Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

«И послали Мы тебе Коран, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они подумают»

«И послали Мы тебе Коран, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они подумают»

Сподвижники хорошо понимали содержание Корана, потому что и для них был понятным арабский язык своего времени. Но, несмотря на это, уже тогда среди сподвижников появились различия в уровне понимания тех или иных слов и оборотов речи, так как не все могли вникнуть в некоторые тонкости содержания Корана. Поэтому появилась необходимость правильно истолковывать коранические айаты.

Толкование Корана этого времени не имело письменной фиксации, поскольку письмо получило широкое распространение у арабов только во II веке хиджры (VII век). Тафсир все еще оставался одним из разделов хадисоведения. Толкование давали разрозненным айатам, без установленной последовательности, и пока еще не было толкования всего текста Корана.

Как среди сподвижников, так и среди тех, кто пришел после них, были прекрасные знатоки тафсира. Они собирали всё, что говорилось по тафсиру до них, а также занимались самостоятельными исследованиями. Тафсир тогда не охватывал весь текст Корана, ученые толковали только те места, которые были не понятны людям. Но постепенно, чем дальше уходили

времена Пророка, тем больше для людей по

являлось неясностей в тексте Корана, и ученым приходилось все больше и больше дополнять свои толкования. Наконец, тафсир стал полным, то есть толкованию подверглись все айаты Корана. Ученые при этом пользовались своими знаниями арабского языка, воспоминаниями о событиях, которые имели место при ниспослании тех или иных айатов, другими доступными средствами толкования.

Завоевания мусульман привели к тому, что многие ученые-сподвижники посланника Аллаха стали разъезжаться.

Там у них появились ученики, стали формироваться целые школы.

В самой Мекке сформировалась школа Ибн Аббаса. Наиболее известными представителями их являются: Сайд ибн Джубайр, Муджахид, Икрима, Таус ибн Кисан ал-Йамани, Ата ибн Аби Рубах.

В Медине более других прославилась школа Убаййа ибн Ка›ба. Наиболее известными представителями ее были Зайд ибн Аслам, Абу ал-’Алийа, Мухаммад ибн Ка’б ал-Карзи.

В Ираке сформировалась школа Ибн Мас›уда, которую ученые считают ядром «школы независимого мнения». Наиболее известными представителями этой школы являются Алкама ибн Кайс, Масрук, Ал-Асвад ибн Йазид, Мурра ал-Хамазани, Амир аш-Ша›аби, Ал-Хасан ал-Басри, Катада ибн Даама ас-Садуси.

Письмо среди арабов стало распространяться к концу правления Омеййадов и в начале правления Аббасидов, то есть в середине VIII века. В первую очередь письменной фиксации подверглись хадисы. Хадисоведение стало подразделяться на несколько направлений. Тафсир стал одним из них, но он не стал всеобъемлющим в тот момент, то есть не охватывал Коран целиком со всеми сурами и айатами.

Наряду с исследованием хадисов, интерес ученых, прежде всего, был обращен к тафсиру, восходящему к высказываниям Пророка (да благсловит его Аллах и приветствует), его сподвижников и их последователей. Во главе их стояли Йазид ибн Харун ас-Салми, Шу›аба ибн аль-Хаджжадж, Ваки ибн аль-Джаррах, Суфйан ибн Уйайна, Раух ибн ‹Ибада ал-Басри, ‹Абд ар-Раззак ибн Хумам, Адам ибн Абу Ийас, ‹Абд ибн Хамид и др.

Уже вслед за этими авторами пришли знатоки, которые выделили тафсир в отдельную науку, существующую вне хадисоведения, и стали сочинять отдельные сочинения по тафсиру. Они стали толковать Коран, следуя порядку сур, установленному при письменной фиксации текста. Таковыми стали Ибн Маджа, Ибн Джарир ат-Табари, Абу Бакр ибн аль-Мунзир ан-Нисабури, Ибн Абу Хатим, Абу аш-Шейх ибн Хаббан, Аль-Хаким, Абу Бакр ибн Мурдавайх.

Толкования вышеупомянутых авторов содержат в себе высказывания

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижников, их последователей, последователей последователей, к которым эти ученые иногда добавляют свое мнение, делают свои выводы, вводят грамматические пояснения. Наиболее ярким примером такого рода является тафсир Ат-Табари, который пользуется большим авторитетом среди мусульман.

В это же время появились исследователи, которые уже не стали приводить цепочку передатчиков, подкрепляя этим мнения различных ученых. Ими вводились не всегда верные толкования, что привело к некоторым ошибочным суждениям.

По мере развития научной мысли среди мусульман появлялось все больше письменных сочинений, возникали новые разделы мусульманской науки. Тогда же стали проявляться различия во мнениях, особенно с развитием калама, то есть традиции высказывать суждения на религиозно-философскую тему, затем обозначились крайности в точках зрения у последователей разных мазхабов. Умозрительные заключения философов стали смешиваться с преданиями, всё больше стали проступать личные, общественные и научные пристрастия последователей тех или иных взглядов. Всё перечисленное отразилось на исследованиях по тафсиру.

Ранние работы по комментированию Корана. Наиболее известные комментирования Корана.

Тафсир ас-Самарканди, составленый Абу ал-Лайсом ас-Самарканди (ум. 373/983) под названием «Бахр аль-‘улюм», содержит много сообщений сахабов и таби’унов, но не снабжен иснадом.

Тафсир ас-Са’лаби, составленный Ахмадом б. Ибрахимом ас-Са’лаби ан-Найсабури (ум. 383/993) под названием «Аль-кашф ва-ль баян ‘ан тафсир ва-ль Куран», местами снабжен иснадом, содержит некоторые недостоверные рассказы и истории.

Тафсир аль-Багави, составленный Хасаном б. Мас’удом аль-Багави (ум. 510/1116) под названием «Ма’алим ат-танзиль», представляет собой сокращение ас-Са’лаби со всеми его недостатками, но с большим акцентом на достоверность хадисов.

Тафсир Ибн Касира, составленный Исма’илом б. Амром б. Касиром ад-Димашки (ум. 774/1372) под названием «Тафсир аль-Куран аль-‘азыйм», один из наиболее известных трудов по тафсиру, возможно второй по значимости после Табари, в котором сосредоточено больше внимания на достоверности сообщений, в частности, исключены все посторонние влияния, такие как исраилият, и в деталях рассматривается иснад каждого сообщения, что делает его одним из ценнейших трудов по тафсиру. В большей степени прибегает к использованию тафсир аль-Кур’ан би-ль Кур’ан, отсылая читателя к другому айату, относящемуся к обсуждаемой теме.

Тафсир ас-Суюти, составленный Джалал-ад-Дином ас-Суюти (ум. 911/1505) под названием «Ад-дурр аль-мансур фи-т-Тафсир би-ль масур».

Ниже приводятся несколько книг класса «тафсир би-р-ра’й»:

«Аль-Кашшаф» Абу-ль Касыма Махмуда б. ‘Умара аз-Замахшари (ум. 539/1144), один из известнейших трудов по тафсиру, основанный на му’тазилитском подходе и даже задуманный как образцовый труд по му’тазилитскому тафсиру, в котором много внимания уделяется арабской грамматике и лексикографии как средствам интерпретации, и несколько меньше внимания отводится иснаду.

«Мафатих аль-гайб» Мухаммада б. ‘Амр аль-Хусайна ар-Рази (ум. 606/1209). Один из наиболее исчерпывающих трудов по тафсир би-р-ра’й, охватывающий также многие области, лежащие за пределами актуального пространства экзегезы, известные как тафсир аль-кабир.

«Анвар ат-танзиль» ‘Абдуллаха б. ‘Умара аль-Байдави (ум. 685/1286), переложение Замахшари, дополненное новым материалом, чтобы создать противовес му’тазилитской позиции «Аль-Кашшаф».

«Рух аль-ма’ани» Шихаб-ад-Дина Мухаммада аль-Алуси аль-Багдади (ум. 1270/1854), критикует недостоверные сообщения; считается одним из лучших образцов тафсир би-р-ра’й.

«Тафсир аль-Джалалайн» Джалал-ад-Дина аль-Махалли (ум. 864/1459) и Джалал-ад-Дина ас-Суюти (ум. 911/1505)

небольшой труд по тафсиру, который содержит только краткие примечания к различным отрывкам Корана.

Основы комментирования Корана.

При толковании Корана специалисты обычно следуют определенным этапам толкования Корана, а именно (по порядку):

1. «толкование Кораном». Толкование слов или выражений в Коране посредством самого Корана, когда значение данного слова/выражения интерпретируется таким же словом/выражением в другом месте в Коране.

2. «толкование Сунной». Применяется в том случае, если толкование делалось самим пророком Мухаммадом (да благословит его аллах и приветствует).

3. «толкование сподвижников». Комментарии сподвижников и современников пророка Мухаммада (да благословит его аллах и приветствует).из числа мусульман относительно тех или иных слов, выражений в Коране.

4. «толкование учеников сподвижников». Комментарии мусульман, пришедших после смерти пророка Мухаммада (да благословит его аллах и приветствует) и перенявших от самих сподвижников.

5. «толкование Корана в языковом значении». Толкование слов или выражений в Коране посредством лингвистической интерпретации с позиции доисламского арабского языка.

Р.Р. Фаизов, «Комментирование 30-й части Корана», Казань 2016

Источник:  al-hakk

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме