводится, как Джибриль (мир ему) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молвил: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и говорит: «Кто покается из уммы твоей за год до смерти, Я приму его покаяние!» Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Джибриль! Год – это слишком много для моей уммы, ибо пренебрежение овладело ими и грёзы самообмана». Джибриль удалился, но после вернулся и молвил: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за месяц до смерти своей, у того приму покаяние». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) же возразил: «О, Джибриль! И месяц слишком много для уммы моей!» Снова удалился Джибриль и вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за день до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и в этот раз возразил: «О, Джибриль! Даже день слишком много для уммы моей!» Вновь пришлось уйти Джибрилю, а вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за час до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова взмолился: «О, Джибриль! И даже час слишком много для уммы моей!» И в последний раз Джибриль удалился и вернулся уже с таким ответом: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и извещает: «Кто проведёт всю жизнь свою во грехе и не вернётся ко Мне ни за год до смерти, ни за месяц, ни за день и даже за час, и душа уже достигнет горла его, а он не сможет ничего молвить языком своим и оправдаться, но сожалеть станет искренне сердцем своим, то прощу Я его» (из книги «Сливки увещевающих»).

Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вошёл я вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) к мужчине из ансар, когда тот был при смерти и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему: «Покайся пред Аллахом!» Но тот ничего не смог промолвить языком, а лишь устремил взор свой к небу. Посланника Аллаха улыбнулся. Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Посланник Аллаха! Почему ты улыбнулся?» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил: «Воистину, этот немощный человек не смог покаяться языком и, обратив свой взор к Небу, сожалел сердцем и Всевышний Аллах сказал на это: «О, ангелы Мои! Воистину, раб Мой не в силах совершить покаяние языком, но сожалеет всем сердцем. Я не предам забвению ни покаяния его, ни сердечного сожаления. Так будьте же свидетелями тому, как Я простил его!» (из книги «Жемчужина собраний»).

Всевышний Аллах говорит в суре «Свет», 31-й аят: «И кайтесь все пред Аллахом, о, уверовавшие! И может обретёте вы счастье!» Некоторые мудрецы считают: «Свидетельством искреннего покаяния человека могут считаться следующие признаки: 1. Удержание языка своего от хулы, сплетен, лжи и пустословия; 2. Отсутствие в сердце зависти и вражды к кому бы то ни было; 3. Отдаление от дурных людей и избегание общения с ними; 4. Усердие в поклонении, сожаление о грехах, мольба о прощении их и готовность к смерти». В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «О, уверовавшие! Кайтесь пред Аллахом искренне» (сура «Запрет», 8-й аят).

Как-то спросили у Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о сути искреннего покаяния, и он ответил: «Это покаяние человека, хоть и совершившего дурное, но намеревающегося не повторять подобного никогда». Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), разъясняя этот аят «Кайтесь же пред Аллахом искренне», сказал: «Каяться искренне – это раскаяние сердцем, мольба о прощении языком и намерение более не совершать подобного никогда».

От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) доводится: «Просящий прощения лишь языком, но всё же грешащий чрезмерно уподоблен издевающемуся над Господом своим» (из книги «Сад учёных»). Саид Аль-Бунани сказал: «Дошло до меня, что Иблис (да будет он проклят) рыдал, когда ниспосылался этот аят» (Тафсир «Ал-Любаб»). От Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) приводят слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам следует больше повторять «Нет Бога, кроме Аллаха», молить о прощении, ибо Иблис (да будет он проклят) сказал: «Я погубил людей грехами и ослушанием, а они погубили меня словами: «Нет Бога, кроме Аллаха» и мольбами о прощении, видя это, я погубил их страстями, а они полагают, что на праведном пути» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал: «Обратился Иблис к Аллаху: «О, Господь! Клянусь Величием Твоим, не перестану совращать людей, пока души в их телах!» Но ответил ему Всевышний Аллах: «Клянусь Величием и Почётом Своим, о, проклятый! Не перестану Я прощать их, пока просят они прощения!»

Доводится от Ата бин Халид: «Дошло до меня, что, когда ниспослано было Слово Божье: «Кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что совершили, ибо они знают», завопил Иблис (да будет он проклят), призывая воинство своё и посыпая голову землёй, повторял: «О горе мне!». Когда же прибыло всё воинство его и с моря, и с суши, то удивились: «О, наш господин! Что с тобой?» И он возопил: «Снизошёл аят в Писании Всевышнего Аллаха и ныне грех не навредит никому». Спросили они его об аяте и он поведал им, а после они сказали: «Мы откроем для них врата страстей и тогда не станут они ни каяться, ни молить о прощении, но будут думать, что на истинном пути». Сатана остался доволен их словами» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приводил Слова Всевышнего Аллаха: «О, сын человеческий! Пока ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе все прегрешения твои, каковы бы они ни были, не взирая на них! О, сын человеческий! Даже если грехи твои количеством и размерами достигнут Небес, но взмолишь ты Меня о прощении, и прощу Я, не внемля им! О, сын человеческий! Коль придёшь ты ко Мне с грехами размером с Землю, но предстанешь предо Мной, не придавая Мне сотоварища, то приду Я к тебе с надлежащим прощением» (приводится Ат-Тирмизи).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постоянно просит прощения у Аллаха, того Аллах выведет из любого затруднительного положения, избавит от всяких забот и оделит пропитанием откуда человек и не предполагал» (из сборника хадисов Абу Дауд, 1518).

Другие хадисы гласят: «Клянусь Аллахом, что я молю о прощении у Него более семидесяти раз в день». (сборник хадисов «Бухари»). Или «О, люди! Кайтесь пред Аллахом, ибо я каюсь пред Ним каждодневно стократ» (сборник хадисов «Муслим»). «Каждый человек грешен, а лучшие грешники – кающиеся» (из книги «Аль-Мунтахаб»).

От Ибн Аббаса передаётся хадис: «Погибли отсрочивающие» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Речь о тех, кто откладывает покаяние на потом. Погибель же человека – в его надежде на долгую жизнь, хотя смерть всегда внезапна. Но даже при условии долгой жизни человек, грешивший долгое время, не может прекратить сегодня и в одночасье, так почему же он вдруг изменится завтра? Тот факт, что человек не может перестать грешить, указывает на овладение им страстей, а страсти, как известно, не оставят человека разом, но, напротив, будут усиливаться с каждым днём, опираясь на привычку человека к этим страстям. Так взгляните же на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который каялся и молил о прощении своих грехов, не взирая на то, что Аллах заведомо простил ему все прошлые и будущие прегрешения. Что же говорить о тех, кому неизвестно о прощении или непрощении его прегрешений. Им ли не каяться пред Всевышним Аллахом и не занимать свой язык молитвами и поминанием Владыки Всепрощающего и единственно Спасающего от Вечного наказания?! (из книги «Собрание благочестивых»). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если желает Всевышний Аллах добра рабу Своему, то ускорит ему наказание в мирской жизни, если пожелает зла, то отсрочит наказание до Дня Суда» (из сборника хадисов «Аль-Хаким»). 


Как стать истинной мусульманкой? Вопрос: Что нужно делать, чтобы быть истинной мусульманкой?

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и всем его сподвижникам.
А затем...

Всевышний Аллах сотворил женщину - почтенное творение, наделив её обязанностями и правами не ниже мужчины. Женщина-мусульманка вписала в историю ислама величайшие страницы как в культурную и социальную, так и в политическую, экономическую и религиозную сферы. У женщины огромная роль в обогащении жизни своего спутника - мужчины, а в некоторых сферах жизни её роль гораздо важнее роли мужчины.

О женщине и её значимости можно много говорить. Во многих аятах священного Кур'ана высказываются хвалебные речи в адрес женщины. Всевышний Аллах ниспослал множество законов, регулирующих положение женщины. Всевышний в своём писании, говоря о женщинах, называет их верующими, мусульманками, набожными, постящимися, правдивицами, благодетельными, кающимися, поклоняющимися, тем самым возвеличивая их статус.

Аллах повелел как мужчинам, так и женщинам в одинаковой мере получать знания, давать и принимать наставления, произносить славословия Богу, совершать молитвы. Лишь в некоторых вопросах поклонения Аллах, проявляя свою безграничную милость, даёт женщинам некоторое облегчение. Так, Аллах не обязал женщин совершать пятничную и пятикратные молитвы в мечети. Аллах даёт им достаточное воздаяние за молитву, совершённую дома. Однако в то же время ислам не запрещает ей молиться в мечети.

Я хотел бы напомнить мусульманке следующее :

1. Всевышний Аллах оказал женщине почёт и оградил её от всевозможных угроз. В связи с этим ей следует благодарить Всевышнего Аллаха за эту милость, а благодарность проявляется в исполнении Его повелений и оставлении запрещённого Им. Это относится и к её взаимоотношениям с мужчинами.

Взрослые мужчины, по отношению к женщине делятся на три категории:

1) Махрам (родственник) — тот, кому нельзя брать в жёны женщину, а именно: её отец, родной брат, сын, дед, дядя, внук, племянник и так далее. Женщине можно обнажать перед ними голову, лицо, руки, ступни, в случае, если это не приводит к соблазну. Также ей разрешено отправляться с ними в путь.

2) Супруг - это мужчина, вступивший с женщиной в священный брак согласно канонам шариата. Как жене, так и мужу дозволено смотреть на любую часть тела друг друга. Женщине можно отправляться в путь со своим супругом.

3) Посторонний мужчина — это мужчина, который не состоит с женщиной в близких родственных отношениях и с которым женщина может заключать брак. Женщине нельзя открывать перед посторонними мужчинами никакую часть тела, кроме лица и кистей рук. Нельзя обнажать перед ними ни головы, ни шеи, ни грудь, ни ноги. На это есть строгие запреты в Кур'ане и сунне. Также запрещено показывать им свои украшения, уединяться с ними и путешествовать с ними наедине.

Сказал Всевышний Аллах :

وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إلاَّ ما ظَهَرَ مِنْها

«И пусть они не показывают красот своих, кроме тех, что видны». Сура «Свет», аят 31. Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), комментируя этот аят: «Кроме тех, что видны», то есть дозволено женщине открывать своё лицо, кисти рук и кольцо».

Всевышний изрёк :

وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إلاَّ لِبُعُولَتِهِنَّ

«И пусть они не показывают украшений своих, кроме как для хозяев своих». Сура «Свет», аят 31. То есть мужей.

Сказал Посланник Аллаха (да благословил его Аллах и приветствует) :

صنفان من أهل النار لم أرهما: رجال بأيديهم سياط كأذناب البقر يضربون بها الناس، ونساء كاسيات عاريات، مائلات مميلات، رءوسهن كأسنمة البخت المائلة، لا يدخلن الجنة ولا يجدنن ريحها

«Есть две категории обитателей Ада, которых я не видел:
1) мужчины с кнутами в руках подобно хвостам коров, которыми они бьют людей;
2) полуодетые или обнажённые женщины, горделиво шествующие, покачивая плечами своими. Прически на головах их подобны горбам верблюдов склонившимся, они не войдут в Рай, и даже не почувствуют запаха его
». В этом хадисе имеется строгое предостережение от приукрашения и надевания прозрачной и короткой одежды.

В намазе женщина должна покрывать всё своё тело, за исключением лица и кистей рук, даже в присутствии родственников и мужа. Стопы же надо покрывать либо надев носки, либо опустив одежду пониже.

Замужняя женщина обязательно должна поститься в месяц Рамадан, с согласия мужа или без него, потому что она выполняет святое предписание и один из столпов ислама. Но дополнительные посты замужняя женщина имеет право держать только с разрешения мужа, если он в это время находится рядом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не дозволенно женщине поститься, когда муж её с нею, кроме как с его дозволения». При отсутствии мужа рядом с ней она имеет право поститься не спрашивая его разрешения.

Профессор, Шейх Абдурраззак Ас-Са"ди


Достоверность хадиса Вопрос: Есть ли такой хадис?
Дамир-хазрат, такой хадис есть или нет?

4.jpg

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а затем...
Этот хадис приводит Аль-Байхаки в сборнике "Ответвления веры" (3/317) по цепочке от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Это действительно изречение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Этот хадис также приводит Ибн Ади в своей книге "Полноценный" (4/227).

Дамир-хазрат Нафиков.


Можно ли женщинам присутствовать на похоронах? Вопрос: Ассаляму галэйкум, хазрат! Женщина беременная, можно ей посмотреть на умершую мать? В день смерти дочь была вместе с матерью, потом мать увезли в больницу, где она и умерла. Я сказал девушке, что ей нежелательно участвовать в похоронах.
Фидан, Башкортостан. 

Ответ:

С именем Аллаха. Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, и затем...
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел провожать человека в последний путь. Побуждая людей к этому деянию, и показывая насколько это важно, он сообщил, что за это их ожидает награда с гору Ухуд. Имам Муслим приводит в своём сборнике "Сахих" от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنِ اتَّبَعَ جَنَازَةَ مُسْلِمٍ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، وَكَانَ مَعَهُ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهَا وَيُفْرَغَ مِنْ دَفْنِهَا، فَإِنَّهُ يَرْجِعُ مِنَ الأَجْرِ بِقِيرَاطَيْنِ، كُلُّ قِيرَاطٍ مِثْلُ أُحُدٍ، وَمَنْ صَلَّى عَلَيْهَا ثُمَّ رَجَعَ قَبْلَ أَنْ تُدْفَنَ فَإِنَّهُ يَرْجِعُ بِقِيرَاطٍ»

"Тот, кто будет участвовать с верой и надеждой в похоронах мусульманина и будет с ним, когда над ним исполнят молитву и совершат погребение, вернётся с наградой в два карата, а каждый карат как гора Ухуд. Тот, кто исполнит молитву над усопшим и вернётся прежде, чем того захоронят, вернётся с наградой в один карат".

В "Сахих Аль-Бухари" приводится, что Салим бин Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: "Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) исполнял молитву над усопшими и уходил, а когда до него довели хадис Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), он сказал: "Мы потеряли множество каратов!" Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что является обязанностью мусульманина по отношению к другому мусульманину провожать его в последний путь.

Два шейха приводят в своих "Сахих" от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلَامِ، وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ»

"Есть пять обязанностей мусульманина по отношению к другому мусульманину: ответить на приветствие, посетить больного, проводить усопшего, ответить на приглашение и пожелать милости Аллаха чихнувшему".

Имам Аль-Бухари приводит в своём "Сахих", что Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен ими Аллах) сказал:

"أَمَرَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وآله وسلم بِسَبْعٍ: بِعِيَادَةِ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعِ الْجَنَائِزِ، وَتَشْمِيتِ الْعَاطِسِ، وَنَصْرِ الضَّعِيفِ، وَعَوْنِ الْمَظْلُومِ، وَإِفْشَاءِ السَّلاَمِ، وَإِبْرَارِ الْمُقْسِمِ، وَنَهَى عَنِ الشُّرْبِ فِي الْفِضَّةِ، وَنَهَانَا عَنْ تَخَتُّمِ الذَّهَبِ، وَعَنْ رُكُوبِ الْمَيَاثِرِ، وَعَنْ لُبْسِ الْحَرِيرِ وَالدِّيبَاجِ وَالْقَسِّيِّ وَالإِسْتَبْرَقِ"

"Велел нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) семь дел: посещать больного, провожать усопших, желать милости Аллаха чихнувшему, помогать слабому, выручать ущемлённого, распространять приветствие и выполнить просьбу клятвенно обращающегося. Запретил он пить из серебряной посуды, он запретил нам надевать золотые печатки, садиться на сёдла, обшитые шёлком, и облачаться в шёлк, дибадж, касси и истабрак (самые дорогие виды шёлка)".
В вопросе участия женщин в похоронах есть разные мнения факихов. Учёные-ханафиты сказали, что женщины не должны отправляться на похороны и их участие макрух тахрим (нежелательное, близкое к запретному). Это мнение приводит великий ханафитский учёный Ибн Абидин в своей книге "Возвращение растерянного" - комментарий к книге "Избранный жемчуг". "Макрух тахрим женщинам идти на похороны, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ارْجِعْنَ مَأْزُورَاتٍ غَيْرَ مَأْجُورَاتٍ»

"Вернитесь, потому что за это вам будет грех и не будете вы вознаграждены".
Этот хадис приводит Ибн Маджа по слабой цепочке, но его подтверждает суждение о новых изменениях, связанных с изменением времени, о чём сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах):

"لَوْ رَأَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآله وسَلَّمَ مَا أَحْدَثَ النِّسَاءُ بَعْدَهُ لَمَنَعَهُنَّ الْمَسْجِدَ كَمَا مُنِعَتْ نِسَاءُ بَنِي إِسْرَائِيلَ"

"Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что начали делать женщины после него, то он запретил бы им ходить в мечеть, как это было запрещено женщинам сынов Израилевых". Это женщины её времени, а что ты скажешь о женщинах нашего времени?! Что касается хадиса, приводимого в двух "Сахих" от Умм Атыйя (да будет доволен ею Аллах):

"نُهينَا عَنِ اتِّبَاعِ الجَنَائِزِ، وَلَمْ يُعْزَمْ عَلَيْنَا"

"Нам было запрещено следовать за похоронной процессией, но не категорично". То это запрет танзих, то есть ближе к дозволенному, и он относится к тому времени, когда женщинам было разрешено ходить в мечети и на праздники" ("Возвращение растерянного" 2 том, 232 стр., издательство "Мысль").

Маликитские учёные считают, что женщине преклонного возраста можно присутствовать на похоронах, а молодой женщине можно при условии отсутствия угрозы совершения ею запретного, особенно если это похороны близкого ей человека такого, например, как отец, мать, муж, сын, дочь, брат или сестра. Если есть такая угроза, в этом случае ей запрещено присутствовать на похоронах.


Великий маликитский учёный ас-Сави сказал в книге "Марокканские сандалии идущего к ближайшему из путей" известная как "Комментарий Ас-Сави к малому толкованию" говорит: "Можно женщине преклонного возраста ходить на похороны, как и девушке, если нет угрозы, что она впадёт в грех, и, если это похороны близкого ей человека: отца, матери, мужа, сына, дочери, брата или сестры. Не дозволено участвовать на похоронах девушке, которая может впасть в грех" (2 том, 121 стр., издательство "Мысль").


Шафиитские и ханбалитские учёные считают, что женщине, вне зависимости от возраста и поведения нежелательно присутствовать на похоронах. Имам Ан-Навави сказал в книге "Собранный": "Что касается женщин, то им не запрещено, но нежелательно участвовать в похоронах, и это верно, об этом сказали наши учёные. Нежелательность присутствия женщин на похоронах - это наше мнение и мнение большинства учёных, которое передаёт Аль-Мунзир от Ибн Мас'уда, Ибн Умара, Абу Умама, Аиши (да будет доволен ими Аллах) и от таких имамов как Масрук, Аль-Хасан, Ан-Нахаи, Аль-Аузаи, Ахмад и Исхак, и об этом говорил ас-Саури. Передаётся, что Абу Ад-Дарда, Аз-Зухри и Рабиа не запрещали этого. Имам Малик считал это нежелательным только для девушки. Аль-Абдари передаёт, что имам Малик считал это нежелательным для девушки кроме случая, когда покойный её ребёнок, или родитель, или муж, или брат, или сестра" (5 том, 277 стр., издательство "Мысль").


Великий ханбалийский учёный Ибн Кудама Аль-Макдиси сказал в книге "Обогащающий": "Женщинам нежелательно присутствовать на похоронах" (2 том, 356 стр., Каирская библиотека).

Имаму следует исходить из российских реалий. Например, если семья, соблюдающая предписания ислама, то они послушают его, и женщины не пойдут на похороны. Но есть много людей, у которых нет особых знаний об исламе, есть также семьи, члены которой придерживаются разных религий. В таком случае лучше женщинам не запрещать присутствовать на похоронах. Ведь были случаи, когда некоторые имамы силой выталкивали женщин с кладбища, а это не допустимо, какое будет впечатление у родственников усопшего от таких похорон?!
Только Аллах Всезнающий.

Дамир-хазрат Нафиков


В месяц Сафар ниспосылаются трудности и беды. Так ли это? Вопрос: Ассаляму алейкум, Дамир Хазрат? Можно ли доверять информации, приведённой ниже, распространяемой в соцсетях ?

Ассаляму алейкум братья и сёстры!
Бисмиллаhи р-Рахмани р-Рахим.
В ночь с воскресенья на понедельник 29го сентября начинается непростой месяц Сафар, когда на человечество всей планеты спускаются трудности и бедствия. Мауляна Шейх Назим кс говорил, что небесный кнут за грехи и неверие человечества ниспадает на землю в виде 70,000 наказаний.
Чтобы защитить себя и свои семьи, Мауляна Шейх Назим ранее давал нам следующие инструкции:
Каждый день месяца Сафар нужно читать :
3 раза Шахаду,
300 раз Астагфируллах,
7 раз Суру Аль Филь(«Слон»),
7 раз Аят аль Курсиb
ИншаАллаh если будут практики от Шейх Мехмета ефенди мы выложим в чат.
Юлай, Уфа. 

Ответ:

Хвала Аллаху, облагодетельствовавшему нас исламом, и раскрывшему сердца наши для веры. Благословения и приветствия господину нашему Мухаммаду, всему его семейству и всем сподвижникам. А затем...


Мы уже привыкли слышать жалобы от некоторых людей, изобилующие мрачностью и обречённостью в месяц Сафар, и всякий раз, как он наступает, их сердца тревожно сжимаются. Всё это остаточные представления со времён джахилии, сохранившиеся в сердцах мусульман. Укоренению и распространению этих представлений способствует незнание законов ислама и суеверные байки немусульман, которые видят плохое предзнаменование буквально во всём: в людях, днях или месяцах, в расположениях звёзд и во многом другом. Такие люди, в действительности, либо вовсе не веруют в Аллаха, либо в их убеждениях много ошибок и путаницы.

Причиной их негативного отношения к месяцу Сафар являются кровопролитные вооружённые конфликты между арабскими племенами, происходившие в доисламский период по истечении запретных месяцев - Раджаб, Зулька'да, Зульхиджа и Мухаррам, с наступлением месяца Сафар. Вследствие этого, много людей умирало или попадало в плен, люди впадали в неописуемый ужас, но ислам отменил всё это. Остатки этих представлений сохранились до наших дней и по сей день можно увидеть множество глупцов, которые наотрез отказываются совершать серьёзные дела в этот месяц. Они не заключают брак в это время, не строят, не отправляются в путешествие и тому подобное. Этих людей в их ошибочных убеждениях укрепляют вымышленные хадисы, распространяемые обманщиками. К таковым относится хадис: "Сообщите мне радостную весть об общине моей после Сафара". Если в доисламский период кто-то из арабов собирался совершить серьёзное дело, то он отправлялся к гнезду птицы. Подойдя к гнезду, он кричал и прогонял эту птицу, и если она взлетала справа от него, то он считал это хорошим знаком и уходил с намерением совершить задуманное. Если птица взлетала слева от него, то он считал это дурным знаком и уходил грустным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пугать птиц.

Доброе предзнаменование и оптимизм - стимул для работы, побуждение к стремлениям, и вызывает активность и уверенность, укрепляет надежду и чаяния. Оптимистически настроенного человека не остановит страх перед птицей, карканье вороны или крик животного, он уверен в своём Господе и продолжает своё дело, не боясь никого, кроме Него. Оптимистический настрой и видение во всём хорошее предзнаменование - одно из средств достижения успеха. Пессимизм и видение во всём дурное - одно из причин неудачи и провала.

С тех пор, как солнце веры озарило Аравийский полуостров 1440 лет назад, ислам призывает людей придерживаться правильной и достоверной акыды, придерживаться единобожия, с которым приходили все посланники Божьи, которое Он низвёл в Своём Писании. Ислам пришёл очистить сознание людей от ошибок прошлого, и очистить умы от лжеучений. Как же может мусульманин добровольно идти в противоречие своей акыде?! Ведь именно правильная акыда - это пропуск в Рай, это защитный клапан, оберегающий людей во время смут и помогающий очистить истину от примесей лжи.

Отчаяние и упадок духа - это то, что уничтожает народы, поэтому ислам борется с отчаянием, вселяя в сердца надежду, борется со склонностью видеть всё в чёрном цвете и предписывает видеть во всём благое предзнаменование. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял сподвижников своих, говоря: "Упрощайте, но не усложняйте, радуйте, но не отгоняйте".

Я хочу здесь привести два примера положительного настроя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже в самых тяжёлых и сложных ситуациях.

1. Пророческое переселение.
Верующий всегда знает, что за ночью, какой бы длинной она не была, забрезжит рассвет и надежда. Это девиз верующего человека, ведь в его жизни всегда должна быть надежда и положительный настрой. Этому мы учимся на примере переселения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда он вместе со своим сподвижником Абу Бакром покинул родной город. Их преследовал один из всадников арабов, один из тех, кто жнлал получить награду, приготовленную курайшитами для сумевшего схватить и привести к ним Мухаммада и его товарища живыми или мёртвыми. Награда эта была велика - сто верблюдов. Преследовал их Сурака бин Малик, решивший, что эта награда достанется ему. Он оседлал своего коня, взял своё оружие и копьё, поторопился вслед за ними и быстро их нагнал. Его конь несколько раз споткнулся, а потом и вовсе ноги коня увязли в земле. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "Вернись, о, Сурака и я обещаю тебе два браслета Хосрова". Сурака бин Малик спросил: "Хосрова Парвиза?" Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Да, Хосрова Парвиза". Сурака бин Малик услышал эти слова и не мог поверить, что этот изгнанник, покинувший свою родину желает завладеть царством и богатствами Хосрова, и он запомнил эти слова и после этого принял ислам.

Во время правления Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) было завоёвано царство Хосрова и был захвачен его дворец в Аль-Мадаин. Богатства Хосрова были доставлены к халифу и среди них оказались два обещанных браслета. Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вспомнил обещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), данное Сураке бин Малику. Он воззвал среди людей: "Где Сурака бин Малик?" Он вышел из толпы и сказал: "Я здесь, о, правитель правоверных!" Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил его: "Помнишь ли ты день, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обещал тебе два браслета Хосрова?" Сурака бин Малик ответил: "Я помню, я не забыл его". Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: "Подойди, и я надену на тебя браслеты Хосрова!" Надев ему браслеты, Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Хвала Аллаху, унизившему из-за ширка Хосрова и возвеличившего исламом Сурака бин Малика".

Что побудило Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказать эти слова Сурака бин Малику? Это надежда на Аллаха пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что он был изгнан из своей родины, но он знал, что победит, что религия его распространится и Аллах, по милости и щедрости Своей, поможет рабу Своему.

2. Битва у рва.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда и во всех ситуациях надеялся на лучшее. Когда враги веры собрались со всех сторон для войны с ним, он был в очень тяжёлом положении. Об этом сказано в Священном Кур'ане:

{إِذْ جَاؤُوكُم مِّن فَوْقِكُمْ وَمِنْ أَسْفَلَ مِنكُمْ وَإِذْ زَاغَتْ الْأَبْصَارُ وَبَلَغَتِ الْقُلُوبُ الْحَنَاجِرَ وَتَظُنُّونَ بِاللَّهِ الظُّنُونَا*هُنَالِكَ ابْتُلِيَ الْمُؤْمِنُونَ وَزُلْزِلُوا زِلْزَالًا شَدِيدًا}

"Когда пришли они к вам и над вами, и под вами, и когда закатились глаза, и сердца подкатили к горлу, и вы всякое думали об Аллахе. Там были испытаны верующие и были сотрясены они сильнейшим потрясением". Сура "Аль-Ахзаб" - "Союзные племена", 10-11 аяты.

Несмотря на всю сложность, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не переставал терять надежду на помощь Аллаха и обрадовал своих сподвижников вестью о том, что помощь Аллаха близка. Это произошло, когда мусульмане рыли оборонительный ров и наткнулись на огромный валун, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам топором ударил по этому камню, и от этого удара взлетело три искры. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Возрадуйтесь! Первой искрой Аллах осветил мне дворцы Хосрова в Хира и Аль-Мадаин. Второй искрой Аллах осветил мне дворцы византийцев. Третьей искрой Аллах осветил мне дворцы Сана и, несомненно, ислам дойдёт до этих мест!"

Что побудило благородного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказать это своим сподвижникам, когда враги окружили его со всех сторон, как об этом было сказано в аяте? Это надежда и вера, что Аллах с богобоязненными и творящими добро.

Также мы находим в Священном Кур'ане такие слова:

فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا *َإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

"И, воистину, после тяжести будет лёгкость. Воистину, после тяжести будет лёгкость". Сура "Аш-Шарх" - "Раскрытие", 5-6 аяты.

В аяте слово "الْعُسْرِ" - "аль-уср" - "тяжесть", "бремя" употреблено в определённой форме, а если слово повторяется в определённой форме, то это и есть само первое слово. Слово "يُسْر" - "юср" - "лёгкость", "простота" в аяте стоит в неопределённой форме, значит второе не является первым. Здесь указание на то, что одна тяжесть не сможет одолеть две лёгкости. Поэтому верующий должен всегда надеяться на помощь и облегчение от Аллаха.

Доводится, что Тамим Ад-Дари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, это дело (ислам) достигнет того, что достигает ночь и день, и не оставит Аллах ни глиняного дома, ни войлочного, но введёт в него эту веру, величием великого либо унижением униженного, возвеличивает Аллах исламом и унижает Аллах человека неверием". Приводит Ахмад. Тамим Ад-Дари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я убедился в этом на обитателях дома моего, тому из них, кто принял ислам, досталось благо, почёт и величие, а того, кто был неверующим из них, постигло унижение, бесславие и джизья".

Месяцы, годы и дни - это время для совершения добрых дел, как же можно думать, что дни или месяцы могут изменить предначертанное Аллахом, Велик Он и Всесилен. Нет никакого сомнения в том, что считать дурными или плохими какие-то дни и месяцы неправильно с точки зрения исламской акыды.


Дамир-хазрат Нафиков


Наущения шайтана Вопрос: Я болею вас васом уже 3 года. Мне постоянно кажется, что моё омовение нарушается, так продолжается уже три года. Из-за этого очень мучаюсь, постоянно совершаю омовению, перечитываю намазы. Мне сказали, что это уже болезнь психики и, чтобы привести ее в норму нужно полностью не обращать на это внимание и не совершать больше 1 раза все виды поклонения, правильно ли мне посоветовали? Я боюсь, что вдруг на самом деле омовение испортилось, а я проигнорировал. Я вообще уже перестал соображать,где сомнения, а где уверенность. 

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В моей практике были такие случаи, когда человек постоянно чувствовал, будто у него постоянно происходят выделения, нарушающие ритуальную чистоту. Это действительно наущения Шайтана. Омовение нарушается только при полной уверенности в том, что произошло соответствующее выделение, нарушающее ритуальную чистоту.

Только Аллах Всезнающий.

Дамир-хазрат Нафиков


Нафахат-уль-унс мин хазарат-иль-кудс Вопрос: Ассаламу алейкум я ишу книгу под названием «Нафахатуль Унс», где я её могу найти?

Ответ:

Мир вам, милости Аллаха и Его благословения.

Полное название книги "Нафахат-уль-унс мин хазарат-иль-кудс", автор, познавший Аллаха Абдуррахман бин Ахмад Аль-Джами. Он написал свой труд на персидском языке. Потом эта книга была переведена на турецкий язык Мир Алишером бин Амиром Гаясуддин Мухаммадом. Затем с персидского на арабский язык перевёл Таджуддин Мухаммад бин Закария бин Султан Аль-Курши. Книга есть в арабских библиотеках, таких как библиотека университета Аль-Азхар и других. Где её можно приобрести на территории России я не знаю, возможно в Махачкале. Там есть большой магазин арабских книг.

Дамир хазрат Нафиков


Вражда и примирение. Вопрос: Если у одного человека вражда с другим, примется ли его покаяние и можно ли в качестве примирения ограничиться приветствием?

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его пречистому семейству и всем его сподвижникам.
Во первых нельзя игнорировать другого мусульманина, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

بِالسَّلَامِ يَبْدَأُ الَّذِي وخَيْرُهُمَا هَذَا،ويُعْرِضُ هَذَا، فَيُعْرِضُ ,يَلْتَقِيَانِ لَيَالٍ، ثَلَاثِ فَوْقَ أَخَاهُ يَهْجُرَ أَنْ لِمُسْلِمٍ يَحِلُّ لَا

"Не дозволено человеку покидать (оставлять без внимания) брата своего мусульманина более трёх дней, когда они встретятся один отвернётся и второй отвернётся и лучший из них тот, кто первый поприветствует". Приводит Аль-Бухари ( 5727 ) и Муслим ( 2560 ) .
Учёные говорят, что исключением из этого правила является игнорирование грешника, если известно, что он в результате этого оставит свой грех и не вовлечёт в него других. Из хадиса мы видим, что приветствие снимает грех игнорирования и своего брата. Во вторых, если человек раскаивается в своём грехе, то Аллах примет его покаяние.
Всевышний Аллах сказал:

تَفْعَلُونَ مَا وَيَعْلَمُ السَّيِّئَاتِ عَنِ وَيَعْفُو عِبَادِهِ عَنْ التَّوبَةَ يَقْبَلُ الَّذِي وَهُوَ

"И Он принимает покаяние рабов Своих и прощает прегрешения и Он знает, что вы делаете". Сура "Аш-Шура" - "Совет", 25 аят. В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

" الرَّحِيمُ التَّوَّابُ هُوَ اللَّهَ وَأَنَّ الصَّدَقَاتِ وَيَأْخُذُ عِبَادِهِ عَنْ التَّوْبَةَ يَقْبَلُ هُوَ اللَّهَ أَنَّ يَعْلَمُوا أَلَمْ"

"Не знают ли они, что Аллах принимает покаяние рабов Своих и принимает подаяния и что Аллах, Прощающий, Милосердный". Сура "Ат-Тауба" - "Покаяние", 104 аят.

Покаяние принимается в любое время, кроме того времени, когда душа подступит к горлу в смертный час и когда Солнце взойдёт на Западе, в это время не будет оно принято. От Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, Аллах принимает покаяние раба, пока душа не подступит к горлу". Приводит Ат-Тирмизи (3537) и Ибн Маджа (4253).
Всевышний Аллах сказал: "Нет покаяния тем, кто вершил прегрешения, и когда к одному из них пришла смерть, он сказал: "Я раскаялся теперь", и тем, кто умер, будучи неверным, уготовили Мы мучительное наказание". Сура "Ан-Ниса" - "Женщины" 18 аят.

Имам Ан-Навави в толковании к "Сахих" Муслима сказал: "Учёные едины во мнении, что покаяние принимается до того, как душа подступит к горлу как об этом говорится в хадисе. У покаяния три основы: прекращение совершения греха, сожаление о его совершении и твёрдое намерение впредь к нему не возвращаться. Но, если человек раскаялся в грехе и вновь совершил его, то его покаяние не нарушается. Если он раскаялся в одном грехе, при этом совершая другой грех, его покаяние также не нарушается. Это мнение приверженцев истины и не согласны с ними му'тазилиты в этих двух вопросах".

От Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто покаялся до того, как Солнце взошло на Западе Аллах простит его". Приводит "Муслим" (2703).
В другом хадисе от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и даруется прощение грехов каждому рабу, который ни в чём не придавал сотоварища Аллаху, кроме человека, у которого с братом его была вражда, и будет сказано: "Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся! Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся! Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся!". Приводит Муслим (2565). Поэтому вражда и игнорирование не будут прощены до примирения, для которого достаточно поприветствовать человека.

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Количество сахабов. Вопрос: Ассаламу алейкум, Дамир-хазрат.
Какое общее количество сахабов? Есть такие конкретные данные о них?

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и всем его сподвижникам.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вёлся письменный учёт принявших ислам, или рождённых в исламе, и жили они все в разных местах. Поэтому невозможно точно назвать общее количество сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Хатыб Аль-Багдади передаёт, что Аль-Хафиз Абу Зур'а Ар-Рази - шейх имама Муслима, назвал число сподвижников в сто четырнадцать тысяч человек. Из книги "Аль-Джами'" (2/293). Ас-Саффарини (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге "Пища умов": "Абу Зур'а Ар-Рази сказал, что сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более ста тысяч. Он приводит, что их сто двадцать четыре тысячи, и об этом количестве упоминает Джалялюддин Ас-Суютый в своей книге "Величайшие дары". Эти две цифры сто четырнадцать тысяч и сто двадцать четыре тысячи ближе всего к истине, и подтверждение этому находится в сунне.

В книге "Припасы вечной жизни" приводится, что в походе на Табук, который состоялся в месяц Раджаб девятого года хиджры, то есть примерно за два года до смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправилось тридцать тысяч воинов и десять тысяч коней. "Припасы вечной жизни" (529-3/526). В этом походе участвовали все сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), кроме Ка'ба бин Малика и ещё двух дезертиров. Если прибавить к этой цифре женщин, детей, стариков, бедуинов, жителей отдалённых от Медины городов как Мекка и Таиф, которые не смогли участвовать в этом походе, то набирается более ста тысяч человек.

Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах), описывая множество людей из Медины, совершавших прощальный хадж с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Помолился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в мечети и сел верхом на Аль-Касва. Когда его верблюдица поднялась на этом открытом пространстве, я увидел насколько достигал мой взор сколько было пеших и кто был верхом перед ним, столько же справа от него, столько же слева от него, столько же позади него". Приводит Муслим (1218) .Это были те, кто вышел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) из Медины и её окрестностей, ещё многие примкнули к этому каравану по пути и по прибытии примкнули жители Мекки и её окрестностей.

Ас-Сахави приводит несколько мнений учёных о количестве сподвижников и приводит слова Абу Зур'а Ар-Рази, что сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сто четырнадцать тысяч человек и говорит, что это предпочтительное мнение. Смотри "Открытие Поддерживающего" (4/49- 54) .

Да будет доволен Аллах всеми сподвижниками и сделает нас из следующих за ними в благом!

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков