Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Ислам: призыв и следование ему

Ислам: призыв и следование ему

1. Понятие призыва.
"دعوة" - да'ва - призыв, существительное глагола "دعا" - звать, приглашать.
В шариате - это доведение послания ислама и его принципов до тех, кто их не знает или не понимает. То есть доведение содержания послания человеком знающим, понимающим суть сказанного, сведущим о действительной ситуации и содержащим в себе и воплощающим большую часть из этих принципов. Таким образом, он доводит их до тех, кто их не знает, или знает поверхностно, не вникая в подробности.


2. Предписанность призыва.
Призыв - это доведение предписанного Всевышним Аллахом, Свят Он, Своим творениям: вероубеждений, законов и этики с целью достижения ими праведности в мирской жизни и счастья в вечной. Вначале это было миссией посланников и пророков - призывать свои народы, после них это стало обязанностью учёных, в качестве наследников пророков, но не в качестве посланнической и пророческой миссии.

Предписанность и законность призыва установлена Писанием и сунной.

Слово Всевышнего в Писании:
ٱدْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِٱلْحِكْمَةِ وَٱلْمَوْعِظَةِ ٱلْحَسَنَةِ وَجَٰدِلْهُم بِٱلَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِٱلْمُهْتَدِينَ
"Призывай на путь Господа твоего мудростью и красивым увещеванием и препирайся с ними наилучшим, воистину, Господь твой знает, кто сбился с пути Его и Он знает, кто следует (по нему)". Сура "Ан-Нахль" - "Пчела", 125 аят.
В другом аяте говорится:
قُلْ هَـٰذِهِ سَبِيلِيۤ أَدْعُوۤاْ إِلَىٰ ٱللَّهِ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ ٱللَّهِ وَمَآ أَنَاْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ

Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников». Сура "Юсуф", 108 аят.
В первом аяте приведен приказ к призыву, с условием выполнять его с мудростью, красивым увещеванием и достойным диспутом, который притягивает, а не отгоняет.
Во втором аяте разъясняется, что призыв Посланника велся со знанием и убеждением. Призыв пророков был ясным, озаряющим сердца людей и благородным. Во всём этом посыл от Всевышнего Аллаха всем тем, кто помогает Его религии и призывает к ней. Они должны следовать методу посланников в знаниях, достоинствах и прекрасных нравах.

Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Да озарит Аллах раба, услышавшего слово моё, запомнившего и передавшего его тому, кто его не слышал. Может, нет знаний (религии) у передающего их и может он передаст это знание более знающему, чем он. С тремя качествами не будет зла в сердце мусульманина: искренность деяний ради Аллаха, наставление обладающим властью и стремление быть с джамаатом мусульман, ибо призыв окружает их сзади (оберегает их)". Этот хадис машхур, приводится разными источниками и несколькими цепочками. В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просит сияния на лице человека, который услышал хадис, как следует запомнил его и довёл до того, кто не слышал его без добавлений и изменений в словах его и смысле. Всё это указывает на то, что призыв должен вестись в такой прекрасной форме.

3. Степени призыва к Аллаху.
Диалог с представителями других конфессий, которые ничего не знают об исламе, отличается от диалога с мусульманами, которые хорошо понимают общие положения послания, даже не зная деталей. Тот, кто обладает вероубеждениями и знает основы ислама, но не выполняет предписания ислама, не равен тому, кто ничего не знает и ничего не воспринимает. Другими словами, не знающий не равен пренебрегающему, лгун не равен искреннему, серьёзный не равен шутнику и к каждой категории должно быть соответствующее обращение при проповеди, призыве и наставлении к истине.
Суть призыва к Аллаху - это призывать к поклонению только Ему Единому, ибо нет у Него сотоварища, признанию всех основ веры и соблюдению законов шариата в повелениях и запретах. Основами исламского призыва являются три составляющие: вера душой, подтверждение языком и действия органами.

4. Призыв - общественная обязанность.
Призыв является обязанностью того, кто владеет им, потому что призыв основывается на знании и понимании законов шариата. За эту миссию должен браться лишь тот, кто видит в себе умение и способность доводить и тот, кто знает фикх призыва. Фикх призыва заключается в знаниях, как именно выстроить призыв и упорядочить стадии этого строения, в умении ставить на первое место самое важное, исходя из своего уровня. Ошибка в выстраивании призыва приводит к его неустойчивости и разрушению.

5. Призыв к Аллаху - это ответственность и аманат.
В этом нет сомнения и обязательно тот, кто осуществляет призыв, должен быть способным к этому по знаниям и нравственности. Призыв к Аллаху и совершению богоугодных деяний должен строиться на лёгкости и гибкости и начинаться с архиважного прежде важного. Всевышний Аллах сказал: "И кто прекраснее призывающего к Аллаху, совершающего благое и говорящего: "Воистину, я из покорившихся". Сура "Фуссылят" - "Разъяснены", 33 аят.

В достоверном хадисе приводится, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял Али и Му'аза в Йемен, он сказал им: "Облегчайте и не усложняйте". В другом риваяте: "... и не отгоняйте". Приводит Аль-Бухари в своём сборнике хадисов "Сахих". В сборнике "Муснад" Ахмада: "Ищите истину, будьте умеренны и облегчайте". Данный хадис указывает нам на три обязательные вещи в призыве. Это истина, то есть правда в речах и планах; умеренность, то есть воспринимать действительность и чувствовать собеседника; облегчение, то есть не утруждать и не усложнять призыв. У призывающего в его призыве обязательно должны быть эти три вещи.

Остаётся призыв к Аллаху, Свят Он и Велик, который выполняет каждый мусульманин среди родных, семьи и друзей, он наставляет их и направляет к истине, он обеспечивает и помогает им. Это из области частного призыва и это не цель нашего выступления. Цель - это общий призыв всех людей, а для этого призыва условием являются знания и владение действительностью, грамотная речь и размышление, знание положения людей и смягчение для них. Доводится, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Если у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был выбор меж двух дел, он всегда выбирал простейшее из них, если это не было грехом".

6. Необходимость проверки призывающих и выбор лучших из них. (Организация призыва).
Призыв к Аллаху и доведение Его законов - сфера человеческой деятельности и, несомненно, люди отличаются в этой деятельности, кто-то прав, другой ошибается, кто-то хорош, другой плох. Сколько таких проповедников, кто готовил себя к этой деятельности с искренним намерением, с профессионально поставленной речью, говорящих истину, умеренных, облегчающих и помогающих людям, умеющих ставить архиважное над просто важным, и люди любят их и хвалят их методику призыва. Но сколько есть таких, кто не обладал этими качествами, но они были уверены, что делают доброе дело, хотя, на самом деле, наносили несомненный вред, и итог их был печальным, так как люди ненавидели их и порицали их методику призыва. Поэтому я считаю, что религиозные организации и образовательные учреждения не должны торопиться и подбирать на эту важную работу, только убедившись в знаниях и умениях кандидата, и приглашать только тех, кто соответствует этому. Также религиозные организации и образовательные учреждения должны консультироваться с учёными своего региона по вопросам касающимся этих проповедников. Не каждый кто хорошо говорит - делает это, не каждый кто сказал - сказал правильно, как написал древний поэт:
Воистину все люди носят оружие,
Но не каждый имеющий когти - хищник.


Профессор Хишам Грисса - ректор университета "Аз-Зайтуна", Тунис.
Перевод: Дамир-хазрат Нафиков

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме