Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

"Ненормальные" фетвы о Курбане

"Ненормальные" фетвы о Курбане
Ежегодно с приближением благословенного Курбан-байрама - Праздника жертвоприношения люди начинают задавать вопросы о жертвенном животном и обо всём, что касается этого великого праздника. Начинают появляться странные фетвы в некоторых арабских странах, вызывающие много шума и споров. Некоторые называют подобные фетвы "ненормальными", которые вызывают жаркие споры в обществе. 
Предлагаем российским читателям ознакомиться с такими "ненормальными" фетвами.

1. Жертвоприношение петухом.
Одной из таких странных фетв, появляющихся ежегодно, является фетва профессора Са'дуддина Аль-Хиляли, заведующего кафедры сравнительного фикха университета "Аль-Азхар". В своей фетве он говорит о дозволенности приносить в качестве праздничного жертвоприношения петуха, утку, гуся и других разрешённых к употреблению животных. Аль-Хиляли утверждает, что в своей фетве он опирался на книгу "Аль-мухалля" - "Подслащённый", труд Ибн Хазм. Аль-Хиляли убеждён, что праздничное жертвоприношение можно приносить абсолютно любым животным или птицей, чьё мясо дозволенно к употреблению, будь то лошадь, верблюд, антилопа, петух и любая другая дозволенная птица или животное. Лучше всего для этих целей из упомянутого то, в чём масса и вкусовые качества мяса преобладают более других, а также важна высокая ценовая категория. В защиту своей фетвы Аль-Хиляли приводит высказывание нашего господина, великого сподвижника Биляла бин Рабаха: "Мне всё равно, я готов совершить праздничное жертвоприношение даже петухом". Аль-Хиляли разъясняет, что это не его сугубо личное дело, а шариатская точка зрения Ибн Хазма. Он обращается к учёным: "Почему религиозные деятели не рассказывают об этом мнении людям. Мы священнослужители, и я обращаюсь ко всем, без исключения, религиозным деятелям, к нашим шейхам! Прошу вас, прекратите просто увещевать людей, а будьте верными передатчиками знаний. Передавайте сведения людям. Недопустимо подгонять знания под свою точку зрения и под стандарт религиозного увещевания! Передавайте людям все знания и дайте им возможность пользоваться фетвами всех учёных на своё усмотрение, особенно тех, которые облегчают жизнь беднякам". 
Эта фетва вызвала негодования в среде учёных "Аль-Азхара", единогласно осудивших данную фетву и подтвердивших, что действительно лишь жертвоприношение, совершённое определёнными домашними животными и не действительно жертвоприношение птицей или маленькими животными такими, например, как кролик и ему подобными. Но профессор Абдульхамид Аль-Атраш, прежний глава отдела фетв "Аль-Азхара" поддержал фетву Аль-Хиляли, заявив, что можно приносить праздничное жертвоприношение птицей, объясняя цель фетвы Аль-Хиляли упрощением религии для мусульман. 
Аль-Хиляли, в свою очередь, позвонил в прямой эфир телепередачи "Дом - твой дом" канала "ten" и сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил суть праздничного жертвоприношения словами: "Воистину, награда за каждую щетинку, за каждую шерстинку и за каждую волосинку с жертвенного животного". Факихи используют этот хадис как аргумент для запрета использовать в качестве праздничного жертвоприношения каких-либо животных, кроме коров, буйволов, коз, баранов и верблюдов. Но нет запрета человеку совершать праздничное жертвоприношение птицей, доказательство этому слова нашего господина Биляла бин Рабаха: "Мне всё равно, я готов совершить праздничное жертвоприношение даже петухом". 

2. Квитанция об оплате жертвенного животного не является жертвоприношением. 
В 2017 году профессор Мабрук Атыя, заведующий кафедрой исламских исследований университета "Аль-Азхар", отвечая на вопрос по телефону о допустимости в исламе замены жертвоприношения на квитанции об оплате жертвенного животного, сказал: "В религии нет жертвоприношения под названием "квитанция". А затем добавил, что квитанции об оплате жертвоприношения, выдаваемые "Аль-Азхаром", вакфами или любой другой благотворительной организацией в размере от 900 до 3000 гинеев не имеют никакого отношения к обряду жертвоприношения в исламе. Мабрук Атыя сказал, что в исламе человек должен сам купить жертвенное животное, а не поручать это другому. Эта фетва профессора Мабрук Атыя противоречит фетве египетского муфтията и фетве университета "Аль-Азхар" о допустимости приобретения квитанции и о поручительстве общинам или благотворительным организациям совершать жертвоприношения, и что подобное правомерно заменяет жертвоприношения, совершённые индивидуально.

3. Праздничные жертвоприношения египтян не правильные.
К фетвам, вызвавшим много споров, относится и фетва, данная одним из саляфитских проповедников Самихом Абдульхамидом Хамуда, который заявил, что праздничные жертвоприношения египтян за последние годы не верны (с его точки зрения и идеологии), так как они не соответствуют шариатским нормам. Этот саляфитский проповедник заявил: "Большинство тех, кто совершает праздничное жертвоприношение, не знакомы с его условиями. Они закалывают любую корову, или верблюда, или козу, не взирая на единое мнение всех учёных, что шариат чётко определяет возраст жертвенного животного и недопустимо использование животного младше установленного возраста. У того, кто режет животное младше этого возраста, жертвоприношение не действительно". В своей фетве, которую он выложил в Фейсбуке он объясняет: "Одно из главных условий действительности жертвоприношения, достижение животным возраста, определённого шариатом. Как приводит Муслим от Джабира, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) определил возраст жертвенного животного. Корова должна быть двухлеткой и старше. Праздничное жертвоприношение не будет действительным, если корове менее двух лет, даже если она крупная и упитанная". Подводя итог он говорит: "Корова должна быть двух и более лет, козы год и более, бараны от шести месяцев и верблюды пяти и более лет". 

4. Жертвоприношение в долг. 
В Марокко много споров вызвала фетва председателя Учёного совета провинции Скира-Темара Аль-Хасана бин Ибрахима Скинфила. Он сказал, что на период этого праздника становится общественно необходимо кредитоваться в банках, для покупки жертвенного животного на праздник. Это вызвало горячие споры, особенно среди мароканских учёных и проповедников, которые осудили эту фетву. Сканфел во время интервью марокканскому сайту "Hespress" сказал: "Праздничное дертвоприношение - это усиленная сунна, и нельзя её оставлять, а следовательно, необходимо брать в долг тому, у кого нет денег. Учёные имеют разные мнения относительно банковских процентов. Некоторые говорят, что они запретны, другие что не запретны. Но в этом случае тем, кто запрещает кредиты следует представить чувства того, кто во время праздника не может позволить себе купить жертвенное животное по финансовым причинам, а его соседи будут совершать жертвоприношение. Как будут переживать его жена и дети. В этом случае, ему дозволено брать кредит в банке, потому что он вынужден обстоятельствами, чтобы обрадовать свою семью. В качестве аргумента он приводит Слово Всевышнего Аллаха: "И кто будет вынужден, но не преднамеренно и вероломно, то нет греха на нём". Сура "Аль-Бакара" - "Корова", 173 аят.

Хани Дау
Веб-сайт Masrawy
перевод: Дамир Амирович Нафиков - проректор РИУ ЦДУМ России
Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме