Деятельность имама – регламентируется шариатом, исполняя законы ислама, имам и его община могут достичь поставленных целей. Институт имамства основан на принципах поклонения Аллаху и подчинении правителям. Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имам являлся и правителем, и военачальником, и судьёй. Также было и во времена праведных халифов (да будет доволен ими Аллах), в Оммеядский период и в начальный период правления Аббасидов.
Несомненно, роль имама в обществе очень важна. Ведь именно он руководит молитвой, которая является величайшим столпом ислама после свидетельства веры. Имам -предводитель и люди должны следовать за ним. Имам должен направлять и наставлять свою общину через проповеди и уроки. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его праведные халифы собирали мусульман в мечети для обсуждения насущных религиозных и мирских вопросов. Мечети выполняли функции научных центров, где людей обучали единобожию, фикху, нравственности, призывали их к благому и удерживали от греховного.
Имам разыскивает пропавших, навещает больных, помогает тем, кто молится позади него. Обучает незнающего, пробуждает спящего, наставляет грешного, примиряет враждующих, сближает людей, стремится к тому, чтобы между людьми была любовь и взаимопонимание. Решает такие социальные проблемы как семейные споры, распри между соседями и многое другое. Поэтому сам имам должен понимать степень своей ответственности и свою роль. Община должна помогать имаму воплощать благие цели и спасаться от зла и нечестия.
Нет ничего предосудительного в том, что имам может быть одновременно председателем общины или получать зарплату за свою работу. Именно имам несёт ответственность за мечеть. Обязанности имама не ограничиваются только исполнением молитв. Имам в мечети как султан. Но если имам не управленец, или он занят наукой и образованием, в таком случае, с его согласия, можно назначить человека, который будет вести хозяйственную деятельность, также этим могут заниматься несколько активистов общины.
Из книги "Законы института имамства и следования за имамом в молитве", аль-Муниф ( стр. 64).
Источник: alhakk.ru