Пятница 22 января 2021 г.
Фаджр
06:37
Восход
08:55
Зухр
12:53
Аср
14:53
Магриб
16:43
Иша
18:39
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Этика обращения к Аллаху. 1 часть.

Этика обращения к Аллаху. 1 часть.

Знайте, да наставит вас Аллах, в мольбе есть соответствующий этикет и обязательные условия и тому, кто исполнит их, исполнено будет. Кто не соблюдает этих условий или сомневается в получении испрашиваемого, или упускает один из этикетов, тот заслуживает три наказания: гнева, отдаления и лишения.

Здесь я прочту тебе этикеты буква за буквой и расскажу в этой главе подробно все его условия.

1. Знай, что пророки, посланники и праведники, когда желали обратиться к Владыке со своими нуждами прежде, чем начинать просить, они смиренно вставали на ноги свои, они простирали руки свои, слёзы лились по их щекам, они раскаивались в своих грехах, отрекались от своих проступков, пробуждали богобоязненность в сердцах своих, осознавая перед кем они предстали и с к кому им предстоит обращаться.

Так и ты, встав перед Всевышним Аллахом, чувствуй себя грешником, убившим всех обитателей Небес и Земли.

После этого они воздавали хвалу своему Творцу, возвеличивали и славили Его так, как приличествует Ему и после начинали просить у Него.

Так делал искренний друг Аллаха Ибрахим (мир ему), когда обращался к Владыке своему со своими насущными просьбами, которые он предварял восхвалениями в честь сотворения и наставления на праведный путь.

Всевышний Аллах сказал:


الَّذِي خَلَقَنِي فَهُوَ يَهْدِينِ. وَالَّذِي هُوَ يُطْعِمُنِي وَيَسْقِينِ. وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ. وَالَّذِي يُمِيتُنِي ثُمَّ يُحْيِينِ. وَالَّذِي أَطْمَعُ أَن يَغْفِرَ لِي خَطِيئَتِي يَوْمَ الدِّينِ

«Он сотворил и повёл меня праведным путём. Он кормит и поит меня. Когда болею, Он меня исцеляет. Он умертвит и воскресит меня. На Него я надеюсь, что простит Он мне мой грех в День суда». Сура «Шуара» — «Поэты», 78 — 82 аяты.

Ибрахим (мир ему) восхвалил Аллаха, Свят Он, пятью атрибутами: Он Творец и Ведущий прямым путём, Дающий пропитание и питьё, Исцеляющий от недугов, Умертвляющий и Воскрешаюший, и Прощающий. Воздав хвалу, Ибрахим (мир ему) попросил пять вещей:

وَاجْعَلْنِي مِن وَرَثَةِ جَنَّةِ النَّعِيمِ وَاجْعَل لِّي لِسَانَ صِدْقٍ فِي الْآخِرِينَ رَبِّ هَبْ لِي حُكْمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ وَلَا تُخْزِنِي يَوْمَ يُبْعَثُونَ وَاغْفِرْ لِأَبِي إِنَّهُ كَانَ مِنَ الضَّالِّينَ

«Господь мой! Даруй мне мудрости и соедини меня с праведными предшественниками. Даруй мне добрую память потомков и сделай меня из наследников Рая благоденствия. Прости отца моего, ведь он из заблудших и не унизь меня в день, когда люди будут воскрешены. Когда не помогут никому ни богатства, ни сыновья, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем». Сура «Аш-Шуара» — «Поэты», 83 — 89 аяты.

Аллах, Свят Он, ответил на четыре его просьбы и объяснил, почему не ответил на пятую. В ответ на первую просьбу Всевышний Аллах ответил ему:

فَقَدْ آتَيْنَا آلَ إِبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

«Воистину даровали Мы семейству Ибрахима Писание и мудрость». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 54 аят.

На его вторую просьбу «وألحقني بالصالحين» — «… и соедини меня с праведными предшественниками», Всевышний Аллах ответил:

وَإِنَّهُ فِي الْآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ

«И воистину в жизни грядущей он среди праведных предшественников». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 130 аят.

На просьбу Ибрахима, мир ему, оставить о нём добрую память, Всевышний Аллах ответил:

وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الْآخِرِينَ

«И оставили Мы о нём добрую память среди потомков». Сура «Ас-Саффат» — «Ангелы, стоящие рядами», 108 аят.

На просьбу «واجعلني من ورثة جنة النعيم» — «И сделай меня из наследников Рая благоденствия» Всевышний Аллах ответил:

رَحْمَتُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ

«Милость Аллаха и благодать Его вам, о обитатели дома (семейство Ибрахима)!» Сура «Худ», 73 аят.

Объяснил Всевышний Аллах отказ в пятой просьбе, сказав:

فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِّلَّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ

«Когда стало ясно Ибрахиму, что отец его враг Аллаха, он отрёкся от него». Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 114 аят.

Аллах, Велик Он и Всесилен, наделил эту умму таким же почётом какой был дарован пророку Ибрахиму, мир ему, ведь Он низвёл для мусульман суру «Аль-Фатиха» — «Открывающая», половина которой - восхваление, а вторая половина — мольба.

Мы просим Аллаха даровать нам то, что даровал Ибрахиму (мир ему) и простить нас, как Он простил его.

Муса (мир ему) тоже предварял мольбу восхвалением. Всевышний Аллах сказал:

«أَنتَ وَلِيُّنَا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا»

«Ты - наш Покровитель, так прости нас и смилуйся над нами». Сура «Аль-А’раф» — «Преграды», 155 аят.

Приводит Аль-Бухари хадис о заступничестве, описывающий время, когда люди на просторах судилища будут просить заступничества перед Господом у пророков (мир им). Каждый пророк будет вспоминать свой грех и говорить: «Обращайтесь к другому пророку». И Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) скажет: «Я имею право на заступничество и попрошу я дозволения у Господа моего. Когда я увижу Его, то паду ниц, а Он оставит меня на столько, насколько Он пожелает, пока не будет сказано мне: «Подними голову свою, проси и будет тебе дано, говори и тебя услышат, заступайся и будет принято заступничество твоё!» Внушит мне Аллах слова похвалы, и я буду восхвалять Его этими словами».

В другом риваяте говорится: «… и я стану восхвалять Господа моего хвалами, которым Он обучил меня».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предваряет заступничество восхвалениями и возвеличиваниями Аллаха.

فَضالةَ بن عبيد رضي الله عنه قال: (سَمعَ رسولُ الله صلَّى الله عليه وسلَّم رجلًا يدعو في صلاته؛ لم يُمَجِّدِ الله تعالى، ولم يصلِّ على النبيِّ صلَّى الله عليه وسلَّم، فقال رسولُ الله صلَّى الله عليه وسلَّم: ((عَجِلَ هَذَا)) ثم دعاه فقال له أو لغيره: «إِذا صلَّى أحدُكم فلْيبدأْ بتحميدِ ربِّه جلَّ وعزَّ والثناءِ عليه، ثم يصلِّي على النبيِّ صلَّى الله عليه وسلَّم ثم يدعو بعد بما شاء»

أخرجه أبو داود (1481)، والترمذي (3477)، والنسائي (3/44)، وقال الترمذي: "هذا حديث حسن صحيح

Приводит Абу Дауд, что Фадаля бин Абид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек обращался с мольбой в молитве своей, но он не восхвалил Аллаха и не благословил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он поспешил». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подозвал его и сказал ему или другому человеку: «Когда молится один из вас, то пусть начинает с восхваления Господа своего, потом благословляет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и после этого просит, что пожелает». Приводит Абу Дауд хадис №1481, Ат-Тирмизи хадис №3477, Ан-Насаи хадис №3/44. Имам Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис хасан и сахих».

2. Обращаться с мольбой к Аллаху с желанием, страхом, униженно и смиренно. Аллах Свят Он и Велик сказал:

«إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا ۖ وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ»

«Воистину они спешили совершить благие деяния и взывали к Нам с желанием и страхом, и были они смиренны перед Нами». Сура «Аль-Анбия» — «Пророки», 90 аят. То есть, желая то, что есть у Нас и со страхом.

3. Один человек попросил Джа’фара Садика: «Обучи меня мольбе, на которую будет отвечено». Джа’фар Садик ответил ему: «Больше воздавай хвалу Аллаху, Свят Он, и проси у Него, что пожелаешь. Воистину все мусульмане на Земле просят денно и нощно, чтобы Он ответил восхваляющим, и что ты думаешь о том, за кого просят у Аллаха все мусульмане?» Человек спросил: «Как это?» Джа’фар Садик ответил: «Не говорят ли они в каждом ракаате молитвы: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его». Восхваляй Аллаха, Велик Он и Всесилен, и Он ответит на твою мольбу!

4. Просить с усердием, глубокомысленно и серьёзно. Имам Малик приводит в своём сборнике «Аль-Муватта», что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لا يقولُ الداعي في دعائه اللَّهمَّ ارحَمني إن شِئت ليعزِم المسألةَ فإنَّه لا مُكرِه لهُ»

«Не должен говорить просящий в мольбе своей: «О Аллах! Смилуйся надо мной, если Ты пожелаешь». Пусть просит с усердием, воистину, никто не может принудить Его». Имам Муслим приводит этот хадис в своём сборнике «Сахих» в разных вариантах, но одинаковых по смыслу, как риваят:

«فإنّ الله لا مُسْتَكْرِهَ له»

«Воистину никто не может принудить Аллаха».

В другом риваяте говорится:

«فإن الله لا يتعاظمه شيء أعطاه»

«Воистину незначительно для Аллаха то, что Он дал».

То есть никто не может принудить Всевышнего Аллаха дать что-то. Если Он пожелает, то даст, если не пожелает - не даст.

5. Укреплять надежду на Владыку и не отчаиваться в милости Аллаха, даже если запаздывает ответ на мольбу. Не спеши, ибо для каждого дела свой срок, и мольба не может одолеть предначертанное.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يُسْتجَابُ لأَحَدِكُم مَا لَم يعْجلْ: يقُولُ قَد دَعوتُ رَبِّي، فَلم يسْتَجبْ لِي»

«Будет отвечено одному из вас, если он не поспешит, сказав: «Я уже взывал к своему Господу, но мне не было отвечено». Приводит Аль-Бухари в книге «Мольбы» 22 глава, Муслим хадис №90 и 91, Абу Дауд в книге «Витр» 23 глава, Ибн Маджа в книге «Мольба» 7 глава, имам Малик в сборнике «Аль-Муватта» хадис №29 и имам Ахмад в сборнике «Муснад» 2/487.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме