Пятница 26 апреля 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
05:00
Зухр
12:39
Аср
17:42
Магриб
20:12
Иша
22:38
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Правдивость – добродетель, вводящая в рай

 Правдивость – добродетель, вводящая в рай

Постулаты ислама призваны очищать запятнанные грехом души людей, направлять истомлённые бренной жизнью сердца к вечному благоденствию, приводить образ жизни верующего в соответствие с заповедями Творца. Заветы Аллаха привносят в нашу жизнь порядок и понимание сути нашего пребывания в этом мире. Следование закону, установленному Аллахом, помогает человечеству спастись от пучины греха, мучительных духовных скитаний и блужданий.

Каждый завет Аллаха по своей сути является инструментом избавления от какого-либо греха. Так, заповеданная Аллахом правдивость является противопоставлением лжи. Да, Аллах заповедовал верующим отстраняться от лжи, говоря лишь правду, так как лишь через правду возможно удержать баланс в обществе. Ложь приносит в общество раскол, вселяет в души людей недоверие по отношению друг к другу, может стать причиной множества потрясений.

Пророк Мухаммад, мир ему, в одном из изречений сказал:

إِنَّ الصَّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ ليصْدُقُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقاً ، وإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفجُورِ وَإِنَّ الفجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّاباً

«Поистине, правдивость приводит к благу, а благо – к раю. Человек, говоря правду, будет записан у Аллаха в число правдивцев. Поистине, ложь приводит к дурному, а дурное ведёт в ад. Человек, говоря ложь, будет записан у Аллаха в число лжецов» (Бухари, Аль-Адаб Аль-Муфрад, 69).

Этим хадисом Пророк Мухаммад, мир ему, учит нас быть правдивыми. Пророк, мир ему, подчёркивает, что правдивость ведёт к раю, указывая на место пребывания в вечности правдивцев. Посланник Всевышнего, мир ему, говорит о том, что правдивость является источникам многих благ, которых достигает тот, кто предпочитает правду лжи.

Правдивость мусульманина должна быть на его языке, в сердце, в его действиях. Правдивость верующего должна проявляться в разных ситуациях – в радости, горе, прилюдно и когда человек находится наедине с самим собой. Правдивость будет во всём, если сердце верующего наполнено искренностью к Аллаху, ведь отсутствие искренности губит всё то, что произносится и совершается человеком, насколько бы он красиво не говорил и насколько бы хорошо не выполнял свою работу. Лишь обладатель искренности будет записан у Аллах в число правдивцев, как об этом сообщает Пророк, мир ему, в своем хадисе. За свою стойкость правдивец получит свою награду и достигнет успеха в жизни вечной.

Во второй части хадиса Пророк, мир ему, сообщает о лживых речах лжецов, которые говорят неправду и распространяют в обществе информацию, несоответствующую истине.

Ложь приводит к дурному и греховному, а грех – в ад, уготованный для ослушающихся Аллаха. И будет записан лжец у Аллаха лжецом и получит своё воздаяние в мире вечном.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلاً سَدِيداً

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (Сура «Союзные племена», 70 аят).

В этом аяте Аллах призывает людей очищать свою речь от запретных слов и выражений. В число запретного входит, в первую очередь, навет на Аллаха, когда многобожники наделяют кого-либо или что-либо божественными атрибутами, или приписывают Аллаху сотоварища. Другим видом страшной лжи является навет на Посланника Аллаха, которому даровано последнее Божественное писание, призванное спасти человечество от пут неверия и заблуждений. Язычники Мекки упорно отрицали пророческую миссию Мухаммада, мир ему, распространяя про него различные слухи среди людей, дабы опорочить его в глазах общества. В число запретных речей также входят сплетни и слухи, вносящие раздор в общество. Запретными являются все слова и выражения, как-либо порочащие честь и достоинство человека. От всего этого Аллах предостерегает людей в вышеприведенном аяте. Пророк, мир ему, постоянно призывал своих приверженцев следить за своей речью, вновь, напоминая, что от слов, которые человек произносит в этом мире зависит его благополучие в мире вечном.

И ложь и правда исходят от сердца человека. При этом речевой аппарат является передатчиком того, что сокрыто в сердце. Поэтому Пророк, мир ему, призывал не марать свой язык мерзкими разговорами, оберегать его от дурных слов, что также будет гарантировать обладателю правдивого языка рай.

Посланник Аллаха, мир ему, говорит:

«من يضمن لي ما بين لَحْيَيْهِ وما بين رجليه أضمن له الجنة»

«Кто даст мне гарантии в отношении того, что у него между челюстей, и того, что у него между ног, тому я гарантирую Рай» (передал Аль-Бухари).

То есть Аллах и Его Посланник, мир ему, запрещают верующим использовать язык, дарованный Аллахом как милость, для запретных разговоров. При этом и Коран, и благородная сунна Посланника, мир ему, призывают верующих использовать свои языки во благо общества, поминая Всевышнего, призывая людей к одобряемому и запрещая порицаемое.

Насколько важна роль правдивости в исламе, настолько является важным мусульманину находиться в кругу правдивцев, так как окружение человека очень сильно влияет на его мировоззрение и образ жизни.

Аллах в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Сура «Покаяние», 119 аят).

Этими словами Аллах призывает верующих быть правдивыми, придерживаться правды в своих делах. Это позволит рабам Аллаха спастись от бед. Аллах даёт правдивцам выход из сложной ситуации и спасение в обоих мирах.

Согласно кораническому пониманию, правдивец - это высоконравственный человек, неустанно следующий заветам Всевышнего, доказывающий свою веру и словами, и делами. Это утверждение подтверждается совами Всевышнего Аллаха, сказавшего:

لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Сура «Корова», 177 аят).

Приведём ещё один аят, гласящий о великом воздаянии тем, кто придерживается правдивости, сторонясь всего ложного и греховного:

قَالَ اللَّهُ هَذَا يَوْمُ يَنفَعُ الصَّادِقِينَ صِدْقُهُمْ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах сказал: “Это — день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно”. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великое преуспеяние!» (Сура «Трапеза», 119 аят).

Это слова, с которыми Аллах обратится к своему пророку Исе, мир ему, в День суда, спрашивая его позицию о тех, кто стал чрезмерно возвеличивать личность Исы, мир ему, придавая ему божественные атрибуты. Здесь под словом «правдивые» Аллах подразумевает людей, исповедующих строгую форму единобожия, предполагающую совершение поклонения одному лишь Господу миров. Соответственно, правдивость является неотъемлемой частью истинной веры, которая мотивирует человека совершать благие дела, отказываясь от греха и всего того, что ненавистно Всевышнему.

О том, что правдивость – это часть веры единобожников свидетельствует и другой коранический аят, в котором сказано:

وَالَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ أُولَٰئِكَ هُمُ الصِّدِّيقُونَ

«Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди» (Сура «Железо», 19 аят).

Толкователи Корана, трактуя данный аят, сообщают, что правдивые праведники - это верующие, которые достигли самой высокой степени совершенства благодаря крепкой вере, праведным деяниям, полезным знаниям и искренней убежденности. Их вера отличается тем, что она слагается из праведных мыслей, убеждений, слов и поступков, которые охватывают все грани их жизни. Правдивые праведники стоят выше простых правоверных по своей степени перед Всевышним.

Подобно тому, как правдивость, будучи качеством, исходящим из глубокой веры в единого Творца, является залогом пребывания в райских садах, также это качество является залогом стабильного развития общества. Так, правдивость должна присутствовать во взаимоотношениях между людьми. Наличие правдивости способствует развитию доверия между членами общества, что помогает избежать многих конфликтов.

Важное место в данном вопросе занимает проблема правдивости во взаимоотношениях между членами семьи. Необходимо, чтобы дети, видя правдивость своих родителей, с детства приучались говорить правду. Ведь именно отсутствие доверия между родителями и детьми приводит к тому, что подростки активно вовлекаются в различные деструктивные культы, а родители узнают про это только когда ребёнка ставят на учёт в правоохранительных органах.

Важно наличие правдивости во взаимоотношениях между членами коллектива. Вне зависимости от того, в каком бы секторе не трудились люди, если они будут стараться обмануть друг друга, будут постоянно лгать друг о друге, распространять сплетни, то в этом случае ни о какой гармонии в коллективе мечтать не придётся. Такое поведение людей приводит к банальной грызне, склокам и конфликтам, что, хотим мы или нет, в конечном итоге приводит к проблемам со здоровьем физического и психологического характера.

Здесь особо нужно отметить сферу торговли, где часто люди пытаются нажиться, предавая забвению заветы Аллаха и наставления пророка Мухаммада, мир ему, о правдивости. Нужно подчеркнуть, что сколько бы не старался человек обмануть своего клиента, ничего невозможно сокрыть от взора Всемогущего Творца и каждого будет ждать справедливое воздаяние. Никакую пользу не принесут торговцу обман и ложь. Всё что вызывает гнев Всевышнего не может стать причиной благоденствия. Пытаясь обмануть своего клиента, продавец по сути обманывает сам себя. Покрываясь позором обманщика, лжец будет иметь дурную репутацию в обществе, из-за чего мало кто будет хотеть иметь дело с ним.

Сообщается, что однажды Пророк, мир ему, проходил мимо человека, продававшего крупу, сваленной в кучу (для продажи). Пророк, мир ему, погрузил в крупу свою руку – и пальцы его почувствовали влажное.

Тогда он сказал:

- Что это, о, хозяин еды (т.е., продавец)?

Тот сказал:

- Оно пострадало от неба (т.е. от дождя), о, Посланник Аллаха.

Он сказал:

- И ты не сделал его поверх еды, чтобы люди могли это видеть?

وَمَنْ غَشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا

Тот, кто смошенничал, тот не имеет отношения ко мне.

То есть Пророк, мир ему, уличил торговца в обмане, когда он пытался продать негодную к употреблению часть продукта, спрятав его под сухой частью крупы.

Пророк, мир ему, обнаружив факт мошенничества, не стал кричать и ругать торговца. Он лаконично дал понять, что подобные действия нисколько не приличествуют тому, кто следует за последним Посланником Всевышнего, мир ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, показал, что ни он, ни святое учение, с которым он пришёл в этот мир, не могут иметь ничего общего, что приносит материальный, духовный или физический вред людям.

Другой аспект межличностных отношений – дружба. Дружба между людьми тоже должна строиться на правде. В основе дружбы, основанной на лжи – адская геенна, которая рано или поздно погубит тех, кто яро стремится посеять рознь между людьми, добиваясь своих меркантильных интересов. Дружба в исламе зиждится на пророческом принципе, выраженному в хадисе

لَا يُؤْمِنُ أحَدُكُمْ حتَّى يُحِبَّ لأخِيهِ ما يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

««Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает он самому себе» (Аль-Бухари 13, Муслим 45)».

Для верующего важно общаться с теми, кто сторонится греховного, запретного и всего, что противоречит Божьей истине. Поэтому сказал Всемогущий создатель в своём последнем писании – Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Сура «Покаяние», 119 аят).

Ложь и обман таят в себе опасность для отдельных людей и всего человеческого общества. Ислам же противопоставляет обману правдивость, как гарант свободы от греха и духовной стабильности общества и его членов. В этой связи пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

اَلْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ النَّاسُ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ

«Мусульманин – этот тот, от руки и языка которого другие люди не видят вреда» (передали Аль-Бухари и Муслим).

Лучшим примером для верующих в правдивости и благочестии является сам пророк Мухаммад, мир ему. Его высокая нравственность заставляла доверять ему не только тех, кто уверовал в Аллаха и в Мухаммада в качестве Посланника, но и тех, кто отрицал его пророческую миссию. Для этого достаточно вспомнить историю реконструкции Священной Каабы, которую инициировали авторитетные люди племени Курайш, под руководством которого находилась в своё время древняя святыня. Как обычно, курайшиты, проявлявшие высокомерие в своём происхождении, начали спорить по поводу того, представитель какого рода вставит в угол Каабы чёрный камень. Дело дошло до горячего спора, чуть не разгорелся конфликт. Тогда старейшины решили: кто первый войдёт в ворота Заповедной мечети, тому и будет даровано право вставить чёрный камень в угол Каабы. Все начали напряжённо ждать, представитель чьего же рода сейчас войдёт в ворота? Спор бы продолжился, если бы в ворота вошёл кто-либо, кроме Мухаммада, которого жители Мекки называли «Амин» - достойный доверия. Всех участников спора, увидевших Мухаммада, мир ему, охватило ликование, так как каждый уважал его за его правдивость и честность.

Каждому своё: хулителю - его же хула, сплетнику – его же сплетни, правдивцу – честь, хвала и почёт. Разумный выберет то, что соответствует его разуму и уровню духовной сознательности. Глупец выберет то, что соответствует его глупости и низкому уровню богобоязненности.

Жизнь и поклонение правдивца наполнена милостью и благом от Всевышнего. Жизнь и поклонение лжеца наполнена утратой духовных наград и милостей. В одном из хадисов пророк Мухаммад, мир ему, говоря о посте в месяц Рамадан, сказал:

مَنْ لَمْ يَدعْ قَوْلَ الزُّورِ والعمَلَ بِهِ فلَيْسَ للَّهِ حَاجةٌ في أَنْ يَدَعَ طَعامَهُ وشَرَابهُ

“Кто не оставит лживые речи и дела, соответствующие этим речам, и безрассудство, – то у Аллаха нет нужды в том, чтобы такой человек оставлял свою пищу и питьё».

То есть, сколько бы и какие бы человек не совершал поклонения, если он не отказывается от зла, совершаемого языком, руками и другими частями тела, то не будет его поклонение полноценным, и, возможно, будут брошены ему в лицо его намазы и посты за то, что он нарушает заветы Аллаха, принося вред людям.

Так пусть же Всевышний озарит нас светом веры, поможет исправить наши качества и добиться его довольства.

В завершение приведём один хадис благородного посланника Аллаха, мир ему, сказавшего:

عن النعمان بن بشير رضي الله عنه قال: سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول: «إن الحلال بيِّن وإن الحرام بين، وبينهما أمور مُشْتَبِهَاتٌ لا يعلمهن كثير من الناس، فمن اتقى الشُّبُهات فقد اسْتَبْرَأ لدينه وعرضه، ومن وقع في الشبهات وقع في الحرام، كالراعي يرعى حول الحِمى يوشك أن يَرْتَع فيه، ألا وإن لكل مَلِك حِمى، ألا وإن حِمى الله محارمه، ألا وإن في الجسد مُضغة إذا صلحت صلح الجسد كله وإذا فسدت فسد الجسد كله ألا وهي القلب

«Поистине, дозволенное ясно и запретное ясно, а между ними находятся сомнительные вещи, о которых многие люди не знают. Тот, кто остерегается сомнительного, — воздерживается от него ради сохранения своей религии и своей чести, а тот, кто совершает сомнительное, — попадает в запретное, ибо он подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Посмотрите: каждый владыка обязательно имеет заповедное место, и, поистине, у Аллаха такое заповедное место — Его запреты. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи благим, делает благим и всё тело, а будучи испорченным, портит и всё тело. Поистине, этот [кусочек] — сердце» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

Да наставит Аллах нас на прямой путь и пусть каждый из нас помнит: Правдивость – добродетель, вводящая в рай.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме