Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Превосходство Великого месяца Ша’бан и ночи Бараат

Превосходство Великого месяца Ша’бан и ночи Бараат

                               ٱللَّهُ لَطِيفٌ بِعِبَادِهِ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ وَهُوَ ٱلْقَوِىُّ ٱلْعَزِيزُ

مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلأَخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِى حَرْثِهِ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِى ٱلأَخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ .

«Аллах милостив к рабам Своим, даёт удел кому пожелает и Он Всесильный, Всемогущий. Тот, кто желает блага от посева в Жизни Грядущей, увеличим Мы ему посеянное, а тот, кто жаждет от посева в Мирской жизни, в ней Мы его и наделим, но не будет доли ему никакой в Грядущей жизни». Сура "Аш-Шура" - "Совет", 19-20 аяты.

«Аллах милостив к рабам Своим…» …давая им всевозможные блага, величину которых не способен постичь человеческий разум. «... даёт удел, кому пожелает...». То есть наделяет пропитанием кого пожелает и одаривает каждого из рабов своих определённым благодеянием исходя из абсолютной мудрости Своей. « ... и Он Всесильный, Всемогущий". Великий, которого никто не превзойдёт. «Тот, кто желает блага от посева в Жизни Грядущей…» …её воздаяния. В этом аяте Аллах уподобляет Жизнь Грядущую – пашне, ибо воздаяния Жизни Грядущей приобрести возможно, «сея» благодеяния в жизни Мирской и об этом сказано: «Что посеешь, то и пожнёшь.» Посев означает заделка семян в верхние слои почвы, а то, что произрастает называют всходы. «... увеличим Мы ему посеянное…» следовательно, за одно благодеяние дадим от десяти до семисот и более воздаяний. «... а тот, кто жаждет от посева в Мирской жизни, в ней Мы его и наделим....». Но наделим лишь тем, что определили для него изначально. «… но не будет доли ему никакой в Грядущей жизни». Ибо все деяния по намерениям и каждому воздастся по намерению его.


Анас бин Малик приводит слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Всевышний Аллах сотворил океан из Света под Престолом. Затем Он сотворил ангела с двумя крылами: одно - на Востоке, а другое – на Западе. Голова его под Престолом, а ноги под седьмой землёй. Если раб Аллаха благословит Меня в месяц Ша’бан, то повелит Всевышний Аллах ангелу сему, дабы нырнул он в этот океан. Ангел ныряет в океан, выходит из него и отряхивает крылья свои. И из каждой падающей капли с каждого пера, создаёт Всевышний Аллах ангела, просящего прощения за этого человека до Дня Суда».

Разъясняя смысл слов Всевышнего Аллаха: «Аллах милостив к рабам своим…», следует уточнить, что Аллах даёт им пропитание из благого и не всё сразу, а постепенно. Аллах милостив к тому, кто не милостив даже к самому себе, оставляя человеку шанс покориться своему Создателю и Его Посланнику даже после проявления человеком лицемерия. Аллах равно милостив и к кающимся и к молящим прощения, ибо сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Нет любимее голоса для Всевышнего Аллаха, чем голос грешного раба Его, кающегося пред Господом своим, и скажет ему Аллах: «Я пред тобой, О, раб Мой! Проси, что пожелаешь

Сказано, что милость Его в том, что Он не уничтожает людей за их прегрешения и наделяет даже того, кто ослушается Его. И дары все Свои неисчислимые считает незначительными, но напротив возвеличивает все незначительные поклонения рабов Своих. И повелел Аллах: «Скажи: Благодеянья Мира сего – незначительны!» Учёные считают, что милость Всевышнего Аллаха проявится к рабам Своим во время предъявления им грехов и отчёта за них в День Суда. Как приводится в хадисе: «Приведут раба Божьего в День Суда и покажут ему прегрешения его и спросит Всевышний Аллах: «Неужели не стеснялся ты, когда ослушался Меня?!» Услышав это, громко зарыдает раб Божий. И скажет ему Аллах: «Тише! Дабы не услышал тебя Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и не узнал. Воистину, Я скрыл прегрешения твои в Мирской жизни и сегодня прощу тебе их!» Тогда зарыдает раб пуще прежнего, но теперь от радости. Услышит его Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и обратится к Аллаху: «Господь мой! Ты - Милостивейший из милостивейших, подари его мне!» Ответит Всевышний Аллах: «Я подарил его тебе и не печалься, О, Мой любимец!». Из книги "Цветок садов".

Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Превосходство Ша’бана над другими месяцами, как моё превосходство над другими людьми. А превосходство Рамадана над другими месяцами, как превосходство Всевышнего Аллаха над Его рабами». Как сказал Всевышний Аллах:
وَ رَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَآءُ وَ يَخْتَارُ مَا كَانَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ سُبْحَانَ ٱللَّهِ وَ تَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ
«И Господь твой создаёт, что пожелает и Он выбирает, что пожелает, и нет выбора у них. Свят Аллах и превыше Он того, что придают они в сотоварищи Ему». Сура «Рассказы», 68 аят.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился весь Ша’бан и говорил: «Принимает Аллах все деяния рабов своих в этот месяц». Спросил как-то Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Знаете ли вы, почему Ша’бан назван Ша’баном (разветвление)?» Люди ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше!» Тогда Он пояснил: «Потому что много добра распространяется в этот месяц". Из книги "Сад учёных".

Приводит Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Разделил Всевышний Аллах милость на сто частей и оставил у себя девяносто девять, а на Землю низвёл лишь одну. По причине этого ниспослания, милосердны друг к другу творения. И даже зверь поднимает копыто своё, боясь причинить вред детёнышу своему».

В другом риваяте: «Отложил девяносто девять частей на День Суда, дабы прощать рабов Своих».

От Абу Хурайра приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пришёл ко мне Джибриль в пятнадцатую ночь Ша’бана и сказал: «О, Мухаммад! Это ночь, в которую отворяются врата Небес и врата милости! Так встань же и помолись, воздень голову и руки свои к Небесам!» Я спросил: «О, Джибриль! Что же это за ночь?» И Он ответил: «Та самая ночь, в которую отворяются триста врат милости. Ночь, в которую прощает Всевышний Аллах всех, кто не придавал сотоварища Ему ни в чём, но не прощает колдунов, ведунов, враждующих с братом своим мусульманином, пристрастившихся к спиртному, злостных прелюбодеев, людей, наживающихся на росте, а также ослушивающихся своих родителей, сплетника и тех, кто разрывает родственные узы. Воистину, не простит их Всевышний Аллах до тех пор, пока не покаются они и не оставят прегрешения свои». Отправился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на молитву и рыдал в земном поклоне, повторяя: «О, Аллах! Я прошу защиты Твоей от наказания и гнева Твоего. Не могу восхвалять Тебя так, как Ты сам уже восхвалил Себя. Воздаю хвалою Тебе, пока не будешь Ты доволен!». Из книги "Сливки проповедников".

Сказал Яхья бин Муаз: «Воистину слово «شعبان» -Ша’бан состоит из пяти букв, за каждую из которых дарует Аллах блага верующим: за «ش» - почёт и заступничество; за «ع» - величие и почёт; за «ب» - благочестие; за «ا» - любовь; за «ن» - свет.» Поэтому сказано: «Раджаб – для очищения тела, Ша’бан – для очищения сердца, а Рамадан – для очищения души». Ибо тот, кто очищает тело в Раджаб, очищает и сердце в Ша’бан и душу в Рамадан. Но если человек не очищает тело в Раджаб и сердце в Ша’бан, то как может он очистить душу в Рамадан?! Поэтому некоторые мудрецы говорят: «Воистину, Раджаб - для вымаливания прощения за прегрешения свои, Ша’бан - для очищения сердца от пороков и прегрешений, Рамадан - для освещения сердец, а Ночь Могущества – для приближения ко Всевышнему Аллаху". Из книги "Сливки проповедников".

Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто пропостится три дня в начале Ша’бана, три дня в середине и три дня в конце, тому запишет Аллах воздаяние семидесяти пророков и воздаяние непрерывного поклонения в течение семидесяти лет. Если же он умрёт в этот год, то умрёт со степенью мученика». И ещё: «Тому, кто возвеличивает месяц Ша’бан, стремится ко Всевышнему Аллаху, исполняя его повеления и удерживает себя от ослушания Его, простит Всевышний Аллах прегрешения ему и убережёт его от всех бед и болезней в этом году». Из книги "Сливки проповедников".

Поведал Мухаммад бин Абдулла Аз-Захиди: «Умер мой друг, Абу Хафс Аль-Кабир и исполнил я над ним заупокойную молитву и после не посещал его могилу долгих восемь месяцев. Когда же вознамерился я посетить его могилу, то в ту же ночь увидел я во сне моего усопшего друга с пожелтевшим лицом. Я поприветствовал его, но он не ответил мне. Тогда я спросил: «Почему же ты не отвечаешь на приветствие моё?» Он ответил: «Ответ на приветствие - это поклонение, а мы уже не можем поклоняться». Тогда я снова спросил: «Что случилось с лицом твоим, ведь при жизни оно было прекрасно?» И он дал такой ответ: «Когда уложили меня в могилу, пришёл ко мне ангел, встал у изголовья и обратился ко мне: «О, старец презренный!» Стал он перечислять мои грехи и дурные деяния, а затем ударил меня палицей, от чего всё тело моё запылало огнём. После него, заговорила со мной могила моя: «Неужели не стеснялся ты Господа своего?!» Сдавила она меня так, что сошлись рёбра мои и оторвались руки и ноги. И так пребывал я в наказании, пока не наступила ночь месяца Ша’бан. И вот услышал я глас, воскликнувший: «О, ангел! Не наказывай его больше, ибо промолился он одну ночь и пропостился один день месяца Ша’бан за свою жизнь». Отменил Всевышний Аллах наказание моё благодаря почёту лишь одной выстоянной ночи и одного дня поста месяца Ша’бан и обрадовал меня вестью о Рае и милости». На это сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто проведёт в молитвах ночи перед двумя праздниками и пятнадцатую ночь Ша’бана, не умрёт сердце его, когда будут умирать сердца». Из книги "Цветок садов".

Сказал Ата бин Ясар (да будет доволен им Аллах): «Лучшая ночь после ночи Могущества – это пятнадцатая ночь Ша’бана". О превосходстве этой ночи приводится множество хадисов. Табиины из Шама, такие как Халиб бин Магдан, Макхуль и Лукман бин А’мир и другие (да смилуется над ними Всевышний Аллах) возвеличивали её и усердствовали в поклонении в эту ночь. Подобное поклонение распространялось среди людей и в других городах и относились к этому по-разному. Кто-то согласился и перенял такое возвеличивание этой ночи, но большинство учёных Хиджаза, всё же отрицали подобное поклонение, называя это нововведением. Правда в том, что если верующий проведёт эту ночь в молитвах и чтении Кур’ана, поминании Аллаха Всевышнего и мольбе, то это приветствуется и не является нежелательным. Но сборы в мечетях для исполнения дополнительного намаза коллективно, как это практикуется в наше время, всё же нежелательны. Это мнение Аль-Аузаи - имама, учёного и факиха Шама. Также нежелательным является зажигание светильников в мечетях в эту ночь, потому как упоминается в книге «Приобретение», что зажигать светильники в ночь Бараата на дорогах и рынках, а также в мечетях – это нововведение и необходимым является возместить нанесённый ущерб.

Даже если завещающий своё имущество поставит условие проводить эту ночь таким образом, это условие не будет иметь юридической силы. Если эти затраты будут оплачены не из имущества вакфа, а на добровольные пожертвования, то это уже будет считаться растратой. А как мы знаем, сознательная потеря или растрата имущества является по Кур’ану запретными. Также и Пророк говорил о запрете сознательного уничтожения своего имущества. Вера в то, что такое поклонение является богоугодным – является наистрашнейшим заблуждением и скверным прегрешением. Все факихи едины во мнении о нежелательности подобного поклонения при наличии имама и четырёх или более человек, за исключением таравиха, молитвы дождя и затмения. Из этого следует сделать вывод, что коллективное исполнение дополнительного намаза в эту ночь является нововведением, равно как и исполнение молитвы, под названием Бараат и этого следует остерегаться, ибо подобного не было во времена сахабов (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах) и табиинов (да смилуется над ними Всевышний Аллах). Да будет доволен Всевышний Аллах ими всеми!

Подобное поклонение было введено в практику в 448 г.х. по хиджре в мечети Аль-Акса. Как рассказывал об этом Имам Тартуси: «Один человек прибыл в Иерусалим и молился в ночь пятнадцатого Ша’бана в мечети Аль-Акса. И встал за ним сначала один, затем второй, третий и четвёртый и к концу молитвы за ним стояло уже множество людей. На следующий год за ним молилось уже большее количество и это распространилось среди других мечетей и городов и стало сунной среди рабов Аллаха. Однако величайшие учёные порицали это и называли это не иначе как скверным нововведением. А тот, кто не в силах изменить подобное нововведение, не должен исполнять эту молитву коллективно в эту ночь, а исполнять её дома, в случае невозможности исполнения в мечети свободной от нововведения. Исполнение предписанной молитвы в мечети – сунна, а увеличение числа следующих нововведению – запрещено. Оставлять запрещённое - ваджиб, а исполнение ваджиба – важнее сунны. Особенно человеку, известному своей аскетичностью и знаниями не следует приходить в эту ночь в мечеть, где практикуются подобные новшества, ибо его приход без порицания происходящего будет означать согласие с данностью и знаком для простых обывателей, что данные действия – благо. Его отказ от прихода в мечеть в эту ночь и порицание сердцем, пусть даже и неспособность изменить этого ни рукой ни языком, не станет для него греховным, но даже напротив. Ибо он в таком случае не поведёт за собой других, а некоторые из прихожан, увидев его отсутствие, задумаются о правильности и богоугодности подобного поклонения и таким образом остановятся и спасутся от греховного. Таким образом, своим поступком он всё же отведёт некоторых людей от ослушания Аллаха, а следовательно получит воздаяние. Несмотря на существование множества хадисов о превосходстве этой ночи, никто не должен возвеличивать её таким поклонением, которое порицаемо и запрещено Шариатом. Мнение некоторых учёных таково: «Не приводится о выстаивании этой ночи ничего ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от сподвижников». Основываясь на этом, каждому мусульманину в наше время следует остерегаться обольщения нововведениями, оберегать свою религию от них, даже если он вырос среди этого, ибо это яд для сердец тех, кто совершает их, обволакивая это мнимым благом и сладостью воздаяния. Мало кто может спастись и оставить подобное. Из книги "Румийские собрания".
Перевод: Дамир-хахзрат Нафиков

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме