Пятница 05 марта 2021 г.
Фаджр
05:23
Восход
07:31
Зухр
12:54
Аср
16:11
Магриб
18:10
Иша
19:55
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Положение душ в Барзахе

Положение душ в Барзахе

XXI век стал временем великих потрясений для всего мира. Войны, различные катаклизмы и пандемия коронавируса, уносящая множество жизней. Всё это, так или иначе, заставляет людей задумываться о вечном. Утрата близких погружает людей в омут печали и беспокойства, горесть утраты подталкивает к размышлениям о душе. Где она обитает после смерти? Может ли она контактировать с миром живых и душами других умерших? Учитывая то, что мир душ для живых людей недостижим, ответы на эти вопросы стоит искать в Коране, хадисах Пророка Мухаммада, мир ему, так как знания о нематериальных мирах известны лишь Господу миров и тем из людей, кому Господь доверил эти знания, то есть пророкам.

В данной статье мы попытаемся ответить на возникающие по данной теме вопросы, опираясь, в том числе на труды исламских богословов прошлого и современности.

Души видятся друг с другом в Барзахе

Смерть представляет собой отделение души от тела. Тела превращаются в прах, но души продолжают своё существование за пределами материального мира. Положение души, в котором она находится между уходом из бренного мира и до воскрешения на арабском языке называется Барзах.

Души умерших людей делятся на два вида: находящиеся в благоденствии и находящиеся в муках. Согласно словам Ибнуль-Каййима аль-Джаузи, души, получающие наказание не имеют возможности видеться с другими душами.Они находятся в своего рода заточении. Однако души, находящиеся в состоянии благоденствия могут видеться с душами подобными им, посещать друг друга, вспоминать то, что происходило с ними при жизни. Каждая душа, находящаяся в состоянии благоденствия будет иметь свою степень в зависимости от того сколько благих дел она совершила, находясь в мирской жизни. И видеться душа умершего сможет с теми душами, которые находятся на равной с ней степени. Так, в Барзахе не каждой душе благородного человека будет дана возможность достигнуть степеней пророков, мучеников и праведников. Соответственно, не каждая душа сможет видеться с ними.

Такого мнения придерживается саудовский богослов шейх Абдульазиз ар-Раджихи. Объясняя послание «аль-Акыда ат-тахавия», шейх говорит:

قال الشيخ عبد العزيز الراجحي: «الأرواح قسمان: أرواح معذبة، وأرواح منعمة، فالمعذبة في شغل بما هي فيه من العذاب عن التزاور والتلاقي، والأرواح المنعمة المرسلة غير المحبوسة تتلاقى، وتتزاور، وتتذاكر ما كان منها في الدنيا، وما يكون من أهل الدنيا، فتكون كل روح مع رفيقها الذي، هو على مثل عملها، فروح نبينا محمد صلى الله عليه وسلم في الرفيق الأعلى، والدليل على تزاورها، وتلاقيها قول الله تعالى: {وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا (69)} وهذه المعية ثابتة في الدنيا، وفي دار البرزخ، وفي دار الجزاء».
انظر: «شرح العقيدة الطحاوية» 1/299 حسب الدروس المفرغة في المكتبة الشاملة.

«Души делятся на два вида: отбывающие наказание и вкушающие наслаждения.
Что касается отбывающих наказание, то это их положение препятствует их взаимным посещениям и встречам.
А что касается душ, вкушающих наслаждения, то они свободны, не удерживаются и встречаются, посещают друг друга, вспоминая, что они делали в этой жизни и что делают оставшиеся в ней. И каждая душа будет в обществе тех, кто был подобен ей в делах. Так, наш пророк, мир ему и благословение Аллаха, будет в высшем обществе. Доводом на их взаимные посещения и встречи являются слова Всевышнего Аллаха:

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (Сура «Женщины», аят 69)

И это совместное пребывание действительно для этой жизни, для загробной жизни (барзах) и для Обители воздаяния» (См. «Шарх аль-акыда ат-тахавия» 1/299, «Мактаба Шамиля»).

Ибн Касир, говоря о причинах ниспослания упомянутого выше аята, приводит хадис от Ибн Джарира, в котором говорится, что Саид ибн Джубайрсказал: «Пришёл человек из числа ансаров к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи опечаленным. Пророк спросил у него: «Отчего я вижу тебя печальным?» тот ответил: «От того, что я подумал об одной вещи». Пророк спросил: «О чём?» Тот ответил: «Мы приходим к тебе и уходим, мы смотрим тебе в лицо и сидим с тобой. А завтра тебя вознесут к пророкам, и мы уже никогда не достигнем тебя (не будем удостоены честью быть рядом с тобою)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ничего не ответил ему. Тогда к нему пришёл Джибриль (мир ему) с этим аятом:

(وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ) А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они - вместе с теми из пророков… (до конца аята). Тогда посланник Аллаха послал за тем человеком, дабы обрадовать его». (Этот хадис передаётся в форме мурсаля от Масрука. Его также передали: Икрима, Амир аш-Ша’би, Катада и от ар-Раби ибн Анаса, у которого наилучший иснад к этому хадису.)[[Хадис от Саида ибн Джубайра. Ат-Табари (9924)]]. (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 17; Ибн Касир, Тафсир, том 1, с. 522; Родосизаде).

Этот аят свидетельствует о том, что любящие Аллаха и Его посланника смогут находиться рядом с Пророком, мир ему, как в Барзахе, так и в Ахирате. Сподвижники удостоились чести находиться вместе с посланником Аллаха в трёх мирах: мирской жизни, Барзахе и Ахирате (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 17; Суйуты, Бушраль-Каиб; Хасан аль-Идви, Машарикуль-Анвар фи фаузи ахлиль-итибар с. 74; Родосизаде, Ахваль Алями Барзах, рукопись, Стамбул, библиотека Сулейманиййа).

Ещё одним доказательством того, что души могут видеться друг с другом вБарзахе являются следующие аяты:

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ

فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَيَسْتَبْشِرُونَ بِالَّذِينَ لَمْ يَلْحَقُوا بِهِم مِّنْ خَلْفِهِمْ أَلَّا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Семейство Имрана», 169-170 аяты).

В 170 аяте использован глагол «ястабширун» (ликуют), который, по мнению ряда толкователей Корана, является указанием на то, что души мучеников будут встречать тех, кто придёт в мир душ после них и проявлять радость и ликование тому, что пришедшие позже не познают страха и печали подобно им самим (Муджамуль-Васит, том 1, с. 57; Большой арабско-турецкий словарь, том 1, с. 128; Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 18).

В хадисе, передаваемом Абу Хурайрой говорится, что Пророк, мир ему, сказал: «Поистине, обитатели Рая будут навещать друг друга» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, том 2, с. 335).

Учитывая изречение Посланник Аллаха, мир ему, который сказал: «Могилы — это либо сад из числа садов Рая, либо яма из числа ям Ада» (Ат-Тирмизи), также можно предположить, что души верующих смогут посещать друг друга не только в Раю, куда войдут верующие после Дня Суда, но и в Барзахе, в котором души будут пребывать до него.

Это также подтверждается хадисом, переданном дочерью Абу Талиба УммуХани. Умму Хани спросила у Пророка, мир ему: «Сможем ли мы (люди) видеться и навещать друг друга после смерти?» Пророк, мир ему, ответил: «Душа будет в форме птицы, которая вкушает райские яства. Когда же наступит Судный День, души вернутся в свои тела» (Ахмад бин Ханбаль, том 6, с. 425;Абдулла Сираджуддин, аль-Иман би авалимиль-ахира, с. 106-107).

От Ибна Аби ад-Дунья передаётся, что Пророка, мир ему, спросили: «Будут ли души умерших узнавать друг друга?» На это Пророк, мир ему, ответил: «Да. Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, они будут узнавать друг друга подобно птицам, которые сидят на верхушках деревьев и узнают друг друга» (Суйуты, Бушраль-Каиб).

Сообщается, что этот вопрос задала мать умершего сподвижника по имени Бишр бин Бара' бин Марур. Услышав ответ Посланника Аллаха, мир ему, она поспешила к лежавшему на смертном одре представителю племени БануСаляма, попросив его передать приветствие её сыну (Абдулла Сираджудин, аль-Иман би авалимиль-ахира, с. 107; Ибнуль-Каййим, Ар-Рух, с. 19).

Напомним, что такая возможность будет дарована душам праведных людей.

Сообщается, что когда сподвижник Пророка, мир ему, Билал бин Рабаха (ум.в 641 г.) лежал при смерти, его жена начала причитать. Билал, видя её беспокойство сказал: «Какая же радость! Я воссоединюсь со своим любимым пророком и его сподвижниками!» (Суйуты, Бушраль-Каиб).

То есть, Билал радовался тому, что он вновь как при земной жизни будет находиться с Пророком, мир ему, и его сподвижниками в мире душ – Барзахе(Абдулла Сираджуддин, см. там же). Билал таким образом дал понять своей жене, что в его уходе нет ничего печального для него самого, наоборот, его смерть приносит ему радость, так как он вновь сможет воссоединиться с Пророком и его сподвижниками.

В длинном хадисе о допросе в могиле, передаваемом Байхаки от Ибн Аббаса говорится, что душа верующего, которая правильно ответила на все вопросы ангелов будет находиться в обществе других душ верующих людей (Суйуты, Шархус-судур).

В книге имама аль-Байхаки «Шуабуль-иман» приводятся слова Али, который сказал: «Были два верующих и два неверующих друга. Один из верующих умер и был обрадован раем. Он, не забыв своего праведного друга, обратился к Аллаху со словами: «О Аллах! Мой друг всегда призывал меня бытьпокорным Тебе и твоему посланнику. Он наставлял меня совершать благое и отстранял меня от дурного. Прошу Тебя, о Господь миров, не дай ему сбиться с прямого пути и одари его теми же благами, которыми одарил меня.

Когда его друг покинет бренный мир, души обоих встретятся и будутговорить друг другу: «Какой прекрасный брат! Какой прекрасный друг! Какой прекрасный компаньон!»

Когда же умирает один из неверующих друзей, ему сообщают об адских муках, которые он будет получать в Аду. Тогда умерший скажет: «О Аллах! Мой друг всегда призывал меня не подчиняться Тебе и твоему Посланнику. Он наставлял меня совершать зло и отстранял от совершения благого. Прошу тебя, о, Господь миров! Не наставляй его после меня на путь истины, и даруй ему такое же наказание, какое даровал мне, и разгневайся на него также как гневаешься на меня».

Когда умрёт его неправедный друг, их души встретятся и будут говорить друг другу: «До чего плохой брат! До чего плохой друг!»"( Суйуты Шархус-судур).

Из этого высказывания видно, что души хороших людей будут встречаться с подобными им, а души плохих с подобными себе.

В хадисе, передаваемом Абу Катадой и Джабиром говорится о необходимости покрытия тела покойного саваном должным образом. В варианте, передаваемом Суюты и Байхаки, в том числе, говорится: «Поистине, они посещают друг друга в могилах» (Суйуты, Бушруль-Каиб; Суйуты, Шарху Сунанун-насаи, том 4, с. 34; Хасан аль-Идви, с. 73).

Байхаки, приводя этот хадис в своей книге «Шуабуль-иман», подчёркивает, что его смысл соответствует смыслу 169-170 аятов суры «Семейство Имрана», в которых говорится о мучениках, получающих свой удел у Господа (Суйуты, Шарх Сунанун-насаи, том 4, с. 34; Хасан аль-Идви, см. там же.).

На то, что две категории душ будут существовать отдельно друг от друга указывают слова Пророка, мир ему, при вознесении на небеса, увидевшего на первом небе Адама, мир ему, по обе стороны которого находились две группы людей. Пророк, мир ему, спросил у своего спутника Джабраила о том, кем являются люди, которые находятся по обе стороны высокого человека. Джабраил сообщил Пророку, мир ему, что высокий человек является его праотцом Адамом, мир ему, люди находящиеся по правую сторону – это души его благородных потомков, а люди находящиеся по левую сторону от него – это души его грешных потомков (Сборник Бухари, книга молитвы, том 1, с. 91-92; Сборник Муслима, книга веры, том 1, с. 148; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, том 5, с. 143; Ибн Касир, аль-Бидая ваннихая, том 1, с. 97, Бейрут, 1977).

Другим доводом на то, что души в Барзахе встречаются и разговаривают друг с другом является хадис Пророка Мухаммада, мир ему, в котором говорится о том, что когда душу верующего будут поднимать на небеса, её будут встречать «ахлю-ррахма» - «обитатели милости», и будут они спрашивать уприбывшей в Барзах души о тех, кто остался в мирской жизни.

В хадисе, передаваемом Абу Аййубом аль-Ансари сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Когда будут возносить на небо душу верующего, её будут встречать «ахлю-ррахма» - «обитатели милости божьей» (В сборнике Ибн Хиббана от Абу Хурайры данный хадис передаётся в следующем варианте: «Душа верующего будет приведена к душам других верующих, и они возрадуются подобно тому, как радуются встречи с близким после долгой разлуки». Абдулла Сираджуддин, аль-Иман би авалимиль-ахира, с. 106). В данном случае под «ахлю-ррахма» подразумеваются души верующих, находящиеся в Барзахе.

Текст другого хадиса гласит: «Души верующих будут радоваться душам верующих, которые будут приходить в Барзах подобно тому, как радуется человек, встретивший дорогого для себя человека после долгой разлуки. Встречающие души будут спрашивать у тех, кто пребывает в Барзах: «Как поживает тот то и тот то?» В этот момент ангелы, которые возносят душу умершего, скажут: «Оставьте его, пусть передохнёт, ведь он находился в тяжёлом положении».

И ответит душа прибывшая в Барзах вопрошающим: «Он умер до меня».

И скажут души вопрошавшие: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Ушёл он в вечный «Хавия» (ад)… До чего же ужасно это пристанище» (Сборник ан-Насаи, книга заупокойной молитвы, том 4, с. 8-9; Суйуты, Шарху-ссудур; Бушруль-Каиб; Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 20; Родосизаде, Ахваль алями Барзах; Абдулла Сираджуддин, аль-Иман би авалимиль-ахира, с. 106).

Передаются слова Абдуллы бин Мубарака, который сказал: «Обитатели могил ждут вестей. Когда умирает человек и воссоединяется со своими умершими сородичами, умершие до него спрашивают: «Что сделал тот и тот то?» Относительно одного человека прибывший в Барзах скажет: «Он уже умер, разве он не пришёл к вам?» Тогда души ранее ушедших скажут: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Он ушёл другим путём» (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 19; Биргиви, Послание о положении умерших верующих, с. 85 (Биргиви, рассматривая данный вопрос, говорит, что в Барзахе не будут общаться с душой человека не подготовившего перед смертью завещания).

То есть душа человека, про которую спрашивали обитатели Барзаха у прибывшей туда души, не присоединилась к душам праведников и ушла в пространство, где обитают души грешников. Поэтому души праведников не встретили её после её ухода из мирской жизни.

Табиин Саид бин аль-Мусаййиб (умер в 712 году) сказал: «Душа ранее умершего встречает душу близкого человека подобно тому, как родитель встречает своего ребёнка, с которым он находился в разлуке много лет» (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 19; Родосизаде, Ахваль Алями Барзах, с. 19, с. 25).

Души умерших получают вести о своих живых родственниках

Души умерших видятся друг с другом в Барзахе и узнают от прибывающих туда душ об оставшихся в мире бренном своих родственниках.Прибывающие сообщают душам умерших о положении их детей, внуков и прочих близких людях. Узнавая добрую весть о своих живых родственниках, души умерших радуются, узнавая о них плохие вести, печалятся (Родосизаде, Ахваль Алями Барзах).

Сообщается, что табиин Муджахид сказал по этому поводу: «Умерший в Барзахе будет радоваться достижениям своего ребёнка» (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 12).

Передаётся, что Саид бин Джубейр сказал: «Поистине, вести о живых достигают душ усопших. Нет никого из умерших, к которому бы не приходили известия о его родственниках, которые остались в мире бренном.Если весть благая, то душа умершего ликует и радуется, если плохая, то печалится» (Хасан аль-Идви, Машарикуль-Анвар, с. 16, Египет, 1316 г.х).

Сподвижник Пророка Абу ад-Дарда мир ему, (умер в 652 году) совершал мольбу, говоря: «О Аллах! Я прибегаю к твоей защите от совершения дел, которые бы приносили печаль моим умершим родственникам» (См. там же).

Мусульманский богослов и хадисовед VIII века Абдулла бин Мубаракприводит слова сподвижника Пророка, мир ему, Абу Аййуба аль-Ансари, который сказал: «Вести о деяниях живых доводятся до умерших. Если весть благая, то умершие радуются и делятся своей радостью с другими. Если весть плохая, тогда умершие молят Аллаха о том, чтобы Он отвёл от их близких это зло» (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 7; Родосизаде, Ахваль Алями Барзах.).

Всё сказанное указывает на то, что души праведных людей, находясь в Барзахе, имеют возможность видеться и общаться друг с другом, а также узнавать вести о своих живых родственниках у прибывающих в Барзах душ.Стоит отметить, что всё это происходит по воле Всевышнего Аллаха, установившего систему взаимоотношений между людьми как в бренном мире, так и в мире душ.

Помимо рассмотренных аспектов возникает немало вопросов относительно контактов между миром живых и миром мёртвых.Возможны ли подобные контакты? Для ответа на этот вопрос нам также необходимо обратиться к священным текстам ислама и наследию учёных уммы мусульман.

Достоверно известно, что с представителями мира душ неоднократно встречался Пророк Мухаммад, мир ему. Причём эти встречи происходили наяву.

Так, согласно сообщениям, становится известным, что пророк Мухаммад, мир ему, наяву встретился с душами предыдущих пророков, мир им, в ходе вознесения на небеса. Первая встреча с душами пророков произошла у мечети Аль-Акса в Иерусалиме, вторая, непосредственно на небесах. Основным доказательством данных встреч является 45 аят суры «Аз-Зухруф»:

Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?(Сура «Аз-Зухруф, 45 аят).

По мнению части толкователей Корана, в данном аяте идёт речь именно о встрече Пророка Мухаммада, мир ему, с предыдущими пророками, мир им всем, в ходе вознесения на небеса. То есть именно тогда Пророку Мухаммаду, мир ему, была предоставлена возможность задать данный вопрос другим пророкам, мир им всем (Ибн Касир, Тафсир, том 4, с. 129.). Однако часть учёных считает, что Аллах даровал Пророку Мухаммаду, мир ему, возможность контактировать с предыдущими пророками Аллаха, мир им всем, не только во время небесного вознесения, но и в любое время, когда он пожелает. И данный аят является этому доказательством (Абдулла Сираджуддин, аль-Иман би авалимиль-ахира, с. 109-110). Это, учитывая положение Пророка Мухаммада, мир ему, перед Аллахом представляется вполне реальным. Ведь известно, что для Аллаха нет какой-либо трудности в том, чтобы даровать своему любимому посланнику такую возможность.

Стоит сказать, что подобная возможность предоставлялась как Пророку Мухаммаду, мир ему, так и некоторым другим пророкам Аллаха. Сообщается от Умара бин аль-Хаттаба хадис о том, что пророк Муса, мир ему, обратился к Аллаху с просьбой увидеться с Адамом, мир ему. Аллах удовлетворил просьбу Мусы, мир ему, и дал ему возможность наяву встретиться и пообщаться с Адамом, мир ему (Сборник абу Дауда, книга сунны).

Нет сомнения в том, что возможность встречи наяву с представителями мира душ была дарована пророкам, мир им. Это является их прерогативой. Что касается обычных людей, то встреча живых людей с представителями мира душ наяву практически невозможна, хотя имеются определённые предания, сообщающие об этом (Абдулла Сираджуддин, аль-Иман би авалимил-ахира, с. 110-113).

Но говорить, что нет никаких контактов между простыми живыми людьми и душами умерших тоже невозможно. Основным каналом для данных контактов являются сны. Османский учёный XVIII века Ибрахим Хаккыотносительно этого сказал: «Живые видят во сне умерших в их плохом или хорошем состоянии. Так живые узнают о положении, в котором находятся их умершие родственники» (Ибрахим Хаккы Эрзурумский, Маарифатнамэ, том 1, с. 60). То есть, по мнению Ибрахима Хаккы, такие сны являются правдивыми.

В таких снах живому человеку, в том числе, может сообщаться информация, связанная с ним или его близкими. И это является частью пророчества, которое даруется мусульманам перед концом света. Однако, как говорят учёные этой уммы, подобная информация является индивидуальной, предназначенной именно для того человека, который видит этот сон. То есть, она не может использоваться как руководство к действию общиной.

Ибнуль-Каййим аль-Джаузи разъясняет данное обстоятельство следующим образом: «Если живой человек во сне встречается с кем то из умерших и получает от него информацию, например: «в таком то месте зарыт клад», «в том то месте спрятано то-то», «то дело будет иметь такой то итог», «в такое то время ты вернёшься к нам», и если это происходит в действительности, значит душа живого и умершего действительно встретились друг с другом» (См. там же).

Согласно одному преданию, двое сподвижников Пророка, мир ему, Сааб бин Джассама и Ауф бин Малик были побратимами. Они договорились, что когда умрёт один из них, то они будут стараться узнавать о состоянии и делах друг друга. Первым скончался Сааб. В одну из ночей Ауф увидел во сне Сааба, который, как и при жизни пришёл к нему. Ауф начал расспрашивать Сааба о том, как прошёл опрос в могиле. Сааб, восхвалив Аллаха, сообщил об удачном прохождении могильного опроса. Ауф увидел на груди Сааба чёрное пятно и спросил о нём. Сааб сказал, что это пятно из-за десяти дирхамов, которые он одолжил у одного иудея. Он сказал Ауфу где находятся деньги и попросил вернуть их иудею. Помимо этого Сааб сообщил, что в его доме вскоре умрёт кошка и что скоро умрёт его дочь. Утром Ауф пошёл в дом Сааба и нашёл деньги в том месте, на которое указал его умерший побратим. Он взял их и пошёл к иудею. Он расспросил его о том, сколько задолжал ему Сааб, на что иудей назвал сумму в десять дирхамов. Убедившись в том, что всё сказанное во сне Саабом соответствует действительности, Ауф вернул деньги иудею, выполнив просьбу своего побратима. Вскоре всё, о чём сообщил Сааб также сбылось (См. там же).

Иным контактом живых с умершими является посещение могил. Множество хадисов Пророка Мухаммада, мир ему, свидетельствуют о том, что умершие слышат тех, кто посещает их могилы. Даже если рассмотреть этот вопрос с лексической точки зрения, становится понятным, что обитатели могил слышат посещающих их. Так, в арабском языке посещающий могилы обозначается словом «заир». Того же к кому приходит посещающий называется «мазур», то есть, дословно – посещаемый. Если бы обитатели могил не имели способности слышать и ощущать приход посетителя, тогда бы по отношению к ним не применялось бы слово «мазур». Ведь не зряпророк Мухаммад, мир ему, рекомендовал мусульманам при посещении могил приветствовать их обитателей. Ведь не будут приветствовать тех, кто не слышит этого приветствия (Ибнуль-Каййим, ар-Рух, с. 8; Родосизаде, Ахваль Алями Барзах; Вуджуди Мухаммад бин Абдуль-Азиз, Ахвали Алями Барзах). То есть души, находясь в Барзахе слышат тех, кто приходит на их могилы и узнают о том, что за них помолился кто то из родных.

Рассмотрев тексты аятов, хадисов и высказывания учёных, становится понятно, что душа умершего, перемещаясь из бренного мира в мир душ,продолжает своё существование в ином измерении. Душам праведныхрабов предоставляется благая обитель. Они находятся рядом с себе подобными, общаются друг с другом, узнают о делах своих живых родственников у пребывающих в Барзах душ. Радуются всему благому, что происходит с их родными и печалятся всякому злу, которому они подвергаются. Душам же грешников предоставляется скверная обитель, где они пребывают вместе с подобными им.

Основным контактом между душами умерших и живых является сон. По воле Аллаха живым показывается состояние умерших, а умершим состояние живых родственников. Также умершие ждут от живых мольби посвящений им духовных наград. Они слышат и узнают тех, кто приходит посещать их могилы. Это всё указывает на то, что живые не должны забывать и предавать забвению своих умерших, поминая их в своих молитвах и посвящая им духовные награды за благодеяния. Это сунна Пророка Мухаммада, мир ему, и сунна предыдущих пророков, мир им всем.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме