Среда 24 апреля 2024 г.
Фаджр
01:56
Восход
05:05
Зухр
12:39
Аср
17:39
Магриб
20:07
Иша
22:30
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Курайшиты: чем славится это арабское племя?

Курайшиты: чем славится это арабское племя?

В древности курайшиты представляли собой племя, игравшее большую роль в духовной жизни и культуре остальных арабских племён, населявших Аравийский полуостров.

Как гласит история, в V веке нашей эры курайшитыпроживали в разных частях полуострова, но один из родоначальников племени по имени Кусай бин Киляб собрал вокруг себя глав нескольких крупных курайшитских кланов, и объединив их в одно сильное племя, захватил Мекку, изгнав оттуда племя Хузаа. С тех пор курайшиты начали проживать исключительно на территории Мекки, став служителями древней Каабы, к которой ежегодно тысячи арабских племён и родов совершали паломничество.

Курайшиты входили в категорию племён, которая в арабской историографии называется «الصرحاء» (Сураха). Это чистокровные арабы, которые не имеют кровного смешения с неарабскими племенами и ведут свою генеалогию от одного предка мужского пола. Это делало курайшитов в их глазах великим народом. Они очень сильно гордились своим происхождением, проявляя чрезмерное чувство этнического превосходства над другими племенами. Они полностью сосредоточили в своих руках контроль над мекканской святыней и всем городом Мекка.

Помимо них в Мекке также проживали иные племена, входившие в категорию «Аль-Мавали» и «Аль-Арка». Первые являлись потомками представителей независимых небольших племён, которые по началу не входили в какой-либо племенной альянс, но в последствии примкнули к курайшитам и проживали под их властью и защитой. Вторые являлись потомками представителей арабских племён, которые попали в плен к курайшитам в результате войн между курайшитами и другими племенами. Это также потомки неарабов, попавших на Аравийский полуостров с разных регионов Ближнего Востока и Африки.

Племя курайш делилось на два вида: «курайш аль-баттах» и «курайш аз-завахир». Каждый вид включал в себя определённые кланы. Первые проживали возле Каабы и состояли из таких родов и кланов, как Бану Абду Манаф, Бану Абдуль-Узза, Бану Абду-Ддар, Бану Захра, Бану Тайм и других. Вторые проживали на окраинах Мекки. От этого и их название, «аз-завахир», то есть «внешние». В этот вид входили кланы Бану Амир бин Люай ,Бану Джумх, Бану Ади и другие. Немалое количество аз-завахиров вели кочевой образ жизни, тогда как все аль-баттахи были оседлыми.

Курайш аль-баттах превосходили своих соплеменников из аз-завахир тем, что именно в их руках была сосредоточена светская и религиозная власть в Мекке. Курайш аль-баттах были намного обеспеченнее и контролировали наиболее прибыльные сферы международной торговли, которая осуществлялась между Меккой и странами Африки, а также Сирией и Ираком.

Говоря о названии племени, следует отметить, что этот вопрос остаётся дискуссионным и имеется несколько версий происхождения слова «курайш». По мнению некоторых средневековых арабских авторов, своё название курайшиты получили от Ан-Надра бин Кинана, предка Пророка Мухаммада, мир ему, в 12 колене. Предполагается, что «Курайш» было его прозвищем, так как одно из значений слова «кураш» - «собирать что-либо из одного места в другое», а он собрал и вновь объединил поссорившихся до этого между собой своих братьев и братьев своего отца Кинаны.

Сообщается также, что так племя начало называться после случая, произошедшего с Бин Кинаной и его соплеменниками. Однажды Бин Кинана и его спутники плыли на лодке возле морского побережья и внезапно на них напала акула, которая на диалекте племени Бин Кинаныназывалась «курайш». Все люди в лодке испугались, однако отважный Бин Кинана не растерялся и выпустил в акулу стрелу, которая пронзила её, и она умерла. После этого всё племя Бин Кинаны начали называть курайш.

По другой версии, так курайшитов начали называть из-за их щедрости и благочестия, которое они проявляли в отношении друг друга, а также паломников, прибывавших в Мекку в период хаджа. Так, когда Кусай бин Киляб занял с курайшитами Мекку и взял на себя обязанности служителя Каабы, он на регулярной основе стал заниматься сбором с курайшитов милостыни в пользу паломников, которые прибывали из дальних стран. Он говорил соплеменникам: «О курайшиты! Поистине, вы соседи Аллаха, служители Его Дома (Каабы), проживающие на заповедной территории. И, поистине, паломники – это гости Аллаха, посетители Его Дома, и они обладают правом принимать от вас гостеприимство и щедрость. Так готовьте же им пищу и питьё в дни паломничества».

Одно из мнений по поводу происхождения этнонима «курайш» зиждется на версии о том, что он связан с торговой деятельности курайшитов. Действительно, курайшиты были прославленными торговцами, о чём, в том числе сообщается в 106 суре Корана «Курайш». Они два раза в год снаряжали большие торговые караваны. Зимой они отправлялись в Йемен, а летом в Шам(современные Сирия, Ливан, Палестина и Иордания). Таким образом они служили связующим звеном в торговле между Йеменом, странами Африки и регионами Ближнего Востока и Малой Азии. Предполагается, что соседние племена назвали их курайшитами из-за того, что они приобретали имущество и деньги, что соответствует одному из значений глагола «قَرَشَ» (караша) – «зарабатывать, приобретать», а словом «куруш» (قروش) в древней Аравии обозначались денежные средства.

Пророк Мухаммад, мир ему, являющийся самым известным представителем данного племени также утверждал, что первым, кто начал носить прозвище «Курайш» был его прадед в 12 колене Ан-Надр бин Кинана.

В начале мы упомянули о том, что курайшитывходили в категорию «Ас-Сураха» - чистокровных арабов, ведущих свою генеалогию от одного предка мужского пола. По мнению большинства арабских историков, чистокровные арабы, в том числе курайшиты берут своё начало от Божьего Посланника Исмаила, мир ему. Пророк, мир ему, подтвердил это мнение в своём изречении, сказав:

(إنَّ اللَّهَ اصْطَفَى كِنانَةَ مِن ولَدِ إسْماعِيلَ، واصْطَفَى قُرَيْشًا مِن كِنانَةَ، واصْطَفَى مِن قُرَيْشٍ بَنِي هاشِمٍ، واصْطَفانِي مِن بَنِي هاشِمٍ).

«Поистине, Аллах избрал Кинану из сынов Исмаила, и избрал Курайша (Ан-Надра бин Кинану) из сынов Кинаны, и избрал род Хашима из курайшитов и избрал меня из рода Хашима».

Действительно, род Хашима, из которого происходил Пророк Мухаммад, мир ему, да и всё племя Курайш занимали лидирующее место в Мекке. Как стало понятно из вышесказанного, они управляли делами хаджа. Кусаем бин Килябомбыла выстроена система самоуправления, благодаря которой курайшиты отличались от других племён наибольшей организованностью. Им был основан Дом собраний (دار الندوة), в котором главы родов решали самые разнообразные вопросы, связанные с жизнедеятельностью горожан. Кусаем бин Килябом были основаны отряды самообороны, в которых состояли как молодые, так и зрелые мужчины, отражавшие набеги врагов и защищавшие границы Мекки, а также несшие охранную службу торговых караванов мекканцев. Но стоит отметить, что курайшиты после завоевания Мекки вели не так много войн, как другие племена. Это связано с тем, что курайшиты почитались как служители каабы, поэтому редко кто из арабов вступал с ними конфликт, наоборот, при возникновении каких-либо проблем, другие племена приходили к ним на помощь. К примеру, когда в Мекке случалась засуха, то необходимые запасы зерна и иной продукции присылали жители Йемена.

Относительная безопасность Мекки позволяла курайшитам развивать свою торговлю, обогащать свою культуру, таким образом, развивая своё влияние на соседние племена и даже страны. Безопасность и благоприятные условия для развития, в том числе связаны с благоволением Всевышнего. Ведь сам любимец Аллаха – Ибрахим, мир ему, отстроив Каабу, обратился ко Всевышнему со словами: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день» («Бакара», 126).

С тех пор любая угроза обходит Мекку стороной. Подтверждением тому служит 105 сура Корана «Слон», в которой сообщается о войске эфиопского военачальника Абрахи, пытавшегося разрушить Каабу, дабы обратить арабов в другую веру, однако войско его было уничтожено небесным птицами, закидавшими солдат Абрахи камнями из адской преисподни.

Из такого благородного народа и благородного рода происходил самый последний Посланник Всевышнего на земле – Мухаммад, мир ему, распространивший веру в Господа Каабы на все континенты нашей планеты.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме