Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Тауба — покаяние перед Создателем

Тауба — покаяние перед Создателем

Человек по своей природе склонен к совершению грехов и ошибок. Иногда он грешит, нарушая права Всевышнего, иногда - нарушая права других людей. Грехи являются такими действиями, последствия которых нужно исправлять, в противном случае человек может оказаться среди тех, кто заслуживает гнева Всевышнего как в мирской, так и в вечной жизнях.

Покаяние подразумевает под собой осознание греховности совершенного человеком запретного действия, сожаление о содеянном, оставление греховного и обращение к Господу миров с просьбой о прощении совершенных человеком грехов. Посредством покаяния, человек возвращается из состояния греховности в состояние благочестия, из-за чего Аллах сменяет в отношении него гнев на милосердие.

Покаяние за грехи - один из основных жизненных постулатов верующего. Каждый благочестивый раб Аллаха испытывает сожаление за тот или иной грех, совершённый им. При этом сожаление должно чередоваться испрашиванием прощения у Создателя.

Имам Ахмад передал от Ибн ‘Аббаса, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Искупление греха — это раскаяние» [Имам Ахмад 1/289].

Богословы подчёркивают, что каждый отдельный грех требует отдельного покаяния.

Покаяние включает в себя 4 практических аспекта:

1. Оставление греха, который человек совершил однажды, или совершал регулярно.

2. Чувство раскаяния за совершенный грех.

3. Непоколебимая решимость более не совершать того, что запретил Всевышний.

4. В случае, если при совершении какого-либо греха были нарушены права других людей, необходимо восстановить права тех, кого коснулся вред от совершённого греха.

Во многих аятах Корана Всевышний напоминает верующим о необходимости совершения покаяния за грехи, о том, что раскаяние, исходящее из искреннего сердца будет принято
Всевышним. А также о том, что раскаяние является одним из путей, приводящих людей к великому успеху, выраженному в избавлении от мук адского пламени и пребывания в вечных садах райской обители.

Так, Всевышний сообщает:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحاً

"О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! (Сура «Запрещение», 8 аят).

Упомянутое в аяте «искреннее покаяние», по мнению толкователей Корана подразумевает оставление, совершаемого греха и отказ от совершения его в будущем. Указанием на это служат слова Нугмана бин Башира, который сообщил, что однажды у Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, спросили об искреннем покаянии. Умар, отвечая на вопрос сказал: «Искренне покаяние - это когда человек молит Всевышнего о прощении за совершенный грех, и после этого никогда не возвращается к его совершению».

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), разъясняя, упомянутый аят сказал: «Каяться искренне – это раскаяние сердцем, мольба о прощении языком и намерение более не совершать подобного никогда».

Некоторые мудрецы считают: «Свидетельством искреннего покаяния человека могут считаться следующие признаки: 1. Удержание языка своего от хулы, сплетен, лжи и пустословия; 2. Отсутствие в сердце зависти и вражды к кому бы то ни было; 3. Отдаление от дурных людей и избегание общения с ними; 4. Усердие в поклонении, сожаление о грехах и мольба о прощении».

Аллах сказал о покаянии:

وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعاً أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (Сура «Свет», 31 аят).

Данный Божественный призыв означает: делайте то, что вам повелел Аллах, (совершенствуйте свои) красивые качества и нрав, и оставьте мерзкие обычаи времён невежества. Ибо (для всякого) успех заключается лишь в выполнении того, что повелел Аллах и Его посланник, и в оставлении того, что запретил Аллах и Его посланник.

Аллах говорит:

وَأَنِ اسْتَغْفِرُواْ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُم مَّتَاعاً حَسَناً إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى وَيُؤْتِ كُلَّ ذِي فَضْلٍ فَضْلَهُ وَإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنِّيَ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ كَبِيرٍ

«Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день» (Сура «Худ», 3 аят).

Абу Джафар, разъясняя данный аят, сказал, что в нём идёт речь о покаянии за самый страшный грех - идолопоклонство, которое было широко распространено на территории Аравийского полуострова до прихода ислама. Словами «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним...» Аллах призывает бывших идолопоклонников совершать то из дел, чем доволен Творец, обещая при этом сокрыть их великие грехи, кои они творили до принятия религии истины (Тафсир Ат-Табари).

Немало пророческих изречений, исходящих из благородных уст благословенного Посланника, мир ему, свидетельствуют о великой степени, коей обладает искреннее покаяние перед Всевышним.

«يا أيُّهَا النَّاسُ، تُوبُوا إلى اللهِ واسْتَغْفِرُوهُ، فَإنِّي أَتُوبُ في اليَّومِ مائةَ مَرَّةٍ»

Пророк, мир ему, сказал: «О, люди! Кайтесь перед Аллахом и просите у Него прощения. Поистине, я каюсь перед Ним по сто раз в день» (Муслим, 2702).

Этот удивительный хадис сообщает нам о том, что наилучший из созданий Аллаха - Мухаммад, мир ему, будучи безгрешным посланцем Единого Творца, по сто раз в день совершал покаяние перед Господом, таким образом, показывая всей мусульманской умме важность данного вида поклонения. Через покаяние и испрашивание прощения лучший из созданий стремился возвеличить пречистого от всех недостатков Творца, подчёркивая этим то, что он является истинным рабом Аллаха, а Аллах для него является истинным и единым Господином.

В этом хадисе Пророк, мир ему, призывает верующих устремиться к великому милосердию Всепрощающего Господа посредством покаяния, освобождаясь от оков греха и наущений проклятого сатаны.

В данном хадисе Посланник Аллаха призывает всех без исключения мусульман и мусульманок каяться за свои грехи и прегрешения, насколько бы не были они благочестивыми. Ведь если сам Пророк, мир ему, по сто раз каялся перед Господом миров, то что говорить о простых людях, которые в день как минимум по сто раз могут совершать различные прегрешения при этом забывая покаяться хотя бы за одно из них?!

Этот хадис подталкивает верующих к частому совершению покаяния, напоминая о недопустимости его откладывания на потом.

Пророк, мир ему, сказал:

«للَّهُ أَفْرَحُ بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ مِنْ أَحَدِكُمْ، سَقَطَ عَلَى بَعِيرِهِ، وَقَدْ أَضَلَّهُ فِي أَرْضِ فَلاَةٍ»

«Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне». В другой версии хадиса передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся и убежавшей от него со всеми его съестными припасами и водой, отчаялся найти её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь увидеть свою верблюдицу. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и воскликнул: "О Аллах, Ты — мой раб, а я — Твой Господь!" — допустив оговорку из-за охватившей его сильной радости».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в данном хадисе сообщает, что Аллах радуется покаянию Своего раба, который возвращается к повиновению Ему и чистосердечному выполнению Его приказов, больше, чем радовался бы тот человек, который, оказавшись в безлюдной пустыне, в которой нет ни воды, ни пищи, потерял бы свою верблюдицу, а после безуспешных поисков отправился бы к дереву, чтобы заснуть под ним в ожидании смерти. Он отчаялся найти верблюдицу и потерял надежду выжить, поскольку его съестные припасы и вода находились на потерявшейся верблюдице. И когда этот человек находился в таком безнадёжном положении, он вдруг увидел рядом с собой верблюдицу, привязанную к дереву, под которым он заснул. Так с чем можно сравнить радость этого человека? Никто не в состоянии представить его ликование, за исключением того, кто сам когда-либо оказывался в подобной ситуации. Ведь это огромная радость, радость спасения от смерти! Поэтому человек взял свою верблюдицу за повод и воскликнул: «О Аллах, Ты — мой раб, а я — Твой Господь!» Он, наоборот, хотел восславить Аллаха и сказать: «О Аллах, я — Твой раб, а Ты — мой Господь!», однако из-за охватившего его ликования он допустил оговорку.

Исходя из рассмотренных коранических аятов и пророческих хадисов следует, что врата покаяния открыты для верующих. Пророк, мир ему, сказал: «Покаяния людей будут приниматься вплоть до того момента, когда солнце взойдёт на Западе. И когда оно взойдёт на Западе, то будет запечатано в сердце человека то, что в нём есть...» (Ахмад, Т. 1 с. 192 №1271; Ат-Табарани Т.19 с. 381 №895). Но при этом следует понимать, что возможность покаяться за грехи, дарованная Богом не дает право человеку, впадая в беспечность совершать грехи, полагая, что он в любой момент сможет их замолить. Ведь лишь одному Аллаху известно сможет ли человек дожить до момента, когда сможет обратиться к Всевышнему с мольбами о прощении. Ведь в другом хадисе Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Аллах, Велик Он и Славен, примет покаяние раба, пока не будет слышен его предсмертный хрип» (Передал Ат-Тирмизи).

Возможность каяться за грехи даётся Аллахом и это является проявлением Его любви к своим созданиям, Его милости и безграничного милосердия. Именно милосердие Всевышнего не даёт людям впасть в безнадёжное уныние о том, что всё упущено и нет пути для избавления от груза грехов, совершенных на протяжении жизни. Аллах сообщает в Коране верующим радостную весть, говоря:

إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «Различение», 70 аят).

Таковы великодушие и милосердие Всевышнего, которые обильно даруются тем, кто жаждет быть из числа приближённых к Аллаху. Господин небес и земли, по своей милости заменяет грехи раба на благодеяния.

Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я конечно же, знаю того обитателя рая, который войдёт в него последним, того обитателя ада, который из него выйдет последним. То мужчина, которого приведут в День Суда и будет сказано: "Уберите его крупные грехи, и спросите у него о мелких грехах" И будет сказано: "Вот в этот день ты сделал это и то. А в тот и этот день сделал то и это." И он ответит: "Да." И не сможет отрицать, став жалким от страха, что ему будут показаны его крупные грехи. Тогда ему будет сказано: "Но вместо каждого мерзкого деяния тебе (даётся) благодеяние!" (Муслим, 90).

Здесь Пророк Мухаммад, мир ему, поведал об одном из самых грешных мусульман, который самым последним выйдет из ада. Милость Аллаха безгранична, даже самым наихудшим из людей Аллах проявляет добро, превращая их грехи в благодеяния.

Ибн Абу Хатим передаёт от ибн Джарира, что он слышал от Макхуля, что как-то пришёл дряхлый старик с упавшими на глаза веками (от старости) и сказал: «О, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), человек был вероломным и нечестивым, и не оставил ни одного злодеяния, не совершив его своей рукой. А если разделить его преступления на всех обитателей земли, то они сгинули бы. Есть ли для него способ покаяться?» Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «أَأَسْلَمْتَ؟» «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, нет у Него сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник!» Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Тогда поистине, Аллах простит то, что ты совершил, и заменит твои дурные поступки на благие». Человек спросил: «И мои предательства и нечестие?» Тот ответил: «И твои предательства и нечестие». И тогда старик пошёл, восклицая слова: «Нет божества кроме Аллаха!» и «Аллах Велик!» [ат-Табарани 7/6361].

В другом аяте Всевышний сообщает:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Сура «Толпы, 53 аят).

В этом аяте говорится, что Аллах прощает грехи каждому, кто обратился к Нему с покаянием, независимо от степени и количества грехов, даже если количество их, подобно пене морской.

Имам Ахмад передает от Саубана Мували, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал относительно аята № 53 суры «Толпы»: «Весь мир и все, что в нем (находится), не дороже мне, чем этот священный аят: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: ‘‘Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи (полностью). Поистине Он — Прощающий, Милосердный’’» [Ахмад 275/5].

Все эти аяты хадисы указывают на то, что Аллах прощает всех кающихся пред Ним, и никто не должен отчаиваться в милости Аллаха, даже если он совершил много грехов, даже если они и тяжкие.

Аллах также говорит:

أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный?» (Покаяние, 104 аят).

Данный аят содержит побуждение к покаянию и к пожертвованиям, каждое из которых (покаяние и пожертвования) являются причиной прощения и стирания грехов. Всевышний Аллах сообщил, что от того, кто покаялся, Аллах примет покаяние, а тот, кто дал пожертвование из заработанных дозволенным путём средств, Аллах принимает его Своей Дланью и станет увеличивать его, пока оно не станет фиником размером с гору Ухуд.

Ещё один аят гласит:

وَمَن يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (Сура «Женщины», 110 аят).

Аллах вновь сообщает о Своей щедрости и великодушии. Ведь Он прощает любого, кто бы покаялся в любых грехах. Ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах сообщает Своим рабам о Своём великодушии, прощении, щедрости и широте Его милости. Ведь кто бы не совершил грех (малый или больший): ( ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُوراً رَّحِيماً ) А потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милостивым – даже если его грехи были больше небес и земли и выше гор». (Это повествование передал ибн Джарир.)

Имам Ахмад сообщает, что Али сказал: «Что бы я не слышал от посланника Аллаха, это давало мне пользу насколько пожелал Аллах. Как-то Абу Бакр рассказал мне (и правдив был Абу Бакр), что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любой мусульманин, если он совершил грех, а затем совершил омовение и молитву в два ракаата, потом попросит у Аллаха прощения, Аллах обязательно простит ему». Затем он прочитал два аята: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (Сура «Женщины», 110 аят). «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили… (Сура «Семейство Имрана, 135).

Читая, приведённые прекрасные аяты и благородные хадисы о безграничном милосердии Всевышнего, прощающего грешников, стоит отметить важный момент, который уже был упомянут в начале статьи. Если вред, совершенного греха коснулся других людей, то необходимо загладить свою вину перед человеком, который ощутил даже незначительный дискомфорт от действий человека, совершившего грех. В противном случае человек может лишиться всех духовных наград за благодеяния, которые он совершал в мирской жизни.

Об этом свидетельствует хадис Посланника Аллаха, переданный Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему, спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим (муфлис)? Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День суда принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он обругал этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь» (Ахмад, 2/303; Ат-Тирмизи, 2418).

Рассуждая о вопросах покаяния и прощении грехов через призму Корана, жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему, и его сподвижников, можно сказать о том, что большинство из первых последователей последнего Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являлись людьми, вышедшими из среды идолопоклонников, обладавших скверным нравом и придерживавшихся ваврварских принципов, основанных на алчности, ненависти и гордыне. Такие жизненные постулаты отрицательно влияли на мировоззренческую картину членов языческого общества, в которой порой не находилось места миру, порядку и стабильности, так как отсутствовали такие добродетели как любовь, милосердие и сострадание. Все это делало общество язычников людьми, погрязшими в различные рода грехах и распутстве.

Ислам озаряет души людей, делая их восприимчивыми к Божьим заветам. Когда бывшие язычники принимали ислам, они прощали друг другу то, что было совершено ими в отношении друг друга в период невежества. Ислам очистил тех, кто пришёл к исламу. Очистил их духовно и физически, сделав последователей Мухаммада, мир ему, людьми справедливости, чести и стойкости. И главным аспектом их очищения было то, что они осознали и признали свои ошибки и грехи, свершённые в период невежества, покаялись перед Господом и кардинально изменили свой образ жизни, приведя его в соответствие с Божественными законами.

Подобно тому как более 1400 лет назад ислам изменил мекканцев, так и сейчас ислам предлагает современному человеку все возможности для отдаления от скверны и приближения к Божественной истине.

Пусть же Всевышний примет от верующих их искренние раскаяния. Поможет очиститься от грехов и наполнить свою жизнь благодеяниями. Амин!

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме