Среда 24 апреля 2024 г.
Фаджр
01:56
Восход
05:05
Зухр
12:39
Аср
17:39
Магриб
20:07
Иша
22:30
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Десять кираатов

Десять кираатов

Десять кираатов - способы чтения Кур'ана, которые дошли до нас от первого поколения по цепочке таватур, то есть через большое количество передатчиков от начала цепочки и до её конца, все учёные приняли эти кирааты. Кирааты стали распространяться в начале второго столетия по хиджре. Кираат никого из чтецов Кур'ана не принимался, если не было достоверно установлено, что он перенял его у своего шейха из уст в уста, и эта цепочка доходит до сподвижника, который обучился чтению Кур'ана у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Муслим (да смилуется над ним Всевышний Аллах) приводит в своём сборнике хадисов "Сахих", что Убай бин Ка'б (да будет доволен им Аллах) сказал:

كُنْتُ في المَسْجِدِ، فَدَخَلَ رَجُلٌ يُصَلِّي، فَقَرَأَ قِرَاءَةً أَنْكَرْتُهَا عليه ثُمَّ دَخَلَ آخَرُ فَقَرَأَ قِرَاءَةً سِوَى قَرَاءَةِ صَاحِبِهِ، فَلَمَّا قَضَيْنَا الصَّلَاةَ دَخَلْنَا جَمِيعًا علَى رَسولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ، فَقُلتُ: إنَّ هذا قَرَأَ قِرَاءَةً أَنْكَرْتُهَا عليه، وَدَخَلَ آخَرُ فَقَرَأَ سِوَى قِرَاءَةِ صَاحِبِهِ، فأمَرَهُما رَسولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ، فَقَرَآ، فَحَسَّنَ النبيُّ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ شَأْنَهُمَا، فَسَقَطَ في نَفْسِي مِنَ التَّكْذِيبِ، وَلَا إذْ كُنْتُ في الجَاهِلِيَّةِ، فَلَمَّا رَأَى رَسولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ ما قدْ غَشِيَنِي، ضَرَبَ في صَدْرِي، فَفِضْتُ عَرَقًا وَكَأنَّما أَنْظُرُ إلى اللهِ عَزَّ وَجَلَّ فَرَقًا، فَقالَ لِي: يا أُبَيُّ أُرْسِلَ إلَيَّ أَنِ اقْرَأِ القُرْآنَ علَى حَرْفٍ، فَرَدَدْتُ إلَيْهِ أَنْ هَوِّنْ علَى أُمَّتِي، فَرَدَّ إلَيَّ الثَّانِيَةَ اقْرَأْهُ علَى حَرْفَيْنِ، فَرَدَدْتُ إلَيْهِ أَنْ هَوِّنْ علَى أُمَّتِي، فَرَدَّ إلَيَّ الثَّالِثَةَ اقْرَأْهُ علَى سَبْعَةِ أَحْرُفٍ، فَلَكَ بكُلِّ رَدَّةٍ رَدَدْتُكَهَا مَسْأَلَةٌ تَسْأَلُنِيهَا، فَقُلتُ: اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِأُمَّتِي، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِأُمَّتِي، وَأَخَّرْتُ الثَّالِثَةَ لِيَومٍ يَرْغَبُ إلَيَّ الخَلْقُ كُلُّهُمْ، حتَّى إبْرَاهِيمُ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ.

"Я находился в мечети (то есть пророческой мечети), когда вошёл один человек (имам Ахмад приводит (том 5, стр. 124), Ат-Табари и Аль-Байхаки (том 2, стр. 385), что этот человек Абдулла бин Мас'уд) и начал молиться. Он прочёл Кур'ан, а я упрекнул его (в душе или языком) за такое чтение. Затем пришёл другой человек и прочёл не так, как первый (то есть его он тоже упрекнул). Когда мы завершили молитву (то есть Убай тоже молился, они исполняли дополнительную молитву, возможно духа-намаз) мы все зашли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) (то есть в одну из его комнат) и я сказал: "Воистину, этот прочёл Кур'ан и я упрекнул его, затем пришёл другой человек и прочёл не так, как первый". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел им прочесть Кур'ан, и когда они прочли, он похвалил их. В душу мне закралось сомнение, что это не правильно, да так сильно, что такого я не испытывал даже в джахилии (то есть Убай посчитал, что чтение Слова Аллаха должно быть одинаковым и не правильно, что каждый может читать его как захочет. Это мысли, за которые человек не будет наказан, тем более это было до того, как Убай узнал о семи харфах). Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что постигло меня (наущение и подстрекательство Сатаны), он ударил меня по груди, от чего весь я покрылся потом, как будто я смотрю со страхом на Аллаха, Велик Он и Всесилен (то есть его охватил страх и ужас от осознания греховности своих мыслей). Ат-Тыбби сказал: "Убай бин Ка'б (да будет доволен им Аллах) был одним из лучших сподвижников и он был крепок в вере. С ним произошло это смятение по наущению Сатаны. Когда его постигла благодать руки Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) когда он ударил его по груди эти мысли покинули его и вышли вместе с потом, и он вернулся в непоколебимость веры и страх и стыд перед Аллахом за постигшее его от Сатаны". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О, Убай! Мне было отправлено (то есть Аллах отправил Джибриля), чтобы я читал Кур'ан на одном харфе и я ответил (Джибриль передал это Аллаху): "Упрости общине моей". Второй раз мне было сказано: "Читай его по двум харфам". Я ответил: "Упрости общине моей". В третий раз мне было сказано: "Читай его на семи харфах и за каждый твой ответ ты можешь обратиться ко Мне с мольбой (на которую будет обязательно отвечено)". Я обратился: "О, Аллах! Прости общине моей! О, Аллах! Прости общине моей!". (Есть мнение, что первое для совершивших смертные грехи, а второе за мелкие грехи). А третью мольбу я отложил на тот день, когда в заступничестве моём будут нуждаться все люди и Ибрахим (мир ему). (Это указывает, что Ибрахим (мир ему) выше других пророков, а наш Пророк выше всех (да благословит их Аллах и приветствует). "Сахих" Муслима (820).


Приводит Аль-Бухари (да смилуется над ним Всевышний Аллах), что Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как Хишам бин Хаким бин Хизам (да будет доволен им Аллах) прочёл суру "Аль-Фуркан" (то есть в молитве) при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я прислушался к его чтению, и он читал её по многим харфам, не так как читал её мне Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я сказал ему: "Ты лжёшь! Клянусь Аллахом, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучил меня той суре, которую я услышал от тебя". Я потащил его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, придя, я сказал: "О, Посланника Аллаха! Я слышал как он прочёл суру "Аль-Фуркан" не так, как ты научил меня". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Отпусти его, о, Умар! Прочти, о, Хишам". Он прочёл так, как я слышал и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, этот Кур'ан низведён мне на семи харфах и читайте то, что легко вам из него". "Сахих" Аль-Бухари (6936).

Приводят Аль-Бухари и Муслим (да смилуется над ними Всевышний Аллах) от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"أَقْرَأَنِي جِبْرِيلُ عَلَى حَرْفٍ فَرَاجَعْتُهُ، فَلَمْ أَزَلْ أَسْتَزِيدُهُ وَيَزِيدُنِي حَتَّى انْتَهَى إِلَى سَبْعَةِ أَحْرُفٍ ".

"Джибриль прочёл мне Кур'ан по одному харфу, и я не переставал просить его добавить, и он добавлял, пока он не остановился на семи". "Сахих" Аль-Бухари хадис 5042.
Муслим добавил: "Ибн Шихаб сказал: "Мне было доведено, что эти семь харфов в действительности одно целое и не отличаются в дозволенном и запретном".

Эти семь харфов соответствуют "усманскому письму", потому что мусхафы Усмана (да будет доволен им Аллах) не имели харакатов и точек, и поэтому одно слово можно было прочесть в нескольких вариантах, учёные знали это и передавали своим ученикам. Но в дальнейшем надо было улучшать арабское письмо для упрощения чтения Кур'ана. Первая реформа письма произошла во время правления халифа Абдульмалика бин Марвана (да смилуется над ним Всевышний Аллах). Несмотря на изменения, введённые в арабское письмо, сам коранический текст остаётся неизменным.

Все кирааты соответствуют следующим трём требованиям:
1 - соответствие арабскому языку;
2 - соответствие одному из мусхафов Усмана;
3 - достоверная цепочка передачи.
Эти кирааты и их отличия являются облегчением, упрощением, почётом и милостью для этой общины и это ответ Аллаха на просьбу Его Посланника - Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Было много арабских племён, у каждого из которых были свои диалекты, и каждому было проще произносить и запоминать слова на своём диалекте, при этом смысл слова не менялся.

Десять чтецов и их наиболее известные передатчики.
1. Нафи' бин Абдуррахман бин Абу Наим в Медине. Табиин, умер в 169 году по хиджре.
Его передатчики - Калун (Иса бин Мина Аль-Мадани) и Варш (Усман бин Саид Аль-Масри).
2. Ибн Касир (Абдулла бин Касир) - табиин, чтец Меккки, умер в 120 году по хиджре.
Его передатчики - Аль-Биззи (Ахмад бин Мухаммад бин Бизза Аль-Макк) и Кынбиль (Мухаммад бин Абдуррахман Аль-Макки).
3. Абу Амр бин Аль-Аля в Басре. Умер в Куфе в 154 году по хиджре.
Его передатчики - Ад-Дури (Хафс бин Умар) и Ас-Суси (Салих бин Заббан).
4. Ибн А'мир (Абдулла бин А'мир) - табиин из Дамаска, где и умер в 118 году по хиджре.
Его передатчики – Хишам (Ибн Аммар Ад-Димашкий) и Ибн Закван (Абдулла бин Ахмад Аль-Курши).
5. Асым бин Абу Ан-Наджуд - табиин из Куфы, где и умер в 128 году по хиджре.
Его передатчики - Шу'ба (Абу Бакр бин Айяш Аль-Куфи) и Хафс бин Сулейман Аль-Баззаз Аль-Куфи.
6. Хамза бин Хабиб Аз-Зайят - чтец из Куфы, умер в 156 году по хиджре.
Его передатчики - Халяф бин Хишам Аль-Базар и Халляд бин Халид Ас-Сайрафи.
7. Абу́-ль-Ха́сан Али́ ибн Ха́мза аль-Киса́и аль-Куфи, умер в 189 году по хиджре.
Его передатчики - Абу Аль-Харис бин Хульд и Хафс Ад-Дури (так же передатчик Абу Амра).
8. Абу Джа'фар Язид бин Аль-Ка'ка' - табиин из Медины, где и умер в 168 году по хиджре.
Его передатчики - Иса бин Вардпн Аль-Мадани и Сулейман бин Муслим бин Джаммаз.
9. Я'куб бин Исхак Аль-Хадрами из Басры, где и умер в 205 году по хиджре.
Его передатчики - Рувайс Мухаммад бин Аль-Мутаваккиль Ал-Лю'лю'ий и Раух бин Абдульму'мин Аль-Басри.
10. Халяф бин Хишам Аль-Базар из Багдада, где и умер в 229 году по хиджре.
Его передатчики - Исхак бин Ибрахим Аль-Варрак и Идрис бин Абдулькарим Аль-Хаддад.
Абу Амр Хафс бин Сулейман бин Аль-Мугира Аль-Базар (ум. 180 г.х.), был пасынком Асыма, который воспитал и обучил его. Мусхафы, издающиеся на востоке исламского мира это риваят Хафса кираата Асыма (ум. 128 г.х.). На западе исламского мира тоже есть мусхафы в риваяте Хафса кираата Асыма, но больше распространён риваят Варша - Усмана бин Саида Аль-Масри (ум. 197 г.х.) кираата Нафи' бин Абдуррахмана бин Абу Наима (умер в 169 году по хиджре).

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме