Текущее время
Сегодня Вторник 17 Сентября 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 03:54

Восход 06:11

Зухр 12:36

Аср 16:44

Магриб 18:52

Иша 20:42

Введите ваш эл.адрес:

«Кто может защититься от огня хотя бы половинкой финика, пускай сделает это. А кто не найдет и этого, то хотя бы добрым словом» («Сахих» Аль-Бухари)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Платки в школах: через конструктивный диалог к решению проблемы

Платки в школах: через конструктивный диалог к решению проблемы

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Ислам по численности его исповедующих граждан стоит на втором месте после православия. Ислам со своей устоявшейся системой ценностей охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная от отхода ко сну, и заканчивая судопроизводством и управлением государством. Несмотря на свои глубокие исторические корни, которые имеет исламское вероучение на территории России, периодически возникают проблемы между мусульманами и гражданами иного вероисповедания, в основном связанными с непониманием большей части населения бывшей Советской, атеистической России духовной составляющей, как ислама, так и религии в целом. Одной из таких острых проблем является ношение мусульманками платков в школах.

Впервые вся страна узнала о проблемах ношения платков школьницами-мусульманками из-за ситуации в Ставропольском крае, когда краевое правительство приняло постановление, согласно которому школьницам запрещалось носить платки в школах. Родители подали апелляционную жалобу в Верховный суд РФ, который в 2013 году оставил в силе решение суда Ставропольского края, который не удовлетворил иск родителей. В решении суда подчеркивалось, что Россия - светское государство, соответственно, демонстрация религиозных убеждений в общеобразовательных школах неуместна.

В 2014 году запрет на хиджабы в школах ввели власти Мордовии «с целью не допустить религиозную дискриминацию среди детей». Возмущенные родители школьниц-мусульманок тоже дошли до Верховного суда РФ, но Фемида отклонила их требования, так же напомнив про светский характер образования.

Тем не менее, позже в Мордовии разгорелся еще один «платочный скандал». На этот раз против запрета администрации школы носить платки выступили учителя татарской школы в селе Белозерье. В марте 2017 года Ромодановский райсуд Мордовии оставил их иски без удовлетворения.

В то же время в Тюменской области, где часть населения традиционно исповедует ислам, нередко можно увидеть школьниц в мусульманских платках. Тюменские мусульманки также периодически сталкиваются с проблемами ношения платков. Ежегодно подобные вопросы возникают как в школах областного центра, так и в разных районах области. Причём требования снять платок поступают не только в адрес школьниц, директора ряда школ пытаются вводить ограничения и в отношении преподавателей. Но, несмотря на имеющееся напряжение, до суда дело ещё не доходило. Обычно такие вопросы решаются при посредничестве руководства Духовного управления мусульман Тюменской области, и в принципе сторонам удаётся достичь консенсуса. Стоит также отметить, что Правительство Тюменской области, в отличие от органов государственной власти Республики Мордовия и Ставропольского края не стремится к нивелированию этнической и религиозной идентичности, а наоборот предоставляет возможность институтам гражданского общества развивать и возрождать духовные и национальные ценности, решая все возникающие в этой сфере вопросы через конструктивный диалог.

Говоря о ношении платков в школах с точки зрения закона, стоит уточнить, что прямого запрета на их ношение в законодательстве РФ нет. Так, к примеру, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вопросы, касающиеся конкретных требований к одежде учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций не регулирует. Нет и какого-либо федерального нормативного правового акта, предусматривающего требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Кто же тогда уполномочен регулировать вопросы ношения той или иной одежды в пределах школы? Ответ имеется всё в том же законе. Часть 1 статьи № 38 Закона гласит: Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии) (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/38.html).

Но в части 2 данного закона сказано, что государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/38.html). Основываясь на данный пункт Закона, Правительством Тюменской области было принято Постановление № 278-п от 05.07.2013 «Об утверждении Порядка установления единых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Тюменской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования». Согласно данному Постановлению, все школы региона действительно должны были обязывать детей носить единую школьную форму. Ношение платков при этом конечно не учитывалось. Но данное Постановление действовало всего лишь один год, так как уже 11 августа 2014 другим постановлением Правительства региона за номером 437-п оно было отменено (https://law.admtyumen.ru/files/upload/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%E2%84%96437-%D0%BF%20%D0%BE%D1%82%2011.08.2014%20%2812448366%20v1%29.pdf). Таким образом, Правительство Тюменской области оставило решение вопроса о школьной форме за самими учебными заведениями. То есть школы, опираясь на 1 часть статьи № 38 Закона об образовании, имеют право сами устанавливать те или иные требования к школьной форме, но, подчеркнём, что соответствующий локальный акт школа имеет право принимать только с учётом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников данной организации. Значит, родители и учащиеся школ Тюменской области имеют законные основания отстаивать свои права на ношение платков.

Самым «демократичным» в этом плане общеобразовательным учебным заведением города Тюмени считается школа № 9. Здесь обучается большое количество школьниц-мусульманок, соблюдающих предписания ислама в вопросах ношения одежды. Можно сказать, что данная школа является ярким примером мультикультурализма, присущего Тюменской области. Большой процент учащихся мусульманского вероисповедания в школе № 9 связан с её территориальным расположением. Учебное заведение находится в районе «Парфёново» - это территория бывшей татарской деревни Янаул. Здесь издавна проживает много татар. Недалеко находится микрорайон «Казарово» также бывшая татарская деревня «Кырынкуль». На соседней от школы № 9 улице находится Тюменская Соборная мечеть. Большая мечеть действует и в Казарово. Оба мусульманских прихода очень активны и многочисленны. Причём «парфёновскую» и «казаровскую» мечети посещают не только жители данных районов. Можно сказать, что обе мечети в пятничные богослужения принимают до 50, а то и более процентов верующих тюменцев. Данное обстоятельство делает районы «Парфёново» и «Казарово» привлекательными для приверженцев ислама. Таким образом, школа № 9 территориально находится в центре самой большой концентрации мусульман областной столицы.

Стоит отметить, что между руководством школы и Духовным управлением мусульман Тюменской области несколько лет назад было достигнуто соглашение относительно ношения мусульманскими школьницами платков. Директор школы, не имея никаких претензий к вероучению ислама, выдвинула лишь одно требование: «Чтобы у всех школьниц была единая форма «хиджаба» - белый верх, чёрный низ». В течение долгого времени ученицы школы № 9 спокойно посещали занятия и каких-либо проблем на почве этнорелигиозных отношений не возникало. Хотелось бы верить, что новый директор школы № 9 будет подходить к этому вопросу также взвешенно и беспристрастно.

На наш взгляд, не совсем правильно, когда люди из-за запретов на ношение платков вынуждены обучать своих детей на дому. Это, в первую очередь наносит психологический урон самому ребёнку, который лишается возможности социализироваться в обществе. Такие дети могут вырасти в атмосфере отчуждения недоверия к обществу, что в дальнейшем будет исключительно отрицательно влиять на их взаимоотношения с другими людьми. Грубо говоря, такие обстоятельства могут привести к появлению «касты нелюдимых», людей, у которых будут отсутствовать навыки социокультурного взаимодействия, не будет выработаны чувства патриотизма и гражданской ответственности.

В преддверии начала учебного года в тех же, упомянутых выше мечетях во время пятничных проповедей имамы призывали своих последователей вести своих дочерей в школы, надев платки, говоря, о том, что нет никакой необходимости обсуждать данный вопрос с администрацией той или иной школы. Стоит предположить, что столь радикальный подход, при котором родители и учащиеся, соблюдающие предписания ислама никак не будут учитывать мнение преподавателей и директоров может привести к совсем противоположному результату. Здесь предпочтительнее применить более взвешенный подход. Стоит провести встречу с советом обучающихся, с родителями. Рассказать им о важности покрытия тела верующей мусульманки, убедить их в том, что платок не несёт какого-либо вызова обществу, под ним не скрывается какая-либо угроза окружающим. Сумев донести правильную информацию до родителей и самих учащихся, возможно, будет выстроить конструктивный диалог между всеми субъектами учебного процесса, что станет залогом комфортного пребывания в учебном заведении учениц, соблюдающих заветы ислама.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: