Пятница 19 апреля 2024 г.
Фаджр
02:26
Восход
05:18
Зухр
12:40
Аср
17:33
Магриб
19:56
Иша
22:10
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Последние десять дней Рамадана и ночь Аль-Кадр

Последние десять дней Рамадана и ночь Аль-Кадр

Последние десять дней Рамадана наступают с заходом Солнца двадцатого дня месяца Рамадан и это первая ночь из последней десятки, а двадцатый день к ним не относится. Всевышний Аллах сказал:

«وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ وَالشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَاللَّيْلِ إِذَا يَسْرِ»

«Клянусь рассветом. И десятью ночами. И чётом, и нечетом. И ночью, когда она проходит». Сура «Аль-Фаджр» - «Рассвет», 1-4 аяты.

Вошло в обиход именно слово «десять», хотя в лунном месяце может быть девять ночей. Дни включены в ночи, потому что арабский язык обширен и когда говорится «ночи» подразумеваются «дни», когда говорится «дни» подразумеваются «ночи». Например, большинство сподвижников и табиинов говорили «ночи», имея в виду дни. Поэтому они говорили: «صمنا خمسا» - «Мы держали пост пять». Слово «пять» употреблено в мужском роде, что означает – пять ночей, что на самом деле означает пять дней поста. Превосходство ночей над днями в том, что ночью бывают озарения, покой, сосредоточенность и полное посвящение себя поклонению, потому что Всевышний Аллах является рабам Своим ночью и отвечает на мольбу взывающего к Нему, даёт защиту и помощь просящему их у Него.

По поводу значения слов приведённого выше аята «И десятью ночами» есть несколько мнений. Большинство учёных считает, что имеется в виду первые десять дней Зульхиджы, другие (и это приводится от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах)), что это последние десять дней Рамадана.

Мать правоверных – госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) поведала о состоянии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в последние десять дней Рамадана, сказав:

«كانَ النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ إذَا دَخَلَ العَشْرُ شَدَّ مِئْزَرَهُ، وأَحْيَا لَيْلَهُ، وأَيْقَظَ أهْلَهُ»

«Когда наступали последние десять дней Рамадана, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) затягивал свой узел, выстаивал ночи и будил свою семью». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выстаивал последние десять ночей Рамадана выполняя различные виды поклонения, не ограничиваясь только исполнением дополнительной молитвы в течение всей ночи. Как приводится от матери правоверных – госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах):

«أنّ النبي لم يصلِّ ليلةً بكاملها حتى يصبح»

«Пророк не проводил всю ночь до утра в молитве».

Ночное поклонение не ограничивается только исполнением молитвы. Практикуются такие виды поклонения как поминание Аллаха, чтение Кур’ана, раздача милостыни и так далее.

Именно в одну из последних десяти ночей Рамадана, по предпочтительному мнению, был низведён Священный Кур’ан. Всевышний Аллах назвал эту ночь «Аль-Кадр», сказав:

«إنا انزلناه في ليلة القدر»

«Воистину, Мы низвели его (Кур’ан) в ночь Аль-Кадр». Сура «Аль-Кадр», 1 аят.

Всевышний Аллах назвал её благословенной, сказав:

«إنا أنزلناه في ليلة مباركة إنا كنا منذرين»

«Воистину, Мы низвели его (Кур’ан) в ночь благословенную, воистину, Мы увещевающие». Сура «Ад-Духан» - «Дым», 3 аят.

Всевышний Аллах разъясняет её достоинство, говоря:

«ليلةُ القدر خيرٌ من ألف شهر»

«Ночь Аль-Кадр лучше тысячи месяцев». Сура «Аль-Кадр», 3 аят. То есть она лучше тысячи месяцев в плане воздаяния и награды, но не в плане замены. Всевышний Аллах назвал её миром, то есть благополучной, так как шайтан не способен вершить в эту ночь зло или сильно вредить людям. В эту ночь даруется спасение от мучения и наказания, потому что человек поклоняется Аллаху, Велик Он и Всесилен.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил награду за поклонение в эту ночь, сказав:

«من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غُفر لهُ ما تقدم من ذنبه»

«Тому, кто выстоит ночь Аль-Кадр с верой и надеждой, будут прощены его предыдущие прегрешения».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от пренебрежения этой ночью, сказав:

«ليلة القدر خير من ألف شهر ، مَنْ حُرِمَ خيرها فقد حُرِم»

«Ночь Аль-Кадр лучше тысячи месяцев, кто лишился блага её, тот лишился». Аллах по своей мудрости сокрыл от людей точную дату этой ночи, дабы они усердно продолжали искать её в поклонении и молитвах, не ограничиваясь поклонением только в течение одной ночи. Приводится много хадисов о времени её наступления, но они приблизительные и ни в коем случае не точные. Так в хадисе, переданном от матери правоверных – госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) и от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«تحروا ليلة القدر في العشر الأواخر من رمضان»

«Ищите ночь Аль-Кадр в последние десять ночей Рамадана».

В другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«تحروا ليلة القدر في الوتر من العشر الأواخر»

«Ищите ночь Аль-Кадр в нечётную ночь из числа последних десяти ночей Рамадана».

В другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«الأوتار من العشر الأواخر أن ليلة القدر في»

«Ночь Аль-Кадр в нечётные ночи из числа последних десяти ночей Рамадана». То есть двадцать первую, двадцать третью, двадцать пятую, двадцать седьмую, и двадцать девятую ночи. В хадисе переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«التمسوها في العشر الأواخر من رمضان ليلة القدر في تاسعة تبقى ، في سابعة تبقى ، في خامسة تبقى»

«Ищите ночь Аль-Кадр в последние десять ночей Рамадана, в девятую, седьмую и пятую оставшиеся ночи». То есть более правильно и ожидаемо, что она выпадает на нечётные ночи.

Приводится в «Сахих Аль-Бухари», что Убада бин Самит сказал: «Вышел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы сообщить нам о ночи Аль-Кадр, и два мусульманина в это время препирались. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«خرجت لأخبركم بليلة القدر ، فتلاحى فلان وفلان فرُفعت ، وعسى أن يكون خيراً لكم ، فالتمسوها في التاسعة والسابعة والخامسة»

«Я вышел рассказать вам о ночи Аль-Кадр, но спорили два человека, и это знание ушло, может это лучше для вас, ищите её в девятую, седьмую и пятую ночи». То есть в нечётные ночи. В этом хадисе присутствует ясное указание на порочность распрей и споров, особенно в вопросах религии и это причина скрытия и утраты благого.

Наибольшая вероятность, что ночь Аль-Кадр приходится на двадцать седьмую ночь Рамадана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ليلة القدر ليلة سبع وعشرين»

«Двадцать седьмая ночь - ночь Аль-Кадр».

Большинства сподвижников и учёных считало, что ночь Аль-Кадр наступает в двадцать седьмую ночь Рамадана. Убай бин Ка’б (да будет доволен им Аллах) клялся безо всякого исключения, что ночь Аль-Кадр наступает в двадцать седьмую ночь. Зирр бин Хубейш спросил: «Почему ты так говоришь о Абу Аль-Мунзир?» Убай бин Ка’б (да будет доволен им Аллах) ответил: «По признаку, о котором поведал нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«أن من علاماتها أن الشمس تطلع صبيحتها لا شُعاع لها»

«Один из её (ночи Аль-Кадр) признаков в том, что Солнце восходит без лучей».

О другом признаке сообщается в достоверном хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ليلة القدر ليلة طلقة ، لا حارة ولا باردة ، تُصبح الشمس يومها حمراء ضعيفة»

«Ночь Аль-Кадр – это умеренная ночь, не жаркая и не холодная, Солнце взойдёт в этот день немного красным».

Другой признак приводится в хадисе Василя бин Аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ليلة القدر ليلة بلجة - أي مضيئة - ، لا حارة ولا باردة ، لا يرمى فيها بنجم - أي لا ترسل فيها الشهب»

«Ночь Аль-Кадр – это светлая ночь, не жаркая и не холодная, и не падают тогда звёзды». То есть не падают метеориты в эту ночь.

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) считал, что ночь Аль-Кадр приходится на двадцать седьмую ночь. На это у него была своя аргументация. Доводится, что Умар (да будет доволен им Аллах) собрал сподвижников и пригласил на это собрание Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), хотя он был самым младшим из них. Сподвижники сказали: «Воистину, Ибн Аббас такой же, как наши сыновья, почему ты позвал его с нами?» Умар ответил: «Воистину, он юноша с умным сердцем и спрашивающим языком». Затем Умар спросил их о ночи Аль-Кадр, и они все единогласно сошлись на том, что она будет в последние десять ночей Рамадана. Умар спросил о ней у Ибн Аббаса и тот ответил: «Я знаю, где она. Она в двадцать седьмой ночи». Умар спросил: «Почему ты так думаешь?» Ибн Аббас объяснил: «Воистину, Всевышний Аллах сотворил семь небес, сотворил семь земель, сотворил семь дней (недели), человека Он сотворил в семь стадий, предписал совершение семикратного обхода вокруг Каабы, хождение между холмами Сафа и Марва семь раз, и бросание семи камней (при обряде побивания «шайтана»)». Исходя из этого, Ибн Аббас считал, что ночь Аль-Кадр наступает в двадцать седьмую ночь. Он считал также считал, то ночь Аль-Кадр – это двадцать седьмую ночь, потому что в суре «Аль-Кадр» тридцать слов, что соответствует количеству джузов (частей) Кур’ана, а слово (هي) – (она) двадцать седьмое по счёту слово в суре «Аль-Кадр»:

«سلام هي حتى مطلع الفجر»

«Мир она (ночь Аль-Кадр) до восхода зари».

Некоторые считают, что в словах «ليلة القدر» – (ночь Аль-Кадр) девять букв. Эти слова повторяются в суре «Аль-Кадр» три раза, и если умножить три на девять, то получается двадцать семь. Но несмотря на всё это, точная дата благословенной ночи остаётся сокрытой.

Существует несколько мнений относительно того, почему она была названа «ليلة القدر» – (ночь Аль-Кадр). Сказано, что Всевышний Аллах по мудрости своей и, демонстрируя своё величие в творении и создании, в ночь Аль-Кадр записывает предопределения этого года, все предстоящие события и происшествия. Сказано в Слове Всевышнего Аллаха:

«حم. والكتاب المبين . إنا أنزلناه في ليلة مباركة إنا كنا منذرين . فيها يفرق كل أمر حكيم . أمراً من عندنا إنا كنا مرسلين . رحمة من ربك إنه هو السميع العليم»

«ХаМим. Клянусь Писанием ясным. Воистину, Мы низвели его (Кур’ан) в ночь благословенную, воистину, Мы - увещевающие. В эту ночь предрешаются все мудрые решения. По велению Нашему, воистину, Мы - отправляющие. Милость от Господа твоего, воистину, Он – Всеслышащий, Всезнающий». Сура «Ад-Духан» - «Дым», 1-6 аяты. То есть в эту ночь предопределяется всё, что должно произойти с людьми в течение года: кто должен родиться, кто должен умереть, спастись или погибнуть, стать счастливым или несчастным, великим или униженным, засуха и неурожай и всё, что желает Всевышний Аллах, чтобы произошло в текущем году. Эти данные передаются ангелам для исполнения из Хранимой Скрижали. Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

«أن الرجل يُرى يفرش الفرش ويزرع الزرع وأنه لفي الأموات»

«Человек застилает постель или сажает семена, а он уже в числе мёртвых». То есть записывается в ночь Аль-Кадр, что он умрёт.

Сказано, что «القدر» – «аль-кадр» - это «возвеличивание», то есть это ночь величия, по причине достоинств, коими она наделена, или тот, кто её проведёт в поклонении, станет великим. В Коране слово «القدر» – «аль-кадр» тоже встречается в смысле величия:

«وما قدروا اللهَ حق قدره»

«Не возвеличивают они Аллаха должным Его величием». Сура «Аз-Зумар» - «Толпы», 67 аят. То есть не возвеличивают Аллаха так, как Он этого достоин.

Сказано, что «القدر» – «аль-кадр» - это «уменьшение», «сужение», потому что Земля не может вместить ангелов по причине их многочисленности в эту ночь, и возглавляет это несметное полчище ангелов Джибриль (мир ему). Этот смысл встречается в Слове Всевышнего Аллаха:

«وأما إذا ما ابتلاه فقدر عليه رزقه»

«И если испытывает Аллах человека и уменьшает (فقدر) удел его …». Сура «Аль-Фаджр» - «Рассвет», 16 аят.

В эту ночь следует больше просить прощения у Всевышнего Аллаха. Мать правоверных – госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: «О Посланник Аллаха! Если я застану ночь Аль-Кадр, с какой мольбой мне обратиться?» Он ответил: «Скажи:

«اللَّهمَّ إنَّكَ عفوٌّ تحبُّ العفوَ فاعفُ عنِّي»

«О Аллах! Воистину, Ты Всепрощающий, любишь прощение, так прости меня».

Щедрый Кур’ан был трижды низведён: первый раз – Всевышний Аллах вписал его целиком в Хранимую Скрижаль. Всевышний Аллах сказал:

«بل هو قرآنٌ مجيد في لوحٍ محفوظٍ»

«Но это славный Кур’ан. В Хранимой Скрижали». Сура «Аль-Бурудж» - «Созвездия», 21-22 аяты.

Второй раз – полностью был низведён из Хранимой Скрижали в Байт Аль-Изза (Дворец величия) – небесную каабу ближайшего к этому Миру Неба. Об этом сказано в Слове Всевышнего Аллаха:

«إنا أنزلناه في ليلة مباركة إنا كنا منذرين»

«Воистину, Мы низвели его (Кур’ан) в ночь благословенную, воистину, Мы увещевающие». Сура «Ад-Духан» - «Дым», 3 аят.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

«إنا انزلناه في ليلة القدر»

«Воистину, Мы низвели его (Кур’ан) в ночь Аль-Кадр». Сура «Аль-Кадр», 1 аят.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

«شَهْرُ رَمَضانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ»

«Месяц Рамадан, в который был ниспослан Кур’ан». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 185 аят.

Третий раз, постепенно и раздельно он ниспосылался в виде откровения Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в течение двадцати трёх лет по причине событий и происшествий, предопределённых Всевышним Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:

«نزل به الروح الأمين على قلبك لتكون من المنذرين بلسان عربي مبين وإنه لفي زبر الأولين»

«Снизошёл с ним дух верный. На сердце твоё, дабы был ты из увещевающих. На арабском ясном языке». Сура «Аш-Шуара» - «Поэты», 193-195 аяты.

Можно поклоняться в эту благословенную ночь, исполнив ночную и утреннюю молитву джамаатом, затем исполнить молитву таравих и восемь ракаатов молитвы тахаджуд, завершив их молитвой витр, после исполнить молитву тасбих, много читать Кур’ан, больше поминать Всевышнего Аллаха, больше благословлять Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), больше обращаться с мольбами в земном поклоне молитвы и после неё, больше давать милостыни нуждающимся, угощать яствами и проявлять любовь и милость ко всем рабам Аллаха, прекратить запретные Всевышним Аллахом сплетни, пересуды, ослушание родителей, разрывание родственных уз и пренебрежение мусульманским братством.

Труд пера шейха, профессора Абдурраззака Абдуррахмана Ас-Са’ди

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме