Четверг 28 марта 2024 г.
Фаджр
03:59
Восход
06:17
Зухр
12:46
Аср
16:59
Магриб
19:09
Иша
21:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Поклонение в ночь и день праздника Разговления, а также в месяц Шавваль

Поклонение в ночь и день праздника Разговления, а также в месяц Шавваль

У мусульман только два праздника – Ураза байрам и Курбан байрам. Каждый из них наступает после завершения совершения верующими одного из столпов ислама. Мусульмане отмечают эти два праздника и благодарят Всевышнего Аллаха за то, что Он дал им возможность исполнить великое поклонение, за которое прощаются и стираются все большие и мелкие прегрешения. Праздник Разговления справляется в первый день месяца Шавваль по завершению мусульманского поста, являющегося одним из столпов ислама.

Приводится в сборнике «Сахих» имама Муслима от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إلى سَبْعمِئَة ضِعْفٍ، قالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: إلَّا الصَّوْمَ، فإنَّه لي وَأَنَا أَجْزِي به، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِن أَجْلِي لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ، وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ وَلَخُلُوفُ فيه أَطْيَبُ عِنْدَ اللهِ مِن رِيحِ المِسْكِ

«Каждое деяние сына Адама увеличивается: за одно благодеяние от десяти до семисот воздаяний. Аллах, Велик Он и Всесилен, сказал: «Кроме поста, воистину он Мой, и Я буду воздавать за него. Человек оставляет свою страсть и пищу ради Меня». У постящегося две радости: радость при разговлении и радость при встрече со своим Господом, и запах изо рта постящегося любимее для Аллаха, чем аромат мускуса».

Праздник Жертвоприношения наступает в десятый день месяца Зульхиджапосле завершения одного из столпов хаджа – выстаивания в день Арафа. Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

«الحجُّ عرفة» – «Хадж – это Арафа». Этот хадис приводится Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан.

Исходя из этого, нельзя применять слово «عيد» - «и’ид» - «праздник» для других знаменательных событий. Всевышний Аллах сказал:

يا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْاْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ

«О уверовавшие! Когда призывают на молитву в день пятницы, то устремляйтесь к поминанию Аллаха». Сура «Аль-Джумуа» – «Пятница», 9-й аят. Всевышний Аллах не сказал: «В праздник пятницы». Не говорят: «Праздник рождения», а говорят: «День рождения». Не говорят: «Праздник работников», а говорят: «День работников». Не говорят: «Праздник матери», а говорят: «День матери» и так далее.

Ниже я перечислю правила, касающиеся праздника Разговления.

  1. Ночь праздника Разговления наступает с заходом Солнца в последний день месяца Рамадан. Сунной является проводить эту ночь в поклонении, произнося больше такбир, исполняя ночную и утреннюю молитвы коллективно в мечети или дома, исполняя молитву «тахаджуд» перед утренней молитвой, читая Кур’ан, обращаясь с мольбами, поминая Всевышнего Аллаха, и благословляя Пророка Мухаммада (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников).

Приводит Ибн Маджа в своём сборнике «Сунан» от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

مَنْ قَامَ لَيْلَتَيْ الْعِيدَيْنِ مُحْتَسِبًا لِلَّهِ لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ يَوْمَ تَمُوتُ الْقُلُوبُ

«У того, кто проведёт в поклонении ночи перед двумя праздниками, надеясь на воздаяние Аллаха, сердце не умрёт в день, когда умрут другие сердца».

Несмотря на то, что некоторые учёные считают этот хадис слабым, согласно принципам исламского права, этот и подобные ему хадисы можно применятьна практике, так как он касается достоинства благих деяний.

2. Сунной является следить за новолунием Шавваля в двадцать девятый день месяца Рамадан, и если человек увидит новую луну, то он обязан сообщить об этом в соответствующую инстанцию.

3. Мусульманин должен стараться выплатить закят аль-фитр в ночь праздника, если он не выплатил его ранее в течение месяца Рамадан, потому что, если он выплатит закят аль-фитр после праздничной молитвы, то это не зачтётся ему как закят аль-фитр, а зачтётся как обычная милостыня.

4. Сунной является съесть утром перед праздничной молитвой несколько фиников, потому что этот день должен отличаться от предыдущего дня поста. В праздник Жертвоприношения, наоборот, следует откладывать приём пищи, чтобы вкусить мясо жертвенного животного после праздничной молитвы.

5. Сунной является для мусульманина и мусульманки приготовиться к встрече праздника Разговления. Подготовка к празднику включает в себя совершение полного омовения, подстригание ногтей, сбривание волос в положенных местах, умащение благовониями, облачение в новую одежду (если есть) или в лучшее из того, что имеет. При этом не является обязательным условием в этот день облачаться в белые одежды, сунной является ношение белой одежды в пятничный день.

Является ошибкой, когда некоторые люди отправляются на праздничную молитву в ночной рубашке или рабочей одежде, а, вернувшись домой, переодеваются в красивую одежду, чтобы встречать гостей. Мусульманину предписано отправляться в дом Аллаха в лучших одеждах, потому что он идёт на встречу с Господом всех людей. Всевышний Аллах сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِد

«О сыны Адама! Облачайтесь в ваши украшения (лучшие одеяния) у каждой мечети». Сура «Аль-А’раф» – «Преграды», 31-й аят.

6. На праздничную молитву приходят мужчины, женщины и разумные дети обоих полов, это разрешил Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников).

7. Является сунной отправляться на праздничную молитву по одной дороге, а возвращаться домой по другой, если есть две дороги. Лучше отправляться на молитву по длинной дороге, а возвращаться по короткой, потому что он будет встречаться с ангелами, которые заполняют дороги в праздничное утро, и когда человек меняет дороги, то он встречает большее количество ангелов.

Приводит Ат-Табарани в сборнике хадисов «Большой сборник» и Аль-Хайсами в своем сборнике хадисов «Собрание дополнений» от Са’да бин Абу Ауса Аль-Ансари, что его отец сказал: «Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

إذا كان غداة الفطر وقفت الملائكة في أفواه الطرق فنادوا يا معشر المسلمين اغدوا إلى رب رحيم يَمُنُّ بالخيرات ويُثيبُ عليه الجزيل، أُمرتم بصيام النهار فصمتم، وأطعتم ربكم فاقبضوا جوائزكم، فإذا صلوا العيد نادى مناد من السماء ارجعوا إلى منازلكم راشدين قد غفرت ذنوبكم كلها ويسمى ذلك اليوم في السماء يوم الجائزة

«Когда наступает утро праздника Разговления, выстраиваются ангелы у начала дорог и восклицают: «О сборище мусульман! Отправляйтесь к Милосердному Господу, Он одарит вас благами и воздаст вам обильно. Вам было велено поститься днём, и вы постились и поклонялись вы вашему Господу, так получите ваши награды!» Когда исполнят они праздничную молитву, провозгласит глашатай с Неба: «Возвращайтесь в ваши жилища праведниками и Я уже простил вам все ваши грехи». Этот день называется на Небе – днём награды». Некоторые учёные считают этот хадис слабым.

8. Следует обязательно произносить такбир в день праздника Разговления. Такбир начинается с заходом Солнца последнего дня месяца Рамадан и заканчивается, когда имам приступает к молитве. Такбир следует громко произносить в домах, на дорогах и в мечетях. Форма такбира следующая:

اللهُ أكْبَرُ، اللهُ أكْبَرُ، لاَ إلهَ إلاَّ اللهُ، والله أكْبَرُ الله أكبر ولِلَّهِ الحَمْدُ

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлах, ваЛлаху акбар, Аллаху акбар, ва лиЛляхильхамд».

«Аллах Велик, Аллах Велик, нет никакого бога, помимо Аллаха, и Аллах Велик, Аллах Велик, и Аллаху вся хвала».

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Будет хорошо, если человек добавит к этим словам следующее:

الله أكبرُ كبيراً، والحمدُ للَّه كثيراً، وسُبْحانَ اللهِ بُكرةً وأصيلاً، لا إلهَ إلا اللهُ، ولا نعبدُ إلا إيَّاه، مخلصين له الدِّينَ ولو كره الكافرون، لا إله إلا اللهُ وحدَهُ، صدَقَ وعده، ونصرَ عبدَه، وهزم الأحزابَ وحده، لا إله إلا الله واللهُ أكبرُ

«Аллаху акбару кабиран, вальхамду лиЛляхи касиран, ва субханаЛлахибукратан ва асылян, ля иляха илляЛлах, ва ля на’буду илля ийях, мухлисыналяхуддин ва ляу карихалькяфирун, ля иляха илляЛлах вахдах, садака ва’дах, ва насара а’бдах, ва хазамальахзаба вахдах, ля иляха илляЛлах, ваЛлахуакбар».

«Аллах Велик, и я возвеличиваю Его, и хвала Аллаху многократно, и Свят Аллах с утра и до вечера. Нет никакого бога, помимо Аллаха, и мы не поклоняемся никому кроме Него, очищая перед Ним веру как бы это ни было ненавистно неверующим. Нет никакого бога, помимо Аллаха Единого, Он сдержал обещание Своё, и помог рабу Своему, и разгромил Он один союзные племена. Нет никакого бога помимо Аллаха, и Аллах велик».

9. Общеизвестно, что после праздничной молитвы читаются две праздничные хутбы, поэтому молящиеся, завершив молитву, должныобязательно выслушать их. Никто из молящихся не имеет права покидать мечеть сразу после молитвы, как это делают некоторые незнающие и пренебрегающие люди. Согласно шариату, это является грубой ошибкой.

10. После завершения молитвы и хутбы мусульмане через рукопожатие поздравляют друг друга с праздником в мечети, на улице и дома, говоря:

تَقَبَّلَ اللَّهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ ، وَأَحَالَهُ اللَّهُ عَلَيْك

«Да примет Аллах от нас и от вас и вернёт нам его в следующем году», или другими фразами.

Ибн Аль-Кайм (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал, что желательно поздравлять человека с новой духовной милостью, и встать перед ним, когда он приходит и пожать ему руку, это желательная сунна и можно так же поздравлять с новой мирской милостью. Нет сомнения, что наступление месяца Рамадан и возможность встретить его это духовная милость и это самое достойное, и важное с чем стоит поздравлять мусульманина. Как же иначе, когда праведные предшественники просили у Всевышнего Аллаха дать возможность дожить до Рамадана, а потом шесть месяцев просили, чтобы Он принял от них поклонение этого месяца. Мы видим десятки и слышим о сотнях умерших, не доживших до Рамадана.

Сподвижники Пророка (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) когда возвращались с праздничной молитвы, говорили друг другу:

«تقبل الله منا ومنكم» – «Да примет Аллах от нас и от вас». Имам Ахмад бин Ханбал сказал относительно данного хадиса: «Цепочка хадиса хорошая».

11. Является сунной и иногда ваджибом посещать родителей, близких и дальних родственников, чтобы поздравить и помолиться за них. Также следует примирить враждующих, чтобы они обрели милость Аллаха и получили Его награду.

Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) пришёл со всем, что укрепляет связь и единство мусульман.Он повелевал проявлять благочестие, поддерживать родственные узы, распространять приветствие, угощать людей яствами, проявлять любовь к мусульманам и навещать их ради Аллаха, отвечать на приглашение, желать милости Аллаха чихнувшему, посещать больного, провожать умершего в последний путь. Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) прививал такие ценности, которые укрепляли связь, продляли дружбу и усиливали любовь между людьми.

Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) запретил и предостерёг от любого действия, которое может привести к разобщению, разногласиям, вражде и ненависти. Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) запретил обсуждать людей за спиной, распространять сплетни, беспочвенно обвинять и возводить напраслину, ругать и порицать, а также другие слова и действия, которые становятся причиной зависти и вражды между членами общества. Человека порой охватывает негодование или забывчивость, и он может обидеть брата своего словом или делом, что приводит к вражде и прерыванию отношений между мусульманами, а Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) очень настойчиво предостерегал от этого.

Приводит имам Ат-Тирмизи от Аз-Зубайр бин Аль-Аввам (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

دب إليكم داء الأمم قبلكم: الحسد والبغضاء، وهي الحالقة، أما إني لا أقول: تحلق الشعر، ولكن تحلق الدين، والذي نفسي بيده، لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنون حتى تحابوا، ألا أدلكم على ما تتحابون به؟ افشوا السلام بينكم

«Перешла к вам болезнь предыдущих народов: зависть и ненависть, и она укорачивающая и разрывающая, я не говорю, что она укорачивает волосы, она укорачивает веру. Клянусь тем, в чьей длани душа моя! Не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, и не уверуете вы, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на то, чем вы возлюбите друг друга? Распространяйте между собой приветствие».

Приводит Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

تفتَح أبواب الجنة يوم الاثنين ويوم الخميس، فيُغفر لكل عبد مسلم لا يشرك بالله شيئاً، إلا رجلاً كانت بينَه وبين أخيه شحناء، فيقال: أنظِروا هذين حتى يصطلحا، أنظروا هذين حتى يصطلحا

«Распахиваются врата Рая в понедельник и четверг, и прощается каждому рабу Аллаха – мусульманину, не придающего ни в чем сотоварища Аллаху, кроме человека, у которого вражда с его братом, и будет сказано: «Дайте время этим двоим для примирения! Дайте время этим двоим для примирения!»

Приводит имам Аль-Бухари от Абу Аюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

لا يحل لمسلم أن يهجر أخاه فوق ثلاث يلتقيان فيعرض هذا ويعرض هذا، وخيرهما الذي يبدأ بالسلام

«Не дозволено мусульманину прерывать отношения с братом своим более трёх дней, когда встречаются они и отворачиваются друг от друга, и лучший из них тот, кто первый поприветствует».

12. Посещение могил.

Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها ولا تقولوا هُجرا فإنها تذكر الآخـرة

«Я запрещал вам посещать могилы, но сейчас посещайте их и не говорите непристойности, и могилы напоминают о жизни грядущей».

Что касается посещения могил женщинами, то относительно этого есть разные мнения учёных.

Шафииты, ханбалиты, и одно из мнений ханафитов и маликитов гласит, что женщинам нежелательно посещать могилы. Некоторые ханафиты и шафиитысчитают, что женщинам запрещено посещать могилы. Предпочтительное мнение ханафитов и некоторых маликитов и шафиитов и один из риваятов от Ахмада бин Ханбала заключается в том, что женщинам дозволено посещать могилы. У каждого из этих учёных есть свои доводы, на которые они опираются, их можно долго перечислять. Но, рассматривая священные тексты, душа склоняется к тому, что женщине нельзя одной посещать могилы. Если с ней будет группа женщин, близкий родственник или муж, то ей разрешено посещать могилы при условии, что она не будет совершать запретных действий, таких, например, как громкий плач, хлестание себя по лицу, причитания или другое бурное проявление своего горя.

Некоторые люди привыкли посещать могилы в праздничный день, и это не порицается, ибо нет ни одного коранического аята или пророческого хадиса, запрещающего посещение могил в праздничный день. Посещение могил приветствуется в любой день и в любое время, но некоторые учёные считают неправильным выделять для посещения могил праздничный день по двум причинам: нет аргумента для того, чтобы выделять праздничный день для посещения могил; ибо радость и ликование в праздничный день – это милость Аллаха к Своим рабам и посещение могил здесь не уместно, потому что это вызывает в основном печаль и напоминает о смерти. Для того, чтобы избежать разногласий среди учёных, можно посетить могилы за несколько дней до праздника или посетить их после праздника.

13. Пост месяца Шавваль.

О посте шести дней Шавваля сказано в достоверном хадисе, который приводит Муслим и другие имамы от Абу Аюуба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) сказал:

من صام رمضانَ وأتبعَهُ بستٍّ من شوالَ فكأنما صام الدهر

«Постившийся в Рамадан и после него шесть дней из Шавваля будто постился весь год». Смысл хадиса заключается в том, что за одно доброе деяние даётся десять воздаяний. За пост месяца Рамадан, даруется награда равная посту десяти месяцев, даже если Рамадан длился двадцать девять дней. Пост шести дней Шавваля равен по награде шестидесяти дням, то есть двум месяцам, что в совокупности составляет двенадцать месяцев, то есть один год.

Лучше всего поститься подряд все шесть дней сразу после праздника. Также можно продержать шестидневный пост в любые дни месяца Шавваль. У кого были пропущенные дни поста Рамадана, то ему будет неправильно делать намерение одновременно на возмещение пропущенных дней поста и шести дней Шавваля, потому что возмещение пропущенных дней поста Рамадана – ваджиб, а пост шести дней Шавваля – сунна. Нельзя объединять два разных намерения и следует остерегаться этого. Можно сначала поститься шесть дней Шавваля, потому что этот пост соблюдается только в этот месяц, а после этих дней возмещать пропущенные дни обязательного поста.

Труд пера профессора, шейха

Абдурраззака Абдуррахмана Ас-Са’ди

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме