Текущее время
Сегодня Суббота 20 Апреля 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 02:25

Восход 05:17

Зухр 12:40

Аср 17:33

Магриб 19:57

Иша 22:11

Введите ваш эл.адрес:

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел даже самым незначительным, пусть это даже будет радостный взгляд на своего товарища» («Сахих» Муслима)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Первый египетский поход в Хиджаз

Первый египетский поход в Хиджаз

В 1811 году великий султан Османской империи Махмуд Хан издаёт высочайшее повеление египетскому правителю Мухаммаду Али-паше направить египетские войска для освобождения Мекки и Медины от ваххабитов. Это решение было принято под давлением общественного мнения негодующих арабов.

Интересно отметить, что саудовцы презрительно называли египетское войско византийским, то есть, как всегда по-своему обыкновению, они не считали их верующими. В первую очередь египетская экспедиция на восьми тысячах судах направилась в порт Янбу, чтобы сделать там опорный пункт для освобождения других городов. По предварительной договорённости с шарифом Галибом египетские воины без труда сошли на берег и легко завладели этим важным портовым городом. Бедственное положение жителей приграничных жителей Хиджаза и племён, проживавших на пути следования караванов хаджа, помогало египетским войскам. У этих бедняков не было других средств заработка и когда Сауд перекрыл путь на хадж, они оказались в столь бедственном положении. После высадки египетской пехоты в порту Янбу они легко переманили племена на свою сторону подарками и деньгами. Эти племена стали своего рода послами, которые передали положительную информацию о походе в глубь территорий и помогли склонить и присоединить многие племена к египетским войскам. В первом же бою саудиты, возглавляемые Джабиром и Масудом, потерпели жесточайшее поражение, и поспешили примкнуть к основным силам своей армии. Тусун-паша начал готовиться к освобождению Медины. Здесь он использовал прежнюю тактику, то есть прежде всего убеждал перейти на его сторону племена, находящиеся на пути к Медине. Племена перешли на его сторону, и Тусун-паша смог без труда добраться до Медины, а после небольшого сражения овладел селениями близ Медины, обороняемые саудовскими гарнизонами. Хотя шариф Галиб и участвовал в заговоре против саудитов, но лишь для того, чтобы сохранить свою власть, он не хотел открыто против них воевать. Такой позиции придерживались и некоторые племена. После высадки Тусун-паша начал вести переговоры с двумя крупными племенами Джухайна и Харб. Но, когда рядом с их стоянками появились войска Абдуллы бин Сауда, они примкнули к нему. Абдулла с предводителями разработали план внезапной атаки египетской экспедиции оттуда, откуда они не ожидали удара. Этот бой произошёл в «Жёлтой долине», где проживало племя Харб. Здесь и потерпел серьёзное поражение Тусун-паша. Абдулла не сумел развить военного успеха, а Тусун-паша сумел заключить договор с племенем Харб, и они примкнули к его армии. Это племя сыграло немаловажную роль в следующих походах египетской экспедиции. Абдулла бин Сауд не смог закрепить и развить свой военный успех. Этим воспользовался Тусун-паша и постарался максимально сохранить контроль над Янбу, ведь именно через этот порт осуществлялось снабжение экспедиции.

Тусун-паша продолжал вести политику примирения с племенами и сумел склонить на свою сторону бывших союзников Сауда племена Джухайна и Харб. От отца продолжала поступать помощь, и при поддержки этих племён он захватил «Жёлтую долину» и двинулся на Медину. Ваххабитские историки говорят, что сам Сауд прибыл в Медину за два месяца до наступления Тусун-паши. Он оставил гарнизон в восемь тысяч боевиков под предводительством Ибрахима бин Уфайсан.

Сауд поспешно отправился в Мекку. Там он повстречался с шарифом, одарил его подарками, и они заключили новый союз. Шариф Галиб с удовольствием принял дорогие подарки, но он обманывал обе стороны, ведь он хотел остаться единоличным правителем Хиджаза. После этих переговоров Сауд поспешил вернуться в Ад-Дир’ию и боялся покидать её. Для спасения своей жизни он собирал войска, потому что он видел, что арабы настроены решительно и не остановятся до тех пор, пока не покончат с ним. Когда арабы начали освобождать Хиджаз, он от переживаний и депрессии заболел той же болезнью, что и его дед Мухаммад бин Сауд при осаде Ад-Дир’ия в 1765 году. У Сауда была сильная диарея и горячка. Он умер в 1814 году ещё до того, как египетская экспедиция добралась до Ад-Дир’ии. Саудовские историки, конечно, в один голос говорят, что Сауд был храбрым и сильным человеком, но на самом деле он был объят страхом и ужасом перед серьёзной опасностью. Сауд оставил после смерти несметные, награбленные им богатства. Один из учителей, обучавший Писанию детей Сауда рассказал: «У него было тысяча четыреста арабских скакунов, в походах с ним участвовало шестьсот скакунов. На них сражались только самые храбрые воины из бедуинов и его рабов, которых он выбирал сам». У него было тысяча двести рабов и пятьсот рабынь.

Бразды правления после смерти Сауда перешли его сыну Абдулле. К нему тут же примкнули потомки Мухаммад бин Абдульваххаба. Другие учёные и праведники встали на сторону египетского войска. Историки также упоминают, что после смерти Сауда начались трения внутри саудовского семейства. Были и другие сыновья Сауда и его братья, претендовавшие на трон. Нет сомнения, что внутренние разногласия ослабляли саудовское государство, но Мухаммад Али-паша никогда не сумел бы победить саудитов, если бы не многочисленная поддержка местного населения. Жители Хиджаза, Неджда и многие племена, даже которые считались родственными семейству Сауда такие, как Анза вставали на сторону египетской освободительной экспедиции. Если бы местное население массово не встало на сторону египтян, то военная инициатива была бы, безо всякого сомнения, на стороне саудитов. На это было несколько причин: вооружение саудитов было более современным, они хорошо знали местность и хорошо владели искусством ведения войны в пустыне.

Освобождение Медины и Мекки

Осада Медины длилась два месяца, и Тусун-паша вошёл в город. Предводитель саудовского гарнизона Ибрахим бин Уфайсан бежал из города. Тусун-паша отправил отцу радостную весть о победе и ключи от запретного – священного города Пророка. Этой новости обрадовались и праздновали жители всей Османской империи. В этой победе также сыграли большую роль жители Медины, принявшие сторону Тусун-паши. Местные жители открыли врата воинам Тусун-паши, и они перебили ваххабитских боевиков. Уцелевшие укрылись в крепости и попросили мира для себя. Началась подготовка к освобождению Мекки. Шариф Галиб передал Тусун-паше ключи от порта Джидды. При помощи шарифа Галиба и местных племён, войска мусульман освободили Мекку без серьёзных потерь после небольшого столкновения с войсками Абдуллы бин Сауда, отступившими к селению Аль-Убайля.

После освобождения Мекки египетская кавалерия направилась к Таифу и вошла в него без боя. Все жители с радостью встретили египетских солдат. Освобождению Мекки люди радовались ничуть не меньше, чем освобождению Медины. Когда весть об освобождении Мекки дошла до Каира, они праздновали эту победу пять дней. Пока египтяне ликовали, Саудиты решили жестоко наказать племена, перешедшие на сторону египтян. Они разрушили их жилища, срубили их пальмы, убили мужчин и пленили женщин. Всё это только укрепило связь между египтянами и племенами Хиджаза. После освобождения Мекки Мухаммад Али-паша сам прибыл в Мекку во главе египетского хаджа. С ним были и его войска, и шариф Галиб встретил его, но Мухаммад Али арестовал его и отправил в Египет.

Мухаммад Али встретился с предводителями племён сакиф, хузейль и Са’д. После завершения хаджа и некоторых назначений Мухаммад Али вернулся в Египет. Он оставил за себя сына Тусун-пашу и приказал ему до конца бороться с семейством саудов. Абдулла бин Сауд, узнав об отъезде Мухаммада Али-паши, с частью войск принял меры для возврата своих территорий. Он собрал большую армию численностью сто сорок тысяч бойцов из бедуинов и жителей городов. Египетская экспедиция состояла из турков – четырнадцать тысяч, арабов – двадцать тысяч. Несмотря на большое численное превосходство, египетская экспедиция выдержала атаку и перешла в контрнаступление, саудиты были вынуждены отступить. Тусун-паша одержал несколько важных побед, и самое главное – он овладел территорией Аль-Касим в центре Королевства Саудовской Аравии, что открыло ему прямой путь на Ад-Дир’ия. Но Абдулла бин Сауд сумел восстановить силы и начал постепенно возвращать утерянные территории. Тусун-паша и Абдулла бин Сауд начали вести активную переписку и готовить проект мирного договора. Согласно проекту договора, власть Абдуллы бин Сауда над Недждом сохранялась. Он признавал духовную власть великого султана и платил ему ежегодный налог. Административно он подчинялся правителю Медины. Он должен предоставлять свободу перемещения туркам на своей территории. Отказаться от всяких посягательств на земли Хиджаза. Его подданные имели право беспрепятственно посещать святыни для совершения хаджа. И в завершение Абдулла бин Сауд должен был лично прибыть в Стамбул и признать своё подданство великому султану. Несмотря на то, что данные условия были очень унизительны, Абдулла бин Сауд согласился на них. Тусун-паша отправился в Египет, чтобы представить отцу проект соглашения. Надо отметить, что именно военные неудачи Тусун-паши стали причиной начала переговоров. Мухаммад Али-паша отверг всякие предложения, поскольку у него была твёрдая договорённость с великим султаном о полном уничтожении ваххабитского государства. Когда Тусун-паша оставил Аль-Касим, Абдулла бин Сауд использовал этот шанс и обрушился с двойной кровожадностью на племена, ставшие на сторону египтян. В ноябре 1815 года Тусун-паша вовсе вернулся в Египет, Бин Сауд решил всех наказать, уничтожив «предательские» племена, что обернулось против него же самого, когда прибыл Ибрахим-паша.

Делегация, направленная Абдуллой бин Саудом для ведения переговоров с Мухаммадом Али-пашой, вернулась ни с чем. В Каир, помимо послов Бин Сауда, прибыли предводители племён, которые попали под удар Бин Сауда. Они упрашивали Мухаммада Али продолжить борьбу против саудитов до полной победы. Сами ваххабитские историки признают, что жестокость, с которой Абдулла бин Сауд поторопился наказать племена Аль-Касим и других территорий, наоборот ослабило его в противостоянии с египтянами. Абдулла бин Сауд направил своих послов с дорогими подарками, но это ничем ему не помогло. Карательные походы Абдуллы бин Сауда только усугубили его шаткую ситуацию. В письмах, которые Бин Сауд направлял Мухаммаду Али, он очень заискивающе обращается к нему и признавал его верховенство. Несмотря на унизительные условия договора, он готов был всё это принять. Но не все его соратники были готовы к такому обороту событий. Им, «истинным единобожникам», привыкшим к победам в течении долгих лет, не хотелось признавать поражение от каких-то презренных многобожников.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: