Текущее время
Сегодня Среда 24 Октября 2018 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 05:21

Восход 07:30

Зухр 12:26

Аср 15:16

Магриб 17:16

Иша 18:58

Введите ваш эл.адрес:

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел даже самым незначительным, пусть это даже будет радостный взгляд на своего товарища» («Сахих» Муслима)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Залогом межконфессионального мира должно стать добрососедство

Залогом межконфессионального мира должно стать добрососедство

Мир столкнулся со страшной угрозой, название которой – терроризм. Для борьбы с терроризмом и идеологией экстремизма задействованы все органы власти, правоохранительные органы, спецслужбы, общественные, религиозные и образовательные организации.

До недавнего времени, к сожалению, считалось, что основная угроза терроризма на территории Российской Федерации исходит от последователей ислама. Данный стереотип сложился у российского обывателя из-за большого количества вооруженных конфликтов на протяжении последних двадцати лет, постоянно возникавших на территории северокавказских республик. С началом сирийского конфликта СМИ и эксперты, наконец, начали проводить некую разделительную линию между последователями так называемого «чистого ислама» и традиционным миролюбивым учением Пророка Мухаммада, мир ему. Это позволило правоохранителям и ведомствам, ведущим работу по выявлению и ликвидации полевых командиров и членов бандгрупп, сузить поиски.

Конечно, необходимо учитывать тот факт, что современная концепция традиционного ислама была принята (частично разработана) представителями официального исламского духовенства России. При помощи данной концепции представителям традиционного направления ислама удалось отмежеваться от всех нежелательных элементов, распространяющих смуту среди российских граждан.

Но все-таки хотелось бы заострить внимание на том, что многие представители псевдоисламских террористических и экстремистских организаций, использующих в своей пропаганде искаженные аспекты исламской религии, по большей части являются выходцами из традиционной мусульманской среды.

Здесь возникает справедливый вопрос, что же заставляет молодых мусульман оставить заветы предков?

Чтобы ответить на него, нужно вспомнить историю этноконфессиональных отношений, прежде всего мусульманского и христианского мира. Сам пророк Мухаммад с большим уважением относился к последователям христианства. Ярким примером тому является фирман Пророка – охранная грамота, дарованная служителям христианского монастыря Святой Екатерины, расположенного в центре Синайского полуострова в Египте. Текст грамоты гласит: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Данное писание написано Мухаммадом бин Абдуллой всем людям, благовествуя и увещевая их об обещании Аллаха, о том, что предстоит спрос людей после того, как им были посланы посланники Божьи. Аллах могущественный, мудрый. Это писание написано (Мухаммадом) для своей общины и для всех, кто исповедует христианскую религию на востоке и на западе, для тех, кто вблизи из них, и тех, кто вдалеке, для почетных из них и невежественных. Кто из моего народа дерзнет нарушить мое обещание и клятву, которая содержится в настоящем соглашении, нарушает завет Аллаха, действует вопреки клятве и будет противником веры, ибо он становится достойным проклятия, будет ли он правителем или кем-либо другим из верующих мусульман. Всякий раз, когда кому-либо из монахов в своих путешествиях случится остановиться на любой горе, холме, в деревне или другом жилом месте, на берегу моря или в пустынях, в любом монастыре, церкви или молитвенном доме, я буду среди них, как хранитель и защитник их, их товаров и вещей, с моей душой, помощью и защитой, совместно со всеми людьми моего народа; потому что они часть моего народа, и честь для меня».

Из текста письма видно, что пророк Мухаммад всеми силами старался сблизиться с представителями данной, на тот момент, пожалуй, самой многочисленной конфессией во всем мире.

В ходе увеличения мусульманского государства все аспекты отношений мусульман к иноверцам, установленные пророком Мухаммадом, полностью соблюдались, что помогло мусульманской администрации на протяжении всего существования халифата праведных сподвижников, омейадского и аббасидского халифатов находить общий язык с местным христианским населением.

Впоследствии многие из жителей регионов, вошедших в состав стремительно растущего мусульманского государства, переходили в ислам, но при этом последователи пророка Мухаммада не уничтожали памятники христианской культуры. Ярким примером тому может служить случай, произошедший в Дамаске со вторым праведным халифом Умаром бин Хаттабом.

В сентябре 635 года после 6-месячной осады капитулировал Дамаск. Халиф Умар осматривал город. И когда он подошел к главному христианскому храму, наступило время совершения предписанной молитвы. Халиф собрался молиться, христианские священники предложили правителю правоверных помолиться в храме, на что Умар ответил следующим образом: «Если я сейчас совершу молитву внутри вашего храма, тогда мусульмане превратят его в мечеть». После этих слов он совершил молитву снаружи.

Несмотря на тяжелые бои, шедшие между византийскими и мусульманскими войсками, халиф Умар, будучи умелым политиком, всегда умел найти компромисс с представителями христианского духовенства. Так, когда в 636 году мусульманские войска после 4-месячной осады овладели Иерусалимом, халиф Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождение храма «Гроба Господня». Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо. Софроний привел Умара на эту гору и рассказал о ее истории. Халиф расчистил груды мусора, упал на колени и помолился.

Подобное дружелюбное отношение между правительством халифата и высшим христианским духовенством продолжалось вплоть до начала первых крестовых походов, организованных католической церковью. Но тогда ближневосточные христиане сами стали жертвой политических игр западных держав того времени, даже в некотором роде разменной монетой при разделе захваченных у мусульман территорий.

Как отмечают современные историки - Жак Ле Гофф, Уотт У. Монтгомери и другие - именно период крестовых походов стал неким переломным моментом во взаимоотношениях представителей христианского и мусульманского мира, Востока и Запада. Все злодеяния, совершенные армиями европейских монархов, полностью подорвали авторитет католической церкви в глазах мусульман Ближнего Востока и Африки. После ухода крестоносцев понадобилось немало времени, чтобы восстановить нормальные дружеские отношения между мусульманским и христианским населением этих регионов.

Но, несмотря на все военные и политические потрясения, происходившие на данной территории, мусульманским правителям даже в столь трудные времена удавалось сохранить хрупкий мир между своими мусульманскими и христианскими подданными. Свидетельством тому является то, что даже во время войн между крестоносцами и мусульманскими войсками, когда населенные пункты попеременно переходили из одних рук в другие, все христианские святыни Иерусалима, Назарета, древние церкви и монастыри оставались неприкосновенными для последователей ислама. Подобное благосклонное отношение к христианской общине Ближнего Востока, а впоследствии Балканского полуострова, Кавказа, Крыма и других территорий продолжалось и во времена владычества Османов.

Если говорить о взаимоотношениях христиан и мусульман на территории современной России, то стоить вспомнить историю Золотой Орды, в столице которой напротив ханского дворца находился православный храм и действовала православная епархия.

Свои коррективы во взаимоотношения этих двух конфессий внесла война между Казанским ханством и Московией, окончившаяся падением мусульманской Казани. Последовавшая после этого политика христианизации автохтонного населения Поволжья привела к большому оттоку беженцев в соседние регионы. Желая успокоить воинствующее население данных территорий, в 1788 году Екатерина II подписывает указ о создании Магометанского духовного собрания с центром в Уфе. Со временем данный орган превратился в авторитетный духовный центр, объединивший вокруг себя разбросанных по территории всей империи российских мусульман.

В 1990-х годах на осколках СССР возникают независимые государства, суверенные национальные республики со своими президентами, конституциями и системами управления. Рост национализма в бывших советских республиках привел к кровавым столкновениям и конфликтам, тысячи русскоязычных граждан вынуждены были покинуть обжитые места. На волне гласности и «вседозволенности» в городах среднеазиатских республик начали проводить пропагандистскую работу зарубежные миссионеры. Их религиозные воззрения в корне отличались от тех мировоззренческих направлений, которые исповедовались местным населением, но эмиссарам из-за границы быстро удалось привлечь на свою сторону не имевшую идеологического стержня молодежь. Ситуация усугублялась всеобщим экономическим упадком и социальной неудовлетворенностью общества.

Тогда же под видом беженцев и трудовых мигрантов члены экстремистских организаций начали проникать и на территорию России. В местах компактного проживания мусульманского населения на спонсорскую помощь из-за границы строились мечети и другие общественные здания, где среди прихожан пропагандировали ваххабизм и настраивали их против действующей власти.

Подобными вербовочными центрами в Среднем Поволжье считались закрытое в 2001 году медресе «Юлдуз» в Набережных Челнах и бугурусланское медресе в Оренбургской области. Нередко выпускники подобных медресе поступали в зарубежные религиозные учебные заведения, откуда возвращались с искаженными понятиями об исламе, распространителями чуждых для мусульман России идей.

Часто пропагандисты использовали метод, при котором в душах этнических мусульман они пытались вызвать злобу и чувство мести в отношении своих «врагов», которые отняли у них государственность, территорию, угнетали их предков.

Развитие любой империи влечет за собой поглощение ею более мелких стран и народов, но в то же время мусульмане должны осознавать, что вооруженный конфликт и гражданская война никогда не решали проблем, не помогали решить их ни в прошлом, не помогут и в современности. Сторонники радикальных идей пытаются подтолкнуть последователей ислама к каким-либо акциям, направленным против власти и против иноверцев. Кто-то в результате достигает своих низменных целей, а простой народ умирает под бомбежками и переживает множество лишений.

Пропагандисты, действовавшие на территории национальных республик с мусульманским населением, призывали молодежь вернуться к своим религиозным истокам, но в то же время они призывали к этнической и религиозной ненависти. Данная пропаганда достигала цели, так как к моменту развала Советского Союза мусульмане России не имели ни системы религиозного образования, ни действующих мечетей. Не было никого, кто мог бы аргументированно доказать своим соплеменникам ошибочность и недостоверность предлагаемой религиозной информации. В постсоветском обществе образовался идеологический вакуум, который заполняли различные идеи, пришедшие из разных стран и импортированные в страны СНГ с разной целью.

Конечной целью всех структур, спонсировавших и курировавших всевозможных псевдорелигиозных проповедников и пропагандистов, скорее всего, было то же, что и в Югославии. Три народа, населяющих эту страну, имеющих общее происхождение и общий язык, сошлись в бою на почве этнорелигиозной ненависти. Боснийцы мусульмане, хорваты католики и сербы православные, веками жившие вместе, с 1992 по 1995 годы уничтожали друг друга.

Молодые мусульмане уходят в ряды ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), желая принять участие в возрождении халифата – якобы страны справедливости, братства и мира. Человеку, ставшему на путь духовного развития, трудно жить в обществе, в котором распространены обман, ложь, разврат, пьянство и другие пороки современной жизни. Именно духовной чистотой завлекают обретших веру молодых ребят в ряды ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Многие впоследствии осознают, что они сделали неправильный выбор, но это осознание порой приходит очень поздно, когда пути назад уже нет.

Практически во всех регионах Российской Федерации проходит большое количество конференций и форумов, на которых эксперты, ученые, представители духовенства рассуждают о том, как воспрепятствовать вовлечению молодых людей в ряды террористических организаций, не хотелось бы еще больше омрачать существующую картину, но на наш взгляд, очень многое упущено.

Пропагандистская машина запущена, схема вербовки отработана. Все, что мы можем сделать, - не допустить дальнейшего распространения идей экстремизма в обществе.

Рассуждая об этом, прежде всего нужно осознать, что любое притеснение представителя какой-либо религиозной конфессии неизбежно ведет к зарождению в его душе ненависти к людям, окружающим его, к существующему политическому строю и обществу, в котором он живет. Поэтому мы считаем, что вместе с той профилактической работой, которая проводится среди мусульманского населения, должна так же активно вестись работа среди всех граждан. Мы пришли к такому выводу в ходе наблюдения за взаимоотношениями между верующими мусульманами и людьми иной религиозной принадлежности.

В ходе бесед с приверженцами ислама становится ясно, что до полной межрелигиозной гармонии нашему обществу очень далеко. В первую очередь ксенофобское настроение на себе ощущают девушки и женщины, носящие хиджаб. Нередки случаи, когда на улице или в общественном месте им приходится слышать унизительные высказывания относительно своих религиозных воззрений. Данное обстоятельство доказывает, что часть граждан страдает банальной безграмотностью, являющейся одной из причин радикализации мусульманской молодежи.

Мы вынуждены согласиться, что времена политики интернационализма далеко позади и сейчас общество все больше разделяется по религиозному, языковому и этническому признакам. Верующие люди, в первую очередь мусульмане, все больше отдаляются от светского общества и замыкаются в своих сообществах, где они впитывают только определенные идеи и определенную информацию. Все это не может не вызывать опасений, так как молодежь, воспитанная в отчуждении, никогда не сможет стать полноценной частью социума и даже наоборот, у нее есть все возможности стать орудием в руках манипуляторов.

В Тюменской области делается все для того, чтобы наладить диалог между светской частью общества и религиозными деятелями. Несомненно, диалог между двумя различными полюсами социума поможет избежать многих конфликтных ситуаций и обеспечит межрелигиозный мир в регионе. В тоже время мы считаем, что всем заинтересованным структурам стоит обратить более пристальное внимание на религиозных деятелей, выпускников зарубежных учебных заведений. Как уже было сказано, они пользуются строго определенной информацией религиозного характера, на основе этого они формируют идеологическое сознание у своих последователей, что не всегда может способствовать сближению членов отдельно взятой общины как со своими единоверцами, так и с согражданами иных конфессий. На наш взгляд, было бы полезным по линии духовных управлений региона рекомендовать данной категории священнослужителей, помимо зарубежного религиозного образования, также получить и светское, что, по нашему мнению, будет способствовать их более эффективной социализации. Результатом такого подхода должно стать полное искоренение религиозной и иной неприязни со стороны последователей ислама в отношении своих сограждан иной веры и наоборот.

Большая работа в этом направлении проводится Тюменским государственным университетом, Комитетом по делам национальностей и Духовным управлением мусульман Тюменской области.

В результате совместной работы данных организаций, заключающейся в проведении ежеквартальных курсов повышения квалификации для имамов Тюменской области, удалось переломить ситуацию во многих мусульманских приходах региона. Только за последние два года, при помощи приглашенных богословов и исламоведов из Казани, Уфы и Москвы удалось донести до активной части тюменского мусульманского сообщества основы традиционного ислама и разъяснить им несостоятельность идеологии радикальных организаций.

Это лишний раз доказывает, что лучшим методом профилактики идей экстремизма является просвещение в рамках межконфессионального диалога. Только когда представители разных конфессий, представители власти и научного сообщества будут слышать друг друга, будут взаимодействовать между собой в области профилактики идей экстремизма среди граждан страны, удастся разрушить угрозу распространения экстремизма. Эта преграда должна состоять из дружбы и взаимопонимания всех слоев общества. Ни один гражданин России не должен ощущать давления и притеснения из-за своих религиозных чувств и своего происхождения.

Борьба с идеологией экстремизма должна вестись на всех уровнях, в этом должен принять участие каждый гражданин России. В вузах, ссузах, школах, храмах, в семье должны разъясняться основы уважительного отношения к представителям иных культур. Сплочение общества на основе патриотизма, гарантирующего проявление уважения ко всем традиционным религиям и культурам, станет залогом мирного сосуществования.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk

Возврат к списку статей


Материалы по теме: