Пятница 19 апреля 2024 г.
Фаджр
02:26
Восход
05:18
Зухр
12:40
Аср
17:33
Магриб
19:56
Иша
22:10
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Битва при Сыффине

Битва при Сыффине

Али отправил к Муавии Джарира бин Абдуллу Аль-Баджали, чтобы взять с него присягу. Но Муавия тянул время пока не прибыл Амр бин Аль-Ас из Палестины. Он увидел, что жители Шама требуют наказать убийц Усмана и сказал им: «Вы на истине». Он договорился с Муавией о том, что, если они победят, то он назначит его губернатором Египта. Муавия захотел склонить на свою сторону Кайс бин Са'д бин Убада, губернатора Египта, назначенного Али. Муавия направил ему письменное предложение присоединиться к нему, но Кайс отказался. Кайс вёл аккуратную политику в Египте, чтобы египтяне не примкнули к Муавии. Поэтому он не стал преследовать отказавшихся подчиниться ему и укрывавшихся в селении Хирбита. Но Муавия сам написал письмо, выдав его за письмо Кайса, будто он примкнул к нему. Когда Али узнал об этом, он сместил Кайса и назначил вместо него Мухаммада бин Абу Бакра. Кайс вначале прибыл в Медину и после отправился к Али в Куфу. Он осознавал величие Али и его значимость, и вместе с ним сражался в Сыффине. Он был вместе с Аль-Хасаном, когда тот передавал власть Муавии.
Когда Мухаммад бин Абу Бакр прибыл в Египет, Кайс посоветовал ему не трогать отказавшихся присягнуть Али и укрывавшихся в Хирбите. Но Мухаммад не послушал его и отправил людей заставить не присягнувших немедленно присягнуть Али, но те отказались.

Джарир бин Абдулла вернулся к Али и сообщил ему, что Амр и Муавия готовятся к войне. Услышав это, Али выдвинулся из Куфы, в направлении Шама, к нему присоединился Абдулла бин Аббас с воинами Басры. В свою очередь, Амр и Муавия выдвинулись из Дамаска с воинами Шама. Два войска встретились у Сыффина на сирийско-иракской границе в тридцать седьмом году по хиджре. Весь Мухаррам прошёл без боёв, в долгой и бесполезной переписке. В Сафаре разгорелись ожесточённые сражения, в некоторых источниках приводится, что около сотни боёв. Противостояние длилось сто десять дней. Пало сорок пять тысяч воинов Шама и двадцать пять тысяч иракцев, из них двадцать шесть участников бадрского сражения. Али приказал своим воинам не вступать в бой первыми, не преследовать и не убивать отступающего, и ничего не брать из их имущества. Аммару бин Ясиру было более девяносто лет, и он сражался за Али. Он держал копьё дрожащей рукой и говорил: «Это знамя, под которым я сражался с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) три раза, а это четвёртый». Он попросил воды, и одна женщина принесла ему кубок молока. Он выпил его и сказал: «Истину сказал Аллах, и Посланник его! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что моим последним уделом в этом мире будет глоток молока». Аммар бин Ясир пал в этой битве, как и многие другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аммара убьёт несправедливая группа». Сказано, что Аммара пронзил копьём Абу Адия, а другой отрубил ему голову. Они оба пришли к Муавии и Амру и каждый говорил, что именно он убил Аммара. Амр закричал на них: «Вы оба в Аду!» Когда они ушли Муавия спросил Амра: «Почему ты так прогоняешь тех, кто не жалеет себя ради нас?» Амр ответил ему: «Клянусь Аллахом, ты тоже это знаешь. О, как бы я хотел умереть за двадцать лет до этого!» После гибели Аммара, Али собрал двадцать тысяч бойцов и повёл их в атаку. Али прорвал все ряды шамских воинов, говоря: «Я сражаюсь с ними, но нет среди них Муавии - пучеглазого обманщика!» Затем Али воскликнул: «О, Муавия! Ты убиваешь людей за то, что между нами. Выходи и пусть нас рассудит Аллах, кто победит - тому и власть!» Амр сказал Муавии: «Справедлив к тебе сын твоего дяди». Муавия ответил: «Нет, не справедлив! Ты что, не знаешь, что он победит любого?!» Амр сказал ему: «Тебе нельзя отказываться от боя с ним». Муавия спросил его: «Ты хочешь занять власть после меня?» Бой продолжался всю ночь пятницы до утра, и эта ночь получила название в истории «Ляйля аль-харир» - «Ночь звука жерновов». По ожесточённости этот бой был подобен кадисийской битве. Даже с наступлением утра бой не затих. Приводится, что Али произнёс в этом бою четыреста такбиров, он, сразив врага, произносил такбир. Аль-Аштар, отчаянно сражаясь, дошёл до основного лагеря шамского войска, и Али отправил ему подкрепление. Когда Амр увидел это, он сказал: «Давайте поднимем свитки Кур'ана на остриях копий и скажем: «Это Писание Аллаха между нами и вами!» Воины так и поступили. Иракцы сказали Али: «Разве ты не ответишь Писанию Аллаха?!» Али приказал им: «Продолжайте сражаться с вашим врагом! Воистину, Амр, Муавия, Ибн Абу Муит, Ибн Абу Сарх, Ад-Даххак бин Кайс не владеют знанием веры и Кур'ана. Я лучше их и лучше вас знаю закон Аллаха. Клянусь Аллахом, они подняли его только с хитростью и обманом!» Они ответили ему: «Не запрещай нам отвечать Писанию Аллаха, когда нас к нему призывают!» Али сказал: «Воистину, я сражаюсь с ними, чтобы они вершили суд по Писанию Аллаха, ибо они нарушили веление Аллаха». Мас'уд бин Фадак Ат-Тамими и Зайд бин Хусойн Ат-Таи со своими последователями, ставшие в последующем хариджитами, сказали Али: «О, Али! Ответь Писанию Аллаха, когда тебя призывают к нему!»

В этом сражении Али уже вот-вот мог одержать победу, но Муавия прибег к хитрости. С ним был самый хитрый из арабов Амр бин аль-Ас, к которому и воззвал Муавия: «Мы пропали, о, Ибн аль-Ас! Давай в твоё укрытие!» Учитывая множество сходств между ваххабитами и хариджитами, необходимо указать позиции, по которым они полностью совпадают. Амр бин аль-Ас подсказал ему идею о том, чтобы воины подняли священные свитки на остриях копий и закричали: «Мы хотим, чтобы рассудило меж нами Писание Аллаха!»

Муавия очень кстати применил эту хитрость, потому что воины Али, на тот момент, тоже устали и, как будто с нетерпением ждали этого призыва. Многие из них отступили и ответили на просьбу противника. Али постарался вновь призвать их к бою, потому что видел, что победа близка как никогда. Но вымотанные войска не подчинились ему и потребовали остановить сражение. Возглавил эту оппозицию аль-Аш’ас бин Кайс аль-Кинди, Мис’ар бин Фадаки ат-Тамими и Зайд бин Хасин ат-Таи. Они объявили Али: «Люди призывают нас к Писанию Аллаха, а ты призываешь нас к мечу». Али ответил им: «Я лучше знаю Писание Аллаха! Присоединяйтесь к оставшимся войскам!» Он хотел вернуть их на поле боя или, как минимум, отсрочить ответ на требование противника, чтобы дать возможность своему полководцу аль-Аштару время завершить разгром войск Муавии. Против аль-Аштара оставались уцелевшими малочисленная группа воинов Шама, падшие духом и предчувствовавшие скорый разгром. Но аль-Аш’ас бин Кайс предъявил Али ультиматум: «Или ты вернёшь аль-Аштар, или мы с тобой поступим, как поступили с Усманом!» (Из книги Аш-Шахристани «Религии и верования). Али призвал аль-Аштар остановиться, но он ответил: «В этот час не отводи меня с моего места, и я надеюсь, что Аллах дарует мне победу, так не торопи же меня!». Когда аль-Аш’ас узнал ответ аль-Аштара, волнения ещё более усилились, и они заподозрили Али в том, что он сам приказал аль-Аштару продолжать сражение до полной победы. Али сказал своему представителю: «Язид бин Хани: «Горе тебе! Скажи аль-Аштару отступить, ибо разгорелась смута». Язид вновь вернулся к аль-Аштару и передал ему слова Али, и когда Язид почувствовал, что аль-Аштар сомневается в выполнении приказа, то сказал ему: «Ты хочешь победить здесь, а там убьют или пленят правителя правоверных?!» Аль-Аштар ответил ему: «Нет, клянусь Аллахом! Свят Аллах!» Язид сказал: «Они угрожают ему убийством или передать его войскам Шама, если он не отступит». Аль-Аштар отступил и остановил сражение. «История», ат-Табари, 4 том, стр. 34-36.

Таким образом, аль-Аш’ас и его сторонники одержали политическую победу, и это стало началом зарождения новой идеологии и кровавых религиозных войн. Аль-Аштар и его сторонники бранили их и объявили их предателями. Следует отметить, что большинство воинов Али с радостью приняли весть о перемирии, потому что к этому времени они тоже устали от постоянных конфликтов. Аль-Аш’ас попросил разрешения у Али посетить Муавию и спросить, что он хотел сказать поднятием свитков на копьях. Али позволил ему это и при встрече Муавия сказал: «Несомненно, мы и вы должны вернуться к тому, что повелел Аллах в Своём Писании. Отправьте доверенного человека представлять вас, и мы отправим доверенного человека, коим мы довольны, рассудить по Писанию Аллаха, по справедливости, а после мы выполним то, в чём они сойдутся».

Это стало ещё одним поводом разногласий в стане Али. Войска Шама единогласно выбрали Амра бин аль-Аса – хитреца среди арабов. Али предложил выдвинуть на переговоры Абдуллу бин Аббаса, но окружение Али воспротивилось, сказав: «Воистину, Ибн Аббас - твой близкий родственник, и он отстаивает твои интересы». Али предложил аль-Аштара, но они воскликнули: «Если кто и может зажечь землю, так это аль-Аштар!» Они настаивали на выборе не заинтересованного человека, хотя позволили Муавия выбрать человека, который полностью устраивал Муавию и был на его стороне, и, к тому же, приходился ему родственником. Всё это помогло ему отстоять свои интересы в этом споре. В итоге большинство сторонников Али выдвинули кандидатуру Абу Мусы аль-Аш’ари. Али обратился к ним: «Вы ослушались меня в первый раз, но хотя бы сейчас послушайтесь меня! Абу Муса не надёжный для меня человек, он отделил от меня людей и призвал оставить меня, потом сбежал от меня, пока я не гарантировал его безопасность». Но войско Ирака настояло на своём, и Али был вынужден одобрить эту кандидатуру. Обе стороны определили Даума аль-Джандаль - местом сбора в месяц Рамадан текущего года (37 год по хиджре), о чём был составлен и подписан соответствующий документ.

Оба войска вернулись после договорённости о третейских судьях в свои дома, но возвращение войск Муавии было похоже на победоносное, потому что они избежали полного разгрома, были сплочёнными и уверенными в предстоящей победе. Возвращение же войска Али, напротив, было похоже на полное поражение, и их раздирали споры и внутренние конфликты. Али вернулся в Куфу только с частью своей армии, другая часть вышла из его подчинения, покинула его и отошла в деревню Харура. Они не пожелали войти в Куфу, но самое удивительное, что они сами и склонили Али к этому третейскому судейству.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме