Текущее время
Сегодня Четверг 21 Марта 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 04:26

Восход 06:38

Зухр 12:49

Аср 16:46

Магриб 18:53

Иша 20:41

Введите ваш эл.адрес:

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел даже самым незначительным, пусть это даже будет радостный взгляд на своего товарища» («Сахих» Муслима)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Постулаты педагогики из пророческого пути.

Постулаты педагогики из пророческого пути.

Профессор Мухаммад Мухтар Дырар Аль-Муфти

Доклад, представленный к конференции

«Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве 21 века».

Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа – 2014 год.

Краткое содержание.

Для решения проблем воспитания необходимо прибегнуть к исследованию методов, используемых Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Исследование «Постулаты воспитания из пророческого наставления», направлено на изучение методов воспитания, где представлены и обсуждаются четыре основных момента данной темы.

В первом из них рассматривается понятие и важность педагогики в исламе. Во втором - к чему призывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в воспитании. В третьем рассматриваются некоторые методы педагогики, применяемые им в воспитании и обучении сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Это один из самых важных моментов исследования, потому что именно в нём рассматривается одиннадцать методов. В данной теме рассматривается определение метода, приводятся его доказательства и разъясняется его значимость.

Постулаты педагогики из пророческого пути.

1. Вступление.

Данное исследование соответствует современности, когда все поголовно, забыв об исламском воспитании, увлечены западными тенденциями педагогики и их методики применяются во многих, даже исламских образовательных учреждениях. Причиной этого, я считаю, развитие культуры, которая отняла благоразумие некоторых мусульман. Махмуд Сафар говорит: «Человек увлёкся (то есть мусульманин) современной культурой настолько, что она полностью поглотила его, и он несётся за ней неистово, высунув язык. Современный мусульманин полностью перенимает все “ценности” западной культуры и подражает всем её новым веяниям, добровольно подчиняется капризам властительницы и следует за любым из её велений». (Мухму Сафар, исследование в области культурного обустройства «Дар мусульманина в его современной культуре», Доха, 1409 г.х.). Воспитание - это, по своей сути, культурный процесс, отличающийся в каждой нации в зависимости от её наследия, верования и идеи сохранения своей идентичности. Исламское воспитание, естественно, берёт свои основы, постулаты, цели и задачи из исламской веры. В данном исследовании я постарался в краткой форме указать на некоторые педагогические методики Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), применяемые им в воспитании и обучении сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Каким образом он сумел полностью изменить это общество и как воздействовал на него?! Несомненно, Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) использовал сердце и разум, как сказал принц Чарльз - наследник британского престола: «Воистину, мы, европейцы нуждаемся в мусульманских педагогах, которые укажут нам как обучаться нашими сердцами, так же, как мы обучаемся нашим разумом». (Мухаммад Кутб, «Исламские основы социологии», издательство «Рассвет», Каир, 1418 г.х.).

2. Понятие и важность педагогики в исламе.

Слово педагогика в арабском языке «тарбия» - является исконно арабским (не заимствованным) словом. В толковых словарях арабского языка сказано, что «التربية" - «тарбия» - это отглаголенное имя (масдар) от удвоенного глагола «رَبَّى – يُرَبِّي». Корень этого глагола «ربا» или «ربب» и означает: взращивание, воспитание, усиление, оберегание. (Мадждуддин Файрузабади, толковый словарь «Аль-Мухит», издательство «Мустафа Аль-Халяби и дети», Каир, 1952 г.).

Этот глагол также указывает на прирост и увеличение как в Слове Аллаха: «Аллах уничтожит ростовщичество и приумножит (يُرْبي) подаяния». Сура «Аль-Бакара», 276 аят. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «У того, кто пожертвует стоимостью финика из благого заработка, ибо Аллах не принимает ничего, кроме благого, воистину, Аллах примет его правой дланью Своей, затем взрастит (يُرَبِّي) его для владельца (жертвующего), как взращивает один из вас жеребёнка своего, пока не достигнет оно размеров горы». (Приводит Аль-Бухари в книге “Закят”, раздел «Подаяние с хорошего заработка»).

Также одно из значений этого слова и наиболее подходящее для него — “постепенное формирование”, что является особенностью исламской педагогики. Приводит имам Аль-Бухари: «И сказал Ибн Аббас: «Будьте учёными мужами (раббани)...». Сура «Аль Имран» - «Семейство Имрана», 79 аят, то есть и добродетельными, и факихами».

Сказано: «Раббани — тот, кто обучает людей большому с малого». («Фатх аль-Бари» толкование «Сахих аль-Бухари», 1/195).

Ибн Халдун считает, что педагогика — это общественная деятельность по привитию члену общества бытующих традиций и господствующих ценностей данного общества, передача ему знаний и снабжение его опытом, имеющемся в данном обществе. (Мухаммад Шаххат, «Основы исламской педагогики», Ар-Рияд, 1415 г.х.)

Ислам пришёл с идеологией единобожия и педагогическими ценностями, стремящимися к добру и счастью. Эти ценности воскрешают души, озаряют умы и прививают человеку чувство ответственности. В исламе именно религия стала основной направляющей силой и источником всех форм деятельности общества, в том числе и педагогики во всех её проявлениях. Из этого становится понятным, что религия является духом жизни в исламе, духом науки и познаний, и духом общества.

Педагогика в исламе — это совершенный путь, который включает непрерывную работу над телом, духом и разумом. Исламская педагогика гармонично объединяет обуздание страстей, очищение души, развитие разума и укрепление тела. То есть исламская педагогика направлена на воспитание нравственности, укрепление здоровья и разума. Ислам в основе своего поклонения разъясняет связь человека с Господом, но при этом, ни в коем случае не упуская другие стороны жизни человека. Благодаря такому воспитанию мусульманин вырастает уравновешенным, крепко связанным с Аллахом, способным воплотить в жизнь свою миссию в этом мире. (Анвар Аль-Джунди, «Энциклопедия дисциплин и программ», Каир, 1979 год, 6/397). Целью педагогики является воспитание и формирование человека способного выполнить возложенную миссию наместника Аллаха на Земле через поклонение и созидание.

Педагогика, в этом смысле, это посадить саженцы правильных принципов, ценностей и нравов, таких, как справедливость, равенство, честность и искренность в самое сердце человека и поливать затем всё это знаниями, взаимным уважением и милосердием между людьми. Тогда плодами его станут мир, любовь и взаимопомощь в исламском обществе. «По милости Аллаха ты мягок к ним и, если бы ты был суровым и жестокосердным, они покинули бы тебя. Так прости их, проси за них прощения и советуйся с ними в делах». Сура «Аль Имран» - «Семейство Имрана», 159 аят.

«Пусть не приведут вас козни некоторых людей, не допускающих вас в Запретную мечеть, к вражде. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ибо, воистину, Аллах могущественен в наказании». Сура «Аль-Маида» - «Трапеза», 2 аят.

Исламская педагогика в целом означает «понятия, связанные между собой единой идеей, опирающейся на принципы и ценности, с которыми пришёл ислам, и предписывающие несколько практических методов и путей, при

выполнении которых человек будет жить в соответствии с исламским мировоззрением». (Саид Исмаиль Али «Основы исламской педагогики», издательство «Культура», Каир, 1978 год).

3. Для чего нужен путь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в педагогике?

Одним из способов доказать любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — знать его путь.

1) Воистину, пророческий путь верный и благодатный, но педагог должен учитывать состояние подопечного, не забывая о воспитательном моменте.

2) Повальное увлечение мусульман западными педагогическими тенденциями, но пренебрежение Священным Кур'аном и пророческой сунной содержащимися в них педагогическими методами и технологиями.

4. Постулаты из пророческого пути.

Личный пример Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Личный пример в педагогической деятельности считается важнейшим постулатом исламской педагогики. Одна из причин провала педагогики в современности - это отсутствие личного примера. Воистину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) являл собой пример для подражания на протяжении всей своей жизни. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Посланник Аллаха - достойный пример для того, кто надеется встретить Аллаха, спастись в День Суда и поминать Аллаха многократно». Сура «Аль-Ахзаб» - «Союзные племена», 21 аят.

Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал отцов и матерей от расхождения их слов с их делами и поведением перед детьми. Потому что это оказывает негативное воздействие на воспитание детей. Это может послужить почвой для сомнения детей в ценностях, которые стараются привить им родители. Также это умаляет инициативность детей и уважение их к родителям. Абдулла бин Амир сказал: «Когда я был ребёнком, пришёл к нам в дом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я собрался выйти поиграть, но моя мать обратилась ко мне: «О, Абдулла! Подойди я тебе что-то дам». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил её: «Что ты хочешь ему дать?» Она ответила: «Я дам ему финики». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Если бы ты не сделала этого, то тебе было бы записано одно враньё!» («Муснад Ахмада бин Ханбала», 24/470, хадис 15702).

Поэтому преподавателям и всем, кто занимается педагогической или воспитательной деятельностью следует быть достойным примером подрастающему поколению. Имам Аш-Шафии сказал Абу Абдуссамаду -

воспитателю детей халифа Харуна Ар-Рашида: «Первым, кого ты должен исправить из всех твоих воспитанников — это исправить себя. Воистину, их глаза прикованы к тебе, хорошее для них - это то, что ты считаешь хорошим, плохое — то, что ты избегаешь». (Приводит Абу Наим в «Украшение угодников», 9/147 и Аль-Хатыб в книге «История Багдада», 3/187).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был наилучшим образцом достойного примера. Когда у Аиши (да будет доволен ею Аллах) спросили о нраве Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она ответила: «Его нравом был Кур'ан». («Муснад Ахмада бин Ханбала», 6/163, хадис 25341). Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поступки передавались из уст сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воистину, я не прекращаю молиться с вами так же, как молился с нами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)». («Сахих Аль-Бухари», книга «Азан», раздел «Остановка между двумя земными поклонами», хадис 821 и «Сахих Муслим», хадис 472). Один человек обратился к Ибн Масуду: «О, Абу Абдуррахман! Как я хочу, чтобы ты увещевал нас ежедневно!» Он ответил: «Не позволяет мне этого опасение надоесть вам и, воистину, я обращаюсь к вам с проповедью, как когда-то обращался к нам с нею Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), боясь наскучить нам». («Сахих Аль-Бухари», книга «Знание», раздел «Кто определяет для обладателей знания определённые дни», хадис 70). Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) бросил камни в ближний столб и повернулся в сторону кыблы. Затем бросил камни в средний столб и снова встал лицом в сторону кыблы. Последние камни он бросил в большой столб, но не стал стоять у него, а объяснил: «Я видел, что так делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». («Сахих Аль-Бухари», книга «Хадж», раздел «Поднятие рук у ближнего и среднего столбов», хадис 1752). Таких примеров великое множество.

Другой немаловажной особенностью личного примера является то, что даже считая что-либо трудновыполнимым, мы, видя перед собой живой пример, вдохновляемся увиденным, что укрепляет нашу уверенность, тем самым облегчая выполнение.

4.2 Обучение через практические занятия.

Практические занятия - одно из сильнейших и важнейших методик педагогики. Через практику и занятия слова переходят в дела, обучаемый познаёт связь между словом и делом, теорией и практикой.

Хумран — вольноотпущенник Усмана видел, что Усман бин Аффан попросил воды для омовения. Он полил из своего сосуда на руки и промыл их три раза. Затем он правой рукой набрал воды и прополоскал рот, набрал воды в нос и высморкнул её. Затем промыл лицо три раза и руки с локтями три раза, и протёр голову. Затем он промыл каждую ногу по три раза и сказал: «Я видел, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил омовение, как совершил его я, и сказал: «Тому, кто совершит омовение, как совершил его я, а после совершит два ракаата, не говоря в них с собой (не думать о мирском и всём, что не касается молитвы) Аллах простит все предыдущие грехи». (Приводит Аль-Бухари в книге «Омовение», раздел «Полоскание рта в омовении», хадис 164, 1/44).

Сахль бин Са'д ас-Саи'ди (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воистину, я видел, как Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) встал на минбар и совершил такбир. Люди совершили такбир за ним, и он был на минбаре. Затем он поднялся (из поясного поклона) и, пятясь, сошёл вниз и совершил земной поклон у минбара. Затем вернулся на минбар и завершил молитву. После молитвы он повернулся к людям и сказал: «О, Люди! Воистину, я сделал так, чтобы вы следовали за мной (в молитве) и обучались моей молитве». (Приводится в «Сахих Аль-Бухари», книга «Пятница», раздел «Проповедь с минбара», хадис 917 и «Сахих Муслима», хадис 544, слова его).

Этот метод применяется, чтобы придать значимость теме и научить правильно его выполнять. Разница между методом личного примера и обучением через практические занятия в том, что в последнем есть подробности, нуждающиеся в демонстрации. Также немаловажно намерение обучения как у педагога, так и у обучаемого, в отличии от метода личного примера, где намерение может быть только у педагога. Метод личного примера является наглядным учебным пособием на протяжении всей жизни педагога, будь он наедине или в обществе, в отличии от практического занятия, где обязательно должен быть слушатель.

4.3 Семинарское занятие (диспут, обсуждение).

Семинарское занятие предназначено для углублённого изучения в форме диспута, с задаванием вопросов, вызывающих обсуждение. В арабском языке, как приводится в толковом словаре «Аль-Мухит», сказано: «نِقَاش» - «никаш» - спор, диспут — доскональное выяснение чего-либо». В другом словаре «Аль-Васит» сказано: «نَاقَشَهُ مُنَاقَشَةً» - предельно точно судить о чём-либо или предельно подробно изучать и исследовать вопрос. Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) многократно использовал этот метод. Аль-Хусейн Муслим бин Аль-Хаджадж бин Муслим передал в своём достоверном сборнике «Сахих», сказав: «Передаёт Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах): «Поведал мне мой отец Умар бин Аль-Хаттаб: «Когда в один из дней мы были у Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), явился пред нами человек в ослепительно белых одеждах, с волосами как смоль, на нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его. Он сел к Пророку (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) и прислонился своими коленями к его коленям, положил ладони себе на бёдра и промолвил: «О, Мухаммад! Поведай мне об исламе». Ответил Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и

приветствует): «Прежде всего свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, затем исполнение молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан, совершение хаджа к Дому Аллаха, если можешь отправиться в путь». Он (Джибриль) подтвердил: «Ты прав» (Ты говоришь правду). Мы были им удивлены, сам спрашивает и сам же подтверждает (слова Пророка). Он (Джибриль) снова попросил: «Поведай мне об имане (вере)». Он (Пророк) ответил: «Вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Судный день, а также вера в судьбу, добрую и злосчастную». Он (Джибриль) подтвердил: «Ты прав» (Ты говоришь правду). Он (Джибриль) вновь обратился к Пророку: «Поведай мне об ихсане». Он (Пророк) ответил: «Поклонение Аллаху так, будто ты видишь его, хоть и не видишь, но с уверенностью, что Он видит тебя». Он (Джибриль) снова обратился: «Поведай мне о Часе (конце света)». Он (Пророк) ответил: «Спрашиваемый знает об этом не более спрашивающего». Он (Джибриль) обратился в последний раз: «Поведай мне о признаках его». Он (Пророк) ответил: «Когда рабыня сама родит себе госпожу, и когда ты увидишь, как бедные, нагие, босые пастухи баранов наперегонки друг другу возводят дворцы (у кого выше)». Он (Джибриль) ушёл, а Пророк сидел некоторое время, и затем обратился ко мне: «О, Умар! Знаешь ли ты кто был спрашивающий?» Я ответил: «Аллах и Его Посланник всезнающие!». Он (Пророк) сказал: «Это Джибриль приходил к вам обучить вас вашей вере». (Приводит Муслим в книге «Вера», раздел «Понятие веры, ислама, судьбы и признаков конца света», хадис 1, 1/36). Указывает на важность семинара в форме диспута и обсуждения, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приписал обучение Джибрилю, несмотря на то, что педагог он сам.

Особенностью данного метода является то, что он закрепляет материал, занятие не наскучит, студент привыкает выступать и овладевает умением излагать мысль и развивает способность размышлять.

4.4 Убеждение в форме диалога.

Лексически «حِوَار» - «хивар» - диалог, это общение, то есть обмен высказываниями между двумя и более людьми. Всевышний Аллах сказал: «Уже услышал Аллах слова той, которая спорила с тобой о своём муже и жаловалась Аллаху, и Аллах слышит ваш диалог, воистину, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий». Сура «Аль-Муджадаля» - «Спорящая», 1 аят.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) приводится, как один человек пришёл и обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Посланник Аллаха! У меня родился чернокожий ребёнок». Пророк спросил его: «Есть у тебя верблюды?». Тот ответил: «Да» - «Какого они цвета» - «Красные» - «Есть ли среди них тёмные?» - «Да» - «Откуда они?» - «Может это от происхождения» - «Может твой сын такой тоже от происхождения». (Приводит Аль-Бухари в книге «Развод», раздел «Когда человек отказывается от ребёнка», хадис 5305, 7/53).

Особенностью этого метода является то, что педагог обращается к разуму слушателя, а не к его чувствам, поэтому эта информация воспринимается через убеждение, а не через угождение.

Разница между семинарским занятием в форме диспута и обсуждения и убеждением в форме диалога в том, что в первом методе педагог, владея информацией, желает довести эту информацию или исправить её для слушателя, а во втором методе у слушателя есть проблема и педагог старается её решить.

4.5 Наставление и мудрое увещевание.

Метод наставления и мудрого увещевания считается методом посланников и пророков. Всевышний Аллах сказал: «Оставь их и увещевай, скажи им о них доходчивое слово». Сура «Ан-Ниса» - «Женщины», 63 аят.

Наставление и мудрое увещевание одинаково действенный метод и на поведение старых, и малых. Для того, чтобы мудрое увещевание и проповедь оказали максимальное влияние на душу, необходимо, чтобы она содержала в себе следующие моменты:

а) во время проповеди и наставления не обращаться напрямую (то есть не называя персону), как это делал Избранник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Как передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), к ней пришла Барира и попросила помочь выплатить вольную. Аиша сказала ей: «Если пожелаешь, я заплачу твоим хозяевам, и родство освобождения будет моим». Когда пришёл Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Аиша сообщила ему об этом и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Купи её и потом освободи, воистину, родство освобождения тому, кто освободил». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал на минбар и обратился: «Почему некоторые люди ставят условия, коих нет в Писании Аллаха?! Кто поставит условие, которого нет в Писании Аллаха, тот ничего не получит, поставь он хоть сотню условий». (Приводит Аль-Бухари в книге «Условие», раздел «Свободный за плату, и что не дозволено из условий, противоречащих Писанию Аллаха, хадис 2735, 3/198). Несомненной выгодой не прямого обращения является наибольшее воздействие и принятие слушателем, не разоблачение его, избегание отвержения слушателем и всеобщность наставления.

б) подбирать подходящее время для наставления, когда душа спокойна и готова к восприятию.

Ади бин Сабит сказал: «Я слышал, как Сулейман бин Сурад - один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ругались два человека при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и один из так сильно разгневался, что его лицо опухло и изменилось. Пророк

(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, я знаю слово, произнеся которое, избавится он от того, что его охватило». Один из присутствующих пошёл к нему и передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Попроси помощи Аллаха против Сатаны». Тот ответил ему: «Ты думаешь у меня беда?! Я сумасшедший?! Уходи!». (Приводит Аль-Бухари в книге «Этикет», раздел «Что запрещено из ругательств и проклятий», хадис 6048, 8/15). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к присутствующим, а не к спорящим, потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что данное время не подходит для увещевания этого разгневанного человека. Именно поэтому он не принял совета человека, который отправился к нему.

в) давать понять слушателю, что о нём заботятся и уделяют ему внимание.

К этому относится хадис Му'аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему, взяв его за руку: «О, Му'аз! Клянусь Аллахом! Воистину, я люблю тебя! Клянусь Аллахом! Воистину, я люблю тебя! Завещаю тебе, о, Му'аз! Не переставай говорить в конце каждой молитвы: «اللَّهُمَّ أعِنَّا عَلَى ذِكْرِكَ، وَشُكْرِكَ، وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ

О, Аллах! Помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и лучше поклоняться Тебе». (Приводит Абу Дауд в книге «Молитва», раздел «Мольба о прощении Аллаха», хадис 1522, 2/86). То, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял Му'аза за руку, повторил, что любит его дважды, сказал, что завещает ему, указывает на его заботу о нём и на внимание к нему.

г) соблюдать поэтапность в наставлении и руководстве.

К этому относится хадис Амр бин Шуайба, переданный от его отца о том, что дед сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Велите вашим детям исполнять молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их за неё, когда им десять лет, и разделяйте их в постели». (Приводит Абу Дауд в книге «Молитва», раздел «Когда ребёнку велят исполнять молитву», хадис 495, 1/133). В этом хадисе веление исполнять молитву более пяти тысяч раз, то есть по пять раз ежедневно и так на протяжении трёх лет. Можно ли представить, что ребёнок будет её отвергать столько раз?!

д) обращаться к ребёнку в соответствии с его возрастом.

К этому относится хадис, в котором Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-Хасан бин Али (да будет доволен ими Аллах) взял один финик из фиников садака и положил себе в рот. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ких! Ких!» Чтобы он выбросил его и сказал: «Не знал ли ты, что мы не едим садака?!» (Приводит Аль-Бухари в книге «Закят», раздел «Что сказано о садака для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), хадис 1491, 2/127). Другой пример: когда Зайнаб бинт Абу Саляма вошла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он купался. Он зачерпнул пригоршню воды и, брызнув ей в лицо, сказал: «Уйди, о, глупая!». («Большой сборник» Ат-Табарани, 24/281).

4.6. Применение средств обучения.

Можно сказать, что средствами обучения является любой инструмент, который использует педагог для улучшения качества образовательного процесса, разъяснения смыслов и понятий, отработке профессиональных качеств, а также для приучения учеников к благонравным традициям и развитию умственных способностей и для привития им высоких ценностей. Как передаёт Абдулла бин Мас'уд (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начертил квадрат, по середине квадрата начертил линию, по бокам от неё прочертил другие линии внутри квадрата, и прочертил линию за квадратом. Затем сказал: «Знаете ли вы что это?». Они ответили: «Аллах и Посланник Его лучше знают!» Он объяснил: «Линия по середине - это человек, лини по бокам — это происшествия, которые постигают его со всех сторон, если его не настигнет одно, постигнет другое. Квадрат — это кончина человека, ожидающая его, линия за квадратом — это надежда». (Приводит Ибн Маджа в своём «Сунане», книга «Аскетизм», раздел «Надежды и кончины», хадис 4231, 2/141, и имам Ахмад в своём «Муснаде», хадис 3652, 6/164).

Особенность данного метода в том, что таким образом концентрируется внимание ученика, усиливается понимание данной темы, увеличивается пространство обучения, и усиливается понимание важности обучения.

4.7. Образование через повествование в подходящей ситуации.

Другое определение данного метода — использование определённого происшествия для определённого наставления.

Примером этому является хадис, передаваемый от Джабира бин Абдуллы (да будет доволен им Аллах), как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) шёл по рынку одного из пригородов, а люди по бокам от него. Проходя мимо мёртвого козлёнка со сросшимися ушами, он поднял его за ухо и сказал: «Кто из вас желает купить это за один дирхам?» Они сказали: «Он не нужен нам бесплатно, что мы будем с ним делать?!» Он сказал им: «Хотите ли вы, чтобы он был ваш?» Они ответили: «Клянёмся Аллахом! Он живой то с недостатком, со сросшимися ушами, а тем более теперь он мёртвый?!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом! Мирская жизнь более презрительна для Аллаха, чем этот (козлёнок) для вас». (Приводит Муслим в книге аскетизма и тонкостей», 4/2272). Чтобы показать ничтожность мирской жизни для Аллаха, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) привёл в качестве примера этого мёртвого козлёнка. Другой пример привёл Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), поведав: «Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) привели пленников, среди которых была одна женщина, которая искала детей и, если находила прижимала его к себе и кормила грудью. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам: «Как вы думаете, сможет ли эта женщина бросить собственного ребёнка в огонь?» Мы сказали: «Нет, клянёмся Аллахом! Она не способна бросить его в огонь!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах милосерднее к рабам Своим, чем эта (женщина) к своему ребёнку». (Приводит Муслим в книге «Покаяние», раздел «Широта милости Аллаха и что она опережает Его гнев», хадис 2754, 4/2109).

В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объясняет степень жалости и милосердия на примере их представления о степени жалости матери к своему ребёнку, как о высочайшей из всех, но милосердие Аллаха превыше милосердия матери.

4.8. Обучать отличию между ошибающимся по незнанию и ошибающимся сознательно.

Ошибаться совершенно естественно для человека, и все мы совершаем ошибки вне зависимости от того учёные мы или неучи. Абсолютно неразумно преувеличивать или приумножать грех. Необходимо исправлять грех мудро и постепенно. Нет более красивого метода исправления ошибки, чем пророческий метод. Пример этому хадис, переданный от Муавии бин Аль-Хакам Ас-Салями: «Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Воистину, мы недавно были в неверии, и Аллах ниспослал нам ислам, но некоторые люди из нас верят в приметы». Он ответил: «Это то, что они чувствуют в своих сердцах, и пусть это не мешает им». Я сказал: «Некоторые из нас ходят к предсказателям». Он ответил: «Не ходите к ним». Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Некоторые из нас чертят линии». Он ответил: «Один из пророков чертил линии и чьё черчение совпадает с его, то это дозволено». Когда я молился с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), один из молящихся чихнул. Я сказал: «Да смилуется над тобой Аллах!». Люди стали устремлять на меня строгие взоры, и я воскликнул: «Да потеряет меня моя мать! Почему вы смотрите на меня?!». После этого люди начали стучать руками по своим бёдрам, и когда я увидел, что они хотят заткнуть меня, я замолчал. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершил молитву он позвал меня, да будут мои отец и мать искуплением за него! Он не ударил меня, не накричал на меня, он не ругал меня, и никогда прежде и после я не видел учителя лучше, чем он. Он сказал: «Воистину, в нашей молитве ничего не должно быть из слов людей. Воистину, в ней только восхваление, возвеличивание и чтение Кур'ана». Затем я отправился к своему стаду, которое пасла моя рабыня у горы Ухуд в месте «Аль-Джаввания». Когда я пришёл, то обнаружил, что волк унёс одну овцу из стада. Я расстроился, как расстраиваются другие дети Адама, и дал ей пощёчину. После этого я отправился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сообщил ему об этом. Он сказал мне, что это великий грех, и я сказал: «О, Посланник Аллаха! Освободить ли её мне?!» Он сказал: «Позови её». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил её: «Где Аллах, Велик Он и Всесилен?» Она ответила: «На Небе». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты - Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Он сказал: «Она верующая, освободи её». (Приводит Ан-Насаи в книге “Упущение”, раздел «Говорить в молитве», хадис 1218, 3/14).

В другом хадисе от Аль-Ма'рур бин Сувайд: «Я встретил Абу Зарр в местности под названием “Ар-Рабаза”, на нём и на его рабе была новая, хорошая одежда. Я спросил его об этом, и он ответил: «Я ругал одного человека и позорил его, его же матерью, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О, Абу Зарр! Ты позорил его, его же матерью?! Воистину, в тебе остались качества джахилии. Ваши рабы — ваши братья, Аллах вверил их вам под ваши длани. У кого брат будет под дланью его, пусть кормит его тем, что сам ест, одевает его в то, во что сам одевается и, если вы что-то поручили, то помогайте им». «1»

Мы видим с какой нежностью и любовью обращался Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к разговаривавшему в молитве, потому что он не знал, что это запрещено. Но как сурово он порицал Абу Зарра за проступок его, потому что тот знал запретность этого.

4.9. Не спорить с ошибающимся, когда он лживо оправдывается.

Некоторые, совершив ошибку, придумывают разные глупые оправдания, особенно, когда их застигают врасплох, неожиданно для них. Они начинают невнятно оправдываться, придумывая на ходу, особенно те, кто не умеет обманывать в силу чистоты своих душ. Как должен поступить педагог на ваш взгляд, если он столкнётся с таким человеком?

Хавват бин Джубейр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы остановились с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в местности Марр Аз-Захран. Я вышел из своей палатки и увидел разговаривающих между собой женщин, они мне понравились. Я вернулся и достал поклажу с одеждой, нашёл лучшую и облачился в неё, а затем пошёл и сел с ними. Тут вышел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратился ко мне: «О, Абу Абдулла!». Когда я увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то испугался его и растерялся. Я стал оправдываться: «О, Посланник Аллаха! У меня сбежал верблюд и я ищу ему верёвку». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправился куда-то, и я последовал за ним. Он бросил мне свой плащ и зашёл в кусты, воистину, я видел белизну его спины в зелени кустов. Он справил нужду и совершил омовение. Он вышел, и вода стекала с его бороды на грудь. Он спросил: «О, Абу Абдулла! Что стало с твоим сбежавшим верблюдом?» После мы двинулись в путь и всякий раз, когда он нагонял меня в пути, то спрашивал: «Мира тебе о, Абу Абдулла! Что стало с твоим сбежавшим верблюдом?» Видя это, я поторопился в Медину. Я избегал мечеть и не сидел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Это продолжалось довольно долго, я даже выбрал время, когда мечеть была пуста, и отправился туда. Я начал молиться и вышел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из одной из своих комнат. Он исполнил два «лёгких» ракаата, а я специально затягивал молитву, чтобы он ушёл и оставил меня. Он сказал: «Тяни, о, Абу Абдулла, сколько пожелаешь, я не уйду, пока ты не закончишь молитву». Я сказал про себя: «Клянусь Аллахом, я скажу правду Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и освобожу его грудь». Когда я закончил молитву, он сказал мне: «Мира тебе, о, Абу Абдулла! Что стало с твоим сбежавшим верблюдом?» Я ответил ему: «Клянусь тем, кто отправил тебя с истиной, у меня не сбегал тот верблюд с тех пор, как я принял ислам». Он троекратно произнёс: «Да смилуется над тобой Аллах». После этого он не вспоминал того, что было. (Приводит Ат-Табарани в сборнике хадисов «Большой сборник», 4/203, хадис 4146, и Али ибн Абу Бакр аль-Хайтами в книге «Сборник дополнений и источник пользы», в книге «Достоинства», раздел «Что приводится о Хавват бин Джубейр (да будет доволен им Аллах), 9/401, хадис 16105). В данном хадисе мы видим несколько важных педагогических моментов. Один из них тот, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему не по имени, а по кунья (прозвище), когда тот совершал запретное. Когда он оправдался, Пророк не стал с ним спорить и доказывать, что он врёт, но он всё время повторял это оправдание, чтобы Хавват бин Джубейр (да будет доволен им Аллах) понял, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не удовлетворён этим оправданием. Пророк не стал его позорить, наоборот все сподвижники (да будет доволен ими Аллах) подумали, что у Хаввата бин Джубейр (да будет доволен им Аллах) действительно сбежал верблюд. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что Хавват бин Джубейр (да будет доволен им Аллах) избегает его, что указывает на его стеснение, сожаление и раскаяние, то пожелал поставить точку в этом деле. Помимо этого, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил за него милости Аллаха три раза и больше никогда не вспоминал этой его ошибки.

10. Обучение через шутку.

Ислам не отвергает шутку, но обозначает шариатские нормы в шутке, чтобы она вселяла радость в души, прогоняла тоску и скуку, и удаляла печаль.

От Анаса (да будет доволен им Аллах), что один человек из жителей пустыни, которого звали Захир подарил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подарок из пустыни. Когда он собрался уехать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собрал его в путь и сказал: «Воистину Захир наш бедуин, а мы обитатели городов». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил его и был он не красив. В один из дней пришёл к нему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда тот продавал свой товар. Пророк обнял его сзади и Захир не видел его. Он закричал: «Отпусти меня! Кто это?». Он повернулся и узнал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он обрадовался тому, что к его спине прикоснулась грудь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда узнал его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал повторять: «Кто купит раба?». Захир сказал: «О, Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом! Я буду очень дешёвый». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Но у Аллаха ты не дешёвый», или сказал: «Но у Аллаха ты дорогой!». (Приводит имам Ахмад в своём сборнике хадисов «Муснад», хадис 12648, 20/90, Абдурраззак в сборнике хадисов «Мусаннаф», 19688, Ат-Тирмизи в «Нравы», 239, Абу Я’ля – 3456, Аль-Базар – 2735, Аль-Байхаки – 6/169, 10/248, и подтвердил его достоверность Аль-Хафиз в книге «Верность», 1/533). Особенность данного метода в лёгкой и доступной передаче информации, что приносит радость в сердце слушателя, и он усваивает её и закрепляет, а метод помогает устранить преграды между педагогом и студентом.

11. Совместная деятельность.

Абу Исхак сказал: «Я слышал, как Аль-Бара бин Азиб рассказывал: «Когда был день битвы с союзными племенами, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) копал ров и носил землю, пока пыль не скрыла от меня кожу его торса, на котором были волосы. Я слышал, как он повторял слова Ибн Раваха, таская землю:

«Без милости Аллаха верный путь не отыскать,

Ни подаяний сделать, ни молитв не совершать.

Покоем наших стоп врагов позволь встречать.

Воистину, враги напали, чтоб победу одержать,

Но с милостью Твоей под силу их угрозы отражать.»

Протягивая последнее предложение». (Приводит Аль-Бухари, книга «Битвы», раздел «Битва рва», хадис 4106, 5/110).

Так Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), работая со сподвижниками, показывал им важность того, что они делают.

Выводы.

Можно выделить два основных момента из данного исследования:

1. Воистину исламская педагогика способна влиять на развитие уммы, она играет огромную роль в социальных, экономических и других преобразованиях. Для нас пример этому в Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а именно в том, как он сумел изменить людей вокруг себя. Ученики пророческой школы менее чем за сто лет сумели распространить веру во все концы света. Ислам распространился от Китая на Востоке и до побережья Атласа на Западе. Выпускниками этой школы, распространявшими веру были 256 человек, из них 216 сподвижников, остальные табиины. (Хусейн Адхам Джаррар, «Праведные предводители. Коранические нравы и божьи методы»).

2. Остерегаться всё перенимать слепо. К большому сожалению мусульмане перенимают у Запада теорию и идеологию безо всякого разбора. Как сказал один из исследователей: «Возможно самым опасным проявлением следования за Западом является то, что наши писатели и учёные принимают безоговорочно социальные доктрины, которые сформировались и развивались в технических обществах, формировались в исторических и цивилизационных процессах, полностью отличающихся от наших». (Джаляль Амин, «Проявления идеологического следования. Социологические исследования третьего мира», Каир, 1984 год). 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: