Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Из истории распространения ислама в Сибири

Из истории распространения ислама в Сибири

Официальной религией подавляющего большинства тюркоязычного населения юга Западной Сибири является ислам. Местные мусульмане, как и потомки волжских булгар казанские татары, исповедуют суннитскую версию ислама. И если о булгарах известно, что они приобщились к исламу больше тысячи лет назад, то относительно времени начала распространения ислама в Сибири среди историков все еще нет единодушного мнения.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, ислам в качестве официальной религии появился в Сибирском ханстве в 70е годы XVI века при хане Кучуме. Однако эта версия не является единственной. Наиболее раннюю датировку проникновения ислама в Сибирь выдвигает Ф.Т. Валеев: «Можно предположить возможность распространения ислама среди предков сибирских татар непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X веке к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата».

Самую позднюю дату этого события уже давно предложил В.В. Бартольд. По его оценке, ислам достоверно распространяется среди тюрков Сибири уже после прихода русского населения.

Сами же мусульмане Западной Сибири полагают, что стартом к распространению ислама на данной территории стал поход 366 шейхов из Бухары, который был совершен ими в 1394 году.

Именно эта дата фигурирует в двух документах, хранящихся ныне в Тобольском государственном музеезаповеднике. Это две татарские рукописи конца XIX века, написанные арабским письмом. Они принадлежат Са’д Вакасу Аллакулову и Кашафу АбуСаидову. Обе рукописи переведены и изданы в начале XX века профессором Казанского университета, ученымвостоковедом Н.Ф. Катановым. Рукописи являются компиляцией ранних источников. По данным этих источников, в 797 году по хиджре (13941395 гг.) на берега Иртыша пришли 366 конных шейхов и выступивший с ними в союзе хан Шейбан с 1700 отборными воинами и учинили там великое сражение за веру с жившими по берегам Иртыша язычниками народами Хотан, КараКыпчак и Ногай. В результате сражений язычников и татар истребили несметное количество, но и многие из самих шейхов погибли, стяжав мученический венец.

Прибывшие в Сибирь мусульманские миссионеры считались учениками и последователями Ходжи Баха аддина Накшбанда (13181389 гг.), который являлся одним из руководителей суфийского братства, названного по его прозвищу Накшбандией.

Следует подчеркнуть, что всеми исследователями распространение ислама рассматривается как процесс очень длительный, противоречивый и, безусловно, не сводящийся к какомулибо одному событию или историческому эпизоду, как, например это произошло в Булгаре. Однако можно с уверенностью сказать, что политическое возвышение учения последнего Посланника Аллаха, мир ему, произошло во времена правления хана Узбека, сделавшего ислам государственной религией на всей территории единого на тот момент татарского государства – Золотой Орды.

К моменту распада Золотой Орды на отдельные ханства, тенденция распространения ислама среди знати сохраняется. Так, первым независимым ханом из династии Шейбанидов, взошедшим на престол в ЧимгиТуре, был АбулХайр, чье воцарение произошло в 1429 году при поддержке значительного числа племенных лидеров Западной Сибири. Д.М. Исхаков указывает, что «Шибанидское государство с самого начала формирования было мусульманским ханством, а верховный правитель кочевых татар Абу лХайр был настоящим мусульманином» [С. 150]. Эта позиция была поддержана и в недавней совместной работе А.Г. и И.А. Селезневых и И.В. Белича [С. 2829]. Большую роль в укреплении позиций ислама в Сибири сыграло правительство последнего золотоордынского хана Тохтамыша.

6070 годы XVI века ознаменовались великими политическими потрясениями в Западной Сибири. Династия Шейбанидов была свергнута Кучумом, местные народы полностью попали под власть сильного правителя. Хан Кучум отличился большим энтузиазмом в деле религиозного просвещения местного населения, в том числе немусульманского. Нового хана не устраивала слабая религиозность его сибирских подданных. Ограничение исповедующих ислам лишь местной знатью не удовлетворяла фанатичное рвение глубоко религиозного выходца из Средней Азии. При нем исламская религия начала входить в самые широкие слои населения. Для распространения среди сибиряков нового учения Кучум не жалел ни средств, ни сил. При нем в Сибирь из Хорезма, Хивы, Бухары и Самарканда начали прибывать группы проповедников, а восточные торговцы развивали экономическую систему ханства, при этом неустанно призывая татар, остяков, вогулов и другие народы исповедовать истинную веру.

По преданиям тобольских татар, в 1572 году в Искер из Средней Азии прибыла большая группа духовных лиц, которая с почетом была встречена Кучумом. Прибывшие в составе этой группы духовные лица принимали активное участие в распространении ислама среди населения, а некоторые из них занимали высшие государственные и духовные должности в ханстве.

На момент установления власти Кучума местное население в большинстве своем представляло раздробленные общности, которыми руководили мелкие князьки, они часто отказывались подчиняться центральной власти.  Ислам же как одна из мировых религий с его идеей веры в единого бога Аллаха, имевший свой кодекс мусульманского права, разработанного на основе Корана, был мощным идеологическим инструментом для искоренения родовых отношений и укрепления центральной власти. Ислам способствовал консолидации местного населения. Распространение религии Аллаха дало толчок для дальнейшего развития культуры в Сибири. Ислам сыграл большую роль в объединении мелких татарских владений в единое феодальное государство Сибирское ханство.

Приход на территорию владений Кучума отряда Ермака приостановил исламизацию сибирских народов. Так, например, не приняли ислам аялинские татары, проживавшие у устья реки Тары. По некоторым данным, даже в 1639 году продолжали оставаться язычниками  татары, проживавшие по реке Ница, правому притоку Туры.

Рассматривая этапы развития ислама в Сибири, нельзя не отметить и то, что южные границы современной Тюменской и Омской областей служили местами кочевок тюркских племен, обитавших на территории Северного Казахстана и уже к началу XIII века по большей части исламизированных. А ко времени вторжения войск Чингиcхана в Среднюю Азию юг Сибири превратился в место, где кочевники мусульмане могли скрываться от преследовавших их монголотатар.

Существует версия, согласно которой ислам начал проникать в Сибирь из мусульманского Булгара. Эта идея, несомненно, представляет научный интерес и не лишена основания. Например, в литературе имеются сведения о поездках булгарских ученых далеко на север с целью изучения небесных тел, а также о переходе булгар через Урал и достижении ими берегов Оби. Более того, можно предположить возможность распространения ислама в Сибири непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X веке к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата. Имеются сведения об отправлении с территории Волжской Булгарии арабского каравана из 20 верблюдов к берегам Енисея. Путь каравана пролегал через просторы Западной Сибири. Логично предположить, что арабы в Сибири занимались не только торговлей, но и распространяли там ислам, так как в составе отправлявшихся в такое далекое путешествие были духовные лица. Частично данное утверждение подтверждается археологическими находками на территории Тюменской области. При раскопках в татарских деревнях были обнаружены арабские монеты периода правления династии Аббасидов.

Согласно историческим сведениям, казанские ханы еще с XV века поддерживали династийные связи с правителями из рода Тайбуги — выходцами из сибирско татарской аристократии. В Сибирь из Казани часто приезжали представители мусульманского духовенства (абызы), которые принимали участие в распространении ислама среди сибирских татар, казахов.

В XVIIIXIX веках, несмотря на то, что территория Сибирского ханства полностью попала под контроль Российского государства, где главенствующую роль играло православие, ислам не утрачивал своих позиций, а скорее обретал все больше последователей. Это, судя по всему, связано с большой миграцией прогрессивной части населения из той же Средней Азии, а также из районов Среднего Поволжья и Урала. Именно в этот период завершается исламизация всего татарского населения края.

Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось государством. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону.

Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В основном это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в качестве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 году войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось четыре мечети и два мусульманских молитвенных дома.

В начале ХХ века на территории нынешней Тюменской области функционировало 167 мечетей и 63 медресе.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме