Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Мухйиддин ибн аль- Араби и «Вахдат ал- вуджуд».

Мухйиддин ибн аль- Араби и «Вахдат ал- вуджуд».

«وَحْدَةُ الْوُجُود» — «Вахдат аль-вуджуд» - теологическое учение, охватившее весь мусульманский мир на рубеже XI-XII веков. Оно означало то же самое, что и пантеизм, но только появившееся в теологии задолго до употребления в научно-религиозных кругах выражения «пантеизм». Эта философско-религиозная система, связана с творчеством выдающегося ученого, философа-теолога, выходца из исламизированной Испании Мухйиддина ибн аль- Араби. Он был выдающимся суфийским философом, получившим почетный титул «الشَّيْخُ الْأَكْبَرُ» — «Великого шейха». Он родился в 1165 в городе Мурсия (юг современной Испании), в Андалусии, входившей тогда в состав арабского халифата и служившей своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. Ибн 'Араби много путешествовал, а с 1223 жил в Дамаске, где и скончался в 1240. Великий шейх был знаком с сочинениями выдающихся суфиев ал-Харраза, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, алИсфараини.

В теологии он был мистиком-пантеистом. Книги Мухйиддина ибн альАраби заключали странную смесь теософии и метафизических парадоксов, подобно теософии на современном этапе. До наших дней из 500 его сочинений дошло 150 на арабском языке. Он был полиглотом, что способствовало успешному использованию этого дара в практической деятельности. Главный труд «فُتُوحَاتُ الْمَكِّيَّة» — «Футухат ал-маккийа»(мекканские откровения) – изложение его мистической системы в 560 главах. Второй наиболее известный труд его – «فُصُولُ الْحِكَمِ» — «Фусус аль-хикам» (Гаммы мудрости). Ученые-исламоведы, отмечают о малоизученности литературного и философского наследия ибн аль-Араби. Ибн аль-Араби был известен как крупнейший мусульманский философмистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» под названием وَحْدَةُ الْوُجُود — вахдат ал-вуджуд.

Особенностью учения ибн аль-Араби является то, что в нем соединились традиции западного и восточного суфизма. Аллегорическое толкование Корана и Сунны составили основу его метода. Используя кораническую символику и мифологию, он детально разработал учение о роли «божественной милости» (الرَّحْمَة) - (ар-рахма) и теофании (التَّجَلِّي) - (тажалли) в творении, о человеке как о «малом мире», «образе бога», суфийскую космогонию и систематизировал их. Он дополнил суфийские представления о «стоянках» и состояниях мистического пути, об иерархии суфийских святых и ее главе – «мистическом космосе» (кутб), о соотношении пророчества и святости.

Наиболее оригинальным в учении ибн Араби является учение о «промежуточном мире», соединяющем две абсолютно противоположные стороны божественного Абсолюта — Аль-Хакк: трансцендентную и материальную. В духе суфизма утверждал, что бог познается с помощью мистического озарения, которое стоит выше чувственного и интеллектуального знания. Он развивал концепцию «единобытия» – вахдат аль-вуджуд. Все вещи, согласно его учению, предшествуют в качестве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда возвращаются. Мир – лишь внешняя, а Бог – внутренняя сторона одного и того же бытия, сущего; бог абсолютно лишен каких-либо атрибутов, он лишь единая основа всего сущего. В целом пантеистические идеи «Величайшего учителя» относительно единства бога и мира могли быть выражены в формуле «бытие творений есть бытие творца», под бытием («вуджуд») он подразумевал не внешнее, эмпирическое, а внутреннее, субстанциональное бытие. К форме религии ибн аль-Араби по существу относился безразлично, полагая, что действие божества и богослужение есть во всех религиях. Ибн аль-Араби считал, что веру, основанную на догматах или на умозрении, можно отвергнуть. Личную, интуитивную веру, религию сердца опровергнуть нельзя. Поэтому форма религии несущественна, молиться можно и в мечети, и в христианском монастыре, и в иудейской синагоге, даже в языческом капище перед идолом, если только молящийся верит, что он обращается к богу, а не фетишу. «Тот, кто поклоняется богу, воспринимает Его (бога) в виде Солнца. Тот, кто почитает Бога в живом существе, принимает Его за живое существо, – пишет ибн аль-Араби, – а тот, кто Его видит в неживом предмете, почитает Его за неживой предмет. Не надо следовать только за какой-нибудь верой, поскольку по этой причине вы теряете веру в другие предметы. Бог, который находится всюду и всемогущ, не ограничивается только одной верой. Как гласит Коран, «Куда ни обернешься, всюду сияет лик Аллаха». Все молятся тому, в кого веруют, бог его наличествует в его собственной природе, и когда он молится Ему, возносит самого себя».

Вместе с тем, ибн ал-Араби находил, что для него ислам – наиболее удобная форма религии, а суфизм – настоящая философия ислама, себя он называл правоверным мусульманином и рекомендовал суфиям соблюдать правила шариата. Его идеи были приняты с восторгом многими мусульманами Среднего и Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки и Андалусии. Обширное наследие ибн аль-Араби оказалось источником, из которого на протяжении столетий черпали философские, философско-теологические и оккультные знания его многочисленные поклонники. Споры вокруг наследия ибн аль-Араби не утихают и поныне. Недаром великий мыслитель в свое время о своем духовном наследии написал следующим образом: «Каждый век называется именем одного из великих личностей, отныне все века будут поминать моим именем». Тасаввуф (суфизм) достиг своего апогея благодаря бесподобным произведениям высокого стиля ибн Араби.

Целью суфизма является воспитание «совершенного человека», который свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. По мнению суфиев, путь совершенствования духовного мира каждого человека был показан на примере жизни пророка Мухаммада и выражен в 21 аяте суры Аль-Ахзаб. Таким образом, образцом монотеистической системы является система суфизма, разработанная аль-Газали, образцом системы пантеистического суфизма – система ибн аль-Араби. Мировоззрение суфиев развивалось в тесном единстве с процессом формирования и развития суфийского учения в целом. Наряду с теологической формой учения о боге, о духе, о человеке формировались и мировоззренческие взгляды на природу, человека и общество. Эта особенность и диалектическая противоречивость прослеживается на всех этапах истории возникновения и развития суфизма.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме