Пятница 19 апреля 2024 г.
Фаджр
02:26
Восход
05:18
Зухр
12:40
Аср
17:33
Магриб
19:56
Иша
22:10
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Ваххабизм и «Саудия» - этапы становления

Ваххабизм и «Саудия» - этапы становления

Дорогие братья и сестры! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

На протяжении долгого времени население России находилось в неведении и страхе относительно исламской религии. В средствах массовой информации постоянно сообщалось об акциях «исламских террористов», о деятельности «исламских экстремистов». Все это породило множество домыслов, и недопониманий. Исламские лидеры страны в жесткой форме осуждают данный подход, указывая на то, что ислам не имеет ничего общего с действиями террористов и экстремистов, несмотря на то, что они используют исламские лозунги и прикрываются исламом. Основным источником уже на протяжении нескольких веков, очерняющим и дискредитирующим исламскую религию является т.н. ваххабизм. К сожалению, именно последователи данного учения прославились своей враждебностью, в первую очередь в отношении самих мусульман, а потом и всех остальных людей. Зло, творимое ими, ввергает в ужас весь мир, в том числе и нашу страну. Мы – жители России никогда не забудем Буденновск, Беслан, Волгодонск и сотни других эпизодов страшного явления – терроризма, подкрепленного национальной, религиозной нетерпимостью, очагом которых является учение, зародившееся в 18 веке в оазисах пустынного Неджда. В данной статье, мы насколько это возможно, коротко попытались передать хронологию появления самой идеологии и первого в мире «ваххабитского государства». Мы не хотим никого очернить или оскорбить, мы лишь пытаемся передать те факты, которые давно известны научным кругам, но не полностью понятны обычным верующим. Надеемся, что прочтение данной статьи подтолкнет читателя к более глубокому изучению того направления ислама, которое он исповедует, поможет осмыслить ему свои воззрения и более критично подойти к получаемой им информации.

Говоря о возникновении идей экстремизма в мусульманской среде, не стоит думать, что они берут начало из учения Пророка Мухаммада, мир ему, но в то же время не стоит полагать, что они начали возникать лишь на рубеже 19-20 веков. История ислама полна тех случаев, когда возникали различные группы и партии, боровшиеся за свои идеи и стремившиеся к обретению власти в исламском мире. Первые посылы политических распрей начали возникать уже сразу после смерти Пророка Мухаммада, мир ему. Создатель великого централизованного государства не оставил после себя ни наследника, ни наместника, данное обстоятельство могло привести последователей Пророка, мир ему, к очень жесткой полемике, но непререкаемый авторитет наиближайших сподвижников Пророка, мир ему, помог избежать конфронтации. Правление Абу Бакра и Умара ознаменовалось великим триумфом ислама, при них религия Аллаха распространилась далеко за пределы Аравийского полуострова. Призыв к мусульманской молитве начал звучать в Африке, на Кавказе, в Европе, Средней Азии. Святой город мусульман, благословенная Мекка начала наводняться паломниками из разных уголков земного шара. Так продолжалось до конца правления халифа Умара. Третий халиф мусульманского халифата прослужил на своем посту без малого 12 лет, после чего был свергнут и убит представителями политической оппозиции. Дальнейшие события привели к глубочайшему расколу исламской общины на всегда, враждующих между собой суннитов и шиитов, а в среде суннитов, среди приверженцев четвертого халифа Али возникла группа радикалов, не признававшая авторитет сподвижников. Они безжалостно расправлялись со всеми, кто не соглашался с их доводами относительно религии. Этих людей называли хариджитами. Со временем хариджиты или хавариджы ушли с исторической авансцены, но через сотни лет их идеи были реанимированы, а их разрушительная сила была целенаправленно использована против мусульманской уммы.

Новой формой этих идей стал ваххабизм, который помимо всего прочего вобрал в себя видоизмененные идеи средневекового ученого Ибн Таймии.

Официально считается, что основателем ваххабизма является Мухаммад бин Абдульваххаб, родившийся в 1703/04 году в городе Уяйна (Ибн Ганнам, ч. 1, стр. 25; Ибн Бишр, ч. 1, стр. 6), который находится севернее Эр-Рияда в Неджде (территория в центре Аравийского полуострова) («Журнал различных предметов словесности», 1805, т. 2, №1, стр.20).

Первые знания по исламу Мухаммад получил у своего отца Абдульваххаба, который являлся кадием (исламским судьей) Уяйны, позже он обучался у ханбалитских правоведов Мекки и Медины. После обучения в городах Хиджаза (территория на западе Аравийского полуострова), Ибн Абдульваххаб перебрался в Басру. Именно в Басре начинает меняться мировоззрение Ибн Абдульваххаба. Так он начинает вести проповедь об очищении ислама от традиций, по его мнению, приводящих мусульман к многобожию, начинает отрицать иджму и кыяс (суждение по аналогии), как доказательную основу для выведения шариатских решений относительно возникающих вопросов.

После учебы в Басре, Ибн Абдульваххаб возвращается на родину, где он пишет небольшие брошюрки по исламскому вероучению и начинает распространять свои идеи среди сельского населения родной провинции (Ибн Ганнам, ч.1, стр. 29-30). Учение Ибн Абдульваххаба все больше обретало форму, состоящую из гремучей смеси идей, мутазилитов и других нетрадиционных религиозных учений. Активная пропаганда идей ваххабизма привела к тому, что множество сельских жителей Неджда начало воспринимать новую идеологию и следовать за «Шейхом Неджда» как они его называли.

Отец Ибн Абдульваххаба, его брат Сулейман, праведные ученые Хиджаза, его собственные учителя видели то, что Ибн Абдульваххаб скатывается в пучину идеологического заблуждения, они чувствовали, что в итоге его деятельность может привести к великим потрясениям в исламском мире. Они всячески пытались убедить его в том, чтобы он отказался от своих вредоносных идей, они предостерегали мусульман от общения с ним, писали книги, в которых критиковали его идеи. Его собственный брат Сулейман ибн Абдульваххаб написал книгу под названием «Саваикуль-илахиййа фиррадди алаль-ваххабиййа» - (Божественные молнии против ваххабизма) в которой он подробно разобрал все вопросы, связанные с неправильным пониманием религии Ибн Абдульваххабом и его последователями, но несмотря на все усилия духовенства Неджда, при поддержке из вне, ваххабизм продолжал распространяться на Аравийском полуострове. Идеи реформирования религиозного богословия, основанные на ложных представлениях о религии, начали овладевать умами малограмотных слоев населения.

Ибн Абдульваххаб считал посещение могил и гробниц праведников многобожеством. Последователей суфийских тарикатов он также обвинял в неверии и многобожестве. По его мнению, те, кто следовал суфийским духовным практикам, или совершал действия подобные тем, что совершают приверженцы суфизма, в особенности, связанные с почитанием могил святых, выходили из ислама, становились неверными, поэтому кровь и имущество этих людей не являлись для его последователей запретными (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 61). Некоторым жителям Неджда очень понравились такие идеи.

Стоит отметить, что еще в далекие времена, когда этот мир покинул последний Посланник Аллаха, мир ему, предок основателей Королевства Саудовская Аравия по прозвищу Мусайляматуль-Кяззаб, который также являлся уроженцем этих мест, объявил себя пророком и направил оружие своих последователей против праведных сподвижников. Смута Мусаяйлямы была подавлена, но культурная взаимосвязь, происходившая на торговых путях Неджда, общение с представителями таких регионов как Йемен, Иран, Индия, Ирак, Сирия возможно сделали его жителей восприимчивыми к новаторским идеям. Стоит отметить, что мессианство на Аравийском полуострове не ограничивалось лишь личностью Мусайлямы, истории известны имена таких лжепророков как Саджах, Тулейха, Асвад аль-Анси. Что касается Неджда, то здесь часто возникали и возникают до сих пор группы недовольных правительством и общественной системой ценностей людей, стремящихся к переменам. Так, в 18 веке, отдаленная, пустынная провинция Османской империи стала эпицентром распространения ваххабизма.

Со временем, ваххабиты начали применять политику насильственной ваххабизации жителей Уяйны. В связи с этим, глава племени Бану Халид Сулейман бин Урейр потребовал у главы Уейны, чтобы тот приказал убить или выслать Ибн Абдульваххаба. Реформатор был вынужден бежать в оазис Эд-Диръия, которая сегодня является западной провинцией Эр-Рияда (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 69). Тут он, находит поддержку главы оазиса Мухаммада бин Сууда. В 1744 году Сууд провозглашает независимый эмират Эд-Диръия. Данное обстоятельство способствует увеличению возможностей для распространения идей ваххабизма.

В 1792 году умирает основатель религиозного течения Мухаммад бин Абдульваххаб. После его смерти, правитель эмирата Эд-Диръия Абдулазиз бин Сауд продолжает дело Шейха Наджди, придавая его идеям политический окрас. Ибн Ганнам и Ибн Бишр отмечали, что Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Ему в короткие сроки удалось покорить все оазисы в Неджде и Эль-Хасе, а также установить свою власть над кочевниками этих регионов. Его успех, по большей части связан с отдаленностью Неджда от метрополии, Стамбул, практически не контролировал политические процессы, происходившие во внутренних регионах Аравийского полуострова, так как был занят войной с Российской империей и Персией. Пользуясь этими обстоятельствами, в 1797 году саудиты совершают марш бросок на территорию южного Ирака. Багдадский Паша пытался при помощи арабских племен и регулярной армии подавить активность ваххабитов, но это ему не удалось. Ссылаясь на притеснения своих последователей в южном Ираке шиитским большинством, 20 апреля 1802 года ваххабиты совершили нападение на священный для шиитов город Кербелу. Огромное количество жителей было убито, гробницы Хусейна и Али подверглись разграблению.

В том же году ваххабитами был взят город Таиф (З. Н. Степанова, Борьба арабов за объединение Центральной Аравии…, стр. 153).

Турецкий историк 19 столетия Ахмет Джевдет Паша так описывает захват Таифа последователями Ибн Абдульваххаба:

«Ваххабиты собрали трофеи после захвата Таифа, эти трофеи были подобны высоким горам. Их только не интересовали книги, они были выброшены ими на улицы. Тысячи книг, среди которых были сборники Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, книги по исламскому праву, литературе, точным наукам, истории лежали под ногами захватчиков. Среди них были и книги с текстом Корана… Долгое время все они лежали на земле. 1/5 трофеев была отдана их главарю, все остальное было разделено среди этих дикарей (Târih-i Cevdet, VII, 206 (VII, 262-263).

В апреле 1803 года саудиты вошли в Мекку (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 73). Все могилы и гробницы сподвижников, святых и мучеников за религию, находившиеся в Мекке и ее окрестностях были уничтожены (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 77).

В 1805 году под контроль ваххабитов попадает Медина (Ибн Бишр, ч. 1, стр.135), где также были произведены зачистки «святых мест» и погребений, почитаемых мусульманами. Они было уже приступили к уничтожению могилы Пророка, мир ему, но как только кто-либо из них начинал копать или разрушать могилу с ним случалась какая-либо неприятность, или он получал травму или сходил с ума, по этой причине ваххабиты не смогли уничтожить могилу Пророка, мир ему.

Войдя в Медину, сын Абдулазиза Сауд собрал всех жителей и обратился к ним с речью, в которой в частности сказал:

«Сегодня ваша религия усовершенствована, сегодня Аллах доволен вами, Он даровал вам истинную веру. С сегодняшнего дня остерегайтесь склоняться к тому, чего придерживались ваши отцы и деды, а также остерегайтесь поминать их миром и молиться за них. Все ваши отцы умерли на многобожии… С этого дня не позволяется вам как раньше останавливаться у могилы Пророка и посвящать ему салаваты, это не по шариату… Каждый кто проходит мимо могилы пророка должен пройти при этом ничего не читая, а лишь, дав приветствие словами «ас-Саляму аля Мухаммад».

Теперь с приходом новой власти под началом Сауда жители Медины были обязаны верить и поклоняться Аллаху в рамках ваххабитского мировоззрения. Следование сунне Пророка, мир ему, также должно было осуществляться в рамках рекомендаций, предлагаемых ваххабитскими имамами. Все гробницы и надмогильные постройки, находящиеся внутри Медины и в ее окрестностях должны были быть снесены и сравнены с землей. Мухаммада бин Абдульваххаба отныне стоило воспринимать как обновителя религии, основавшего свою группу на основе вдохновения, полученного от Аллаха. В отношении людей, не принимающих ваххабитскую идеологию, полагалось применять жесткие меры, включавшие в себя, в том числе физическое устранение. Охрана города переходила в руки ваххабитов. Все жители Медины обязаны были подчиняться любым приказам нового эмира города в плане политики и религии, а также соблюдать все запреты, установленные им (Eyub Sabri, Târîh-i Vehhâbiyân, s. 135-136; Neşet Çağatay, “Vehhâbilîk”, İ.A., XIII, 266; Ecer, Târihte Vehhabi Hareketi ve Etkileri, s. 141).

К началу 19 столетия Диръийский эмират, возглавляемый саудитами, достиг пределов своего расширения. Власть Саудитов распространялась почти на весь Аравийский полуостров, им плати­ли дань даже султан Маската, имам Йемена, правители Хадрамаута. Эмиру Эд-Диръии подчинялись племена в зоне пустынь и полупустынь, подхо­дивших к землям Благодатного полумесяца.

Правитель Османского государства Махмуд 2 (1808-1839), осознавая растущую опасность нового государства, предписал наместнику Египта Кавалали Мухаммаду Али Паше принять необходимые меры по восстановлению порядка в регионе. Армия османов под предводительством сына Мухаммада Али Тосуна за период с 1812 по 1813 годы отвоевала у ваххабитов города Медину, Мекку и Таиф. Осенью 1813 г. Мухаммад Али с несколькими тысячами солдат лично прибывает в Джидду (Ибн Бишр, ч. 1, стр.163). В следующем году уходит из жизни эмир ваххабитов Сауд, его место занимает его сын Абдулла. В 1818 году командующий османской армией Ибрахим Паша берет в плен Абдуллу и его сыновей. Пленники были направлены в Стамбул, где были казнены. Так закончился первый триумфальный период ваххабизма.

Спасшийся бегством представитель боковой линии династии Саудитов Турки бин Абдуллах сумел создать второе ваххабитское государство в Неджде со столицей в Эр-Рияде. Это государство просуществовало с 1823 по 1891 годы. В последующие годы в Неджде происходили междинастические войны между Саудитами и династией Рашиди, управлявшая эмиратом Джебель-Шаммара, но, несмотря на это, потомок Турки бин Абдуллаха Абдулазиз бин Абдуррахман ас-Сауд смог возродить положение своей династии и воссоздать саудитское государство.

26 декабря 1915 г. британцы тогда уже вплотную занимавшиеся разделом территорий Османской империи подписали с Абдульазизом договор. Подписание состоялось на острове Дарин, находящемся против Эль-Катифа, поэтому договор называют или «даринским», или «катифским». Он был подписан Абд аль-Азизом и П. Коксом, британским политическим резидентом, а ратифицирован - вице-королем и губернатором Индии на совете в Симле в июле 1916 г. Накануне заключения договора между П. Коксом и Абд аль-Азизом, англичане сделали эмиру Эр-Рияда подарок - тысячу винтовок и 20 тыс. ф. ст. - и разрешили ему закупать военное снаряжение в Бахрейне.

Британское правительство признавало, что сюзеренитет Абд аль-Азиза «распространяется на Неджд, Эль-Хасу. Эль-Катиф и Эль-Джубайль, а также на зависимые от них территории». Статья третья договора предусматривала: «Ибн Сауд соглашается и обещает воздерживаться от переписки, соглашений или заключения договора с какой-либо иностранной державой или нацией». Статья четвертая гласила, что недждийский эмир не мог ни уступать, ни сдавать в аренду, в заклад или другим образом распоряжаться территориями или частью их, предоставлять концессию какой-либо иностранной державе или подданному иностранной державы без согласия британского правительства. Он обязался не вмешиваться в дела «территории Кувейта, Бахрейна, шейхов Катара и Оманского побережья». Таким образом, этот договор практически устанавливал протекторат Великобритании над Недждом и зависимыми от него территориями. Он вписывался в систему «Пакс Британника», которая должна была, по замыслу Лондона, установиться на большей части Ближнего Востока и, во всяком случае, во всей Аравии после войны. В обмен на заключенный договор Неджду впоследствии, с 1916 г., была установлена ежемесячная субсидия в размере 5 тыс. ф. ст., а также разовые поставки пулеметов и винтовок.

К 1918 году османские гарнизоны покинули Хиджаз. 8 января 1926 года султан Неджда Абдулазиз ибн Сауд был коронован в Заповедной мечети Мекки как король Хиджаза. 29 января 1927 года он принял также титул «король Неджда» (вместо прежнего «султан»). По договору в Джидде, подписанному 20 мая 1927 года, государство Абдулазиза было признано Великобританией и получило название «Королевство Неджд и Хиджаз» (Joseph Kostiner. The Making of Saudi Arabia, 1916–1936: From Chieftaincy to Monarchical State (Oxford University Press US, 1993).

23 сентября 1932 года регионы Неджд, Хиджаз, Эль-Хаса и Катиф были объединены в новое единое королевство, получившее название Саудовская Аравия. Абдулазиз бин Сауд являлся королем вплоть до своей смерти 1953 года.

Как видно из всего вышесказанного, успешной реализации проекта ваххабитского государства способствовало поражение османов в первой мировой войне, поддержка ваххабитских структур Английской короной и подрывная деятельность британской разведки. О деятельности британских спецслужб еще в самом начале зарождения ваххабизма сообщает книга под названием «Признания английского шпиона», выпущенная издательством «Hakikat - kitabevi» в конце 80-ых годов 20 столетия в Турции.

Ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Идеи ваххабизма также распространились по всему исламскому миру. Данное учение отличается своей жесткостью, фанатичностью, крайние ваххабиты обвиняют всех, кто не разделяет их позицию неверными. Сами себя они считают суннитами, последователями мазхаба Ахмада ибн Ханбаля, придерживаются мировоззренческих взглядов Ибн Таймии, отличая себя от других мусульман, называют себя «Муваххидун» - Единобожники. Сторонники ваххабизма считают, что они придерживаются идеологии «саляфов» - представителей первых поколений мусульман, поэтому они также называют себя салафитами, термин «ваххабит» они по отношению к себе не применяют. Они считают, что следование мазхабу Ибн Ханбаля в вопросах исламского права наиболее правильно, так как он придерживался пути тех ученых, которые при выведении религиозных решений основывались только на тексты Корана и сунны в отличие от ученых, придерживавшихся пути «ахлю-р-раи» - метода рационального рассуждения при вынесении религиозного решения, к таким ученым, например, относился Абу Ханифа. Мухаммада бин Абдульваххаба они признают Шейхуль-Исламом своего «мазхаба».

Несмотря на то, что ваххабизм, как идеология не помешала Саудовской Аравии достичь экономического роста и социальной стабильности, при импортировании идей ваххабизма в регионы, не отличавшиеся подобной стабильностью, происходило множество политических коллизий. Ваххабизм часто использовался и используется как фактор дестабилизации в каком – либо регионе или стране. В принципе, если верить османским и турецким источникам, изначально эта идеология создавалась для уничтожения огромного на тот момент государства - Османской империи. Ваххабизм был умело использован Англией для расшатывания политической ситуации на Аравийском полуострове.

Подводя итог, нужно сказать, что все - таки распространение данной идеологии в каком-либо регионе способствует увеличению напряжения в обществе, усилению межконфессионального раскола, а также появлению иных нежелательных последствий. Соответственно, для того, чтобы в регионе царил мир и спокойствие между представителями различных конфессий и национальностей, необходимо создавать и улучшать условия для возрождения «пророческого ислама» доваххабитского периода, так как учение Пророка Мухаммада, мир ему, направлено на созидание и установление мира на земле, а учение Мухаммада бин Абдульваххаба послужило причиной появления многих проблем в исламской умме.

Учение Пророка Мухаммада, мир ему, было даровано ему самим Всевышним, оно направлено на объединение мусульман на основе веры в истинность ислама. Учение Ибн Абдульваххаба на протяжении долгих лет внедряется в мусульманские сообщества разных стран и способствует развитию смуты среди верующих.

Да спасет нас Аллах от смут и раздора! Да убережет нас от всего того, что ведет к вражде и ненависти! Амин!


New Picture (1).png

Кладбище аль-Бакы в Медине до его уничтожения в 1925 году


New Picture (2).png

Гробница первой жены Пророка Мухаммада, мир ему, Хадиджы бинт Хувайлид (до разрушения)


New Picture (3).png

Современное состояние кладбища Даннатуль-Бакы в Медине

Источник:  alhakk

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме