Четверг 18 апреля 2024 г.
Фаджр
02:31
Восход
05:20
Зухр
12:41
Аср
17:31
Магриб
19:54
Иша
22:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Поминание Всевышнего и Его прекрасные имена

Поминание Всевышнего и Его прекрасные имена

Всевышний Аллах, обращаясь к верующим в Коране, говорит: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас; будьте благодарны Мне и не будьте отрицающими Меня!»[1].

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ

Тем самым наш Преславный Господь обращается к нам: «Вспоминайте Меня, если вы будете Меня поминать, то и Я, непременно, буду помнить о вас. Благодарите Меня за дарованные вам блага, но никогда не забывайте об этом, не впадайте в неверие».

Поминание Всевышнего – «зикр» – великое дело. Ведь даже молитва-намаз имеет целью поминание Творца. Сказано же в Коране: «…Поклоняйся же Мне и совершай молитву дабы поминать Меня!»[2]. Часто жизненные перипетии, разного рода обстоятельства подводят человека к тому, что он забывается и этот мир поглощает его так, что тот, бывает, может вовсе забыть, кем он является. Именно по этой причине Преславный Господь предписал сынам Адама совершать пятикратный намаз.

قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

تُولِجُ اللَّيْلَ فِي الْنَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الَمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

Возникает вопрос: как же совершать зикр, раз ценность его велика? Этому нас учит Сам Всевышний: «Скажи: «О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь, возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке - благо; Ты над каждой вещью мощен! Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь и выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого, и питаешь, кого пожелаешь, без счета!»[3]. То есть, этим кораническими строками Всевышний учит нас молиться, то бишь обращаться к Нему, поминать Его, обращаясь к Его эпитетам, могуществу. Аллах не учит нас обращаться к Нему, прося имущество или материальные блага, ведь человек, обретая их, подвергается риску расточительства, а далее и спросу в День Великого Суда. В конце же, как учит наш Творец, необходимо упомянуть о том, что и хорошее, и плохое – от Него, и всё происходит в рамках Его могущества. Относительно этого Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: نِعْمَ الْمَالُ الصَّالِحُ لِعَبْدِ الصَّالِحِ.

«Как прекрасно благое имущество в руках праведного раба»[4]. Если какое-то имущество, являясь разрешенным, попало в руки непутевого человека, будь оно наследством или чем-нибудь другим, то при использовании его на неразрешенном пути, человек навлекает на себя беду – гнев Аллаха. Если же нет, то и нет греха. Поэтому необходимо понять, что дает и забирает Всевышний, ценно пред Ним не всегда то, что ценно пред нами. Бывает, что даже пьяница, лежащий возле забора, ценнее нас пред Аллахом. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالخَوَاتِمِ.

«Поистине, дела оцениваются по окончанию»[5]. Сегодня, будучи молодым, гордым и напыщенным, знай и помни: тебя ожидает встреча с Творцом. Ладно, будешь ты гордиться своими намазами, постами, мечетями, что воздвиг, и своими праведными делами сейчас, а примет ли Аллах их у тебя? Допустим, не принял, хотя в твое имущество и не зашел харам, но ты совершал деяния ради хвастовства перед другими: построив мечеть, повесил на ее дверь доску со своим именем, – тогда не лучше ли было тебе построить какой-нибудь киоск, чем мечеть? Все дела, выполняемые тобой, должны быть преследовать лишь довольство Всевышнего. Только тогда они будут приняты и наш Преславный Господь воздаст нам из щедрот Своих. Вот поэтому Аллах и призывает нас молиться и делать зикр.

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا (35)

В тоже время хвалит поминающих: «Поистине, мусульмане и мусульманки, верующий и верующая, обратившийся и обратившаяся, верный и верная, покорный и покорная, дающий и дающая милостыню, постящийся и постящаяся, хранящий свое целомудрие и хранящая, поминающий и поминающая Аллаха много, - уготовил им Аллах прощение и великую награду!»[6]

وَلَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ ۝ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ

А в другом месте говорит: «Ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле, и кто у Него - те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают. Они восхваляют ночью и днем неустанно, не ослабевая»[7]. Те люди, что постоянно находятся в служении Господу, они никогда не устают, не становятся высокомерными. В то время как некоторые, считая себя излишне праведными, говорят: «Пускай намаз совершают вон те, а постятся эти – им нужнее, ведь мы уже прошли через это, и нам можно и не выполнять. Мы познали Всевышнего» – и задирают нос выше некуда. И им в головы даже мысли не придет, что совершенные ими дела тщетны.

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подошел один из его сподвижников и попросил научить делать ду‘а (молитву). Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) учит его этим словам: «О Аллах, мой Господь, истинно Ты дающий и забирающий». И говорит, что это – Аллаху. Сподвижник, оторопев, спрашивает: «А что же мне?». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «О Всевышний, прости меня!» И говорит: «Это – тебе. Произнося первое выражение – хвали Аллаха, а говоря второе – проси у Него». Также по смыслу аята люди только тогда преуспеют, когда будут считать свое поклонение важным только пред Аллахом, тем самым не будут опозорены в День Суда.

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

В другом аяте говорится: «Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»[8]. Если люди познают эту великую истину, Аллах ни на долю секунды не оставит их, если они обращаются к Нему с полнотой веры, то Он не опозорит их никогда. После того как люди познают единство Творца, то пусть покорятся Ему. Пусть объявят себя рабами Всевышнего. А что делает человек, когда становится рабом кого-нибудь? Месит раствор, таскает кирпичи, копает землю – выполняет все, что повелевает хозяин. Нужно ли Всевышнему от нас такое?! Быть рабом Аллаха, значит на протяжении суток есть, пить, спать, отлучаясь от жизненных проблем, совершать пятикратный намаз, поднимая руки произносить «Аллах велик!» и просить: «О, Господь, нет у меня ни топора, ни лопаты, ни молотка и даже ложки. Я приступаю к намазу «Аллах велик!». Ты превыше всего в этом мире, о, наш Господь!». Приступать к молитве и поминать Творца. Вот это и есть рабство в исламе. А можно ли совершать неугодные Аллаху деяния между намазами? Хоть сутки напролет совершай, но нельзя. Однажды группа сподвижников (да будет доволен ими Аллах) подошли к женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и начали интересоваться насчет поклонения и деяний, которые совершает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Услышав ответ, они начали говорить: «Куда же нам до него». И сказал один из них: «Я буду совершать намаз ночи напролет». Другой: «Я буду поститься всю оставшуюся жизнь». Третий: «А я никогда не женюсь». Узнав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отругал их. Поэтому нельзя только совершать намаз в течение суток. Но необходимо всегда помнить об Аллахе, совершая свою работу, кушая думать о разрешенности или неразрешенности продуктов. Аллах Всевышний продолжает:

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ ۝ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُم بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ ۝ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى وَهُم مِّنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ ۝ وَمَن يَقُلْ مِنْهُمْ إِنِّي إِلَهٌ مِّن دُونِهِ فَذَلِكَ نَجْزِيهِ جَهَنَّمَ كَذَلِكَ نَجْزِي الظَّالِمِينَ ۝

«Они сказали: «Взял Милосердный для Себя ребенка». Хвала Ему! Да, это - рабы почтенные. Не опережают они Его в слове, и по повелению Его они действует. Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут. А кто скажет из них: «Я - Бог помимо Него», - тому Мы воздадим геенной. Так Мы вознаграждаем неправедных!»[9]. Некоторые утверждают, что сыном Аллаха является пророк Иса (мир ему), а некоторые в разряд сынов Аллаха записывают ангелов. Аллах Всевышний говорит: «О, вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого - люди и камни. Над ним - ангелы, грубые, сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано. О, вы, которые не веровали! Не извиняйтесь сегодня. Вам воздается только за то, что вы делали»[10]. В другом месте: «Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!»[11]. Если так, то двух ангелов, что несут службу на наших плечах, определил нам наш Преславный Господь. Да и остальные тысячи миллионов ангелов приставлены Аллахом людям, чтобы выполнять по Его воле определенные обязанности. Далее Всевышний говорит: «Ухищрялись те, которые были до них, и Аллах погубил их здание от основания. И упала на них сверху крыша, и постигло их наказание оттуда, откуда они и не знали. Потом в день воскресения унизит их Он и скажет: «Где сотоварищи Мои, о которых вы препирались?». Скажут те, которым даровано ведение: «Поистине, позор и зло сегодня для неверующих!» - тех, которых ангелы упокояют несправедливыми к самим себе. Они приносят покорность: «Мы не делали зла!». Да, поистине, Аллах знает, что вы делали! «Войдите же во врата геенны, - для вечного пребывания там! Скверно пребывание возгордившихся!»[12]. Преступали ли ангелы предел дозволенного? Кем был Иблис? Он давал уроки ангелам. В один миг, хотя и не ставил себя рядом со Всевышним, но начал пререкаться с Ним, спорить, тем самым и был отлучен от Его милости. Тоже касается и людей, что стремятся занять место Творца.

В одном из хадисов пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Поистине, произнесение слов «а если бы» открывает пути наущения для шайтана»[13]. Пророк предостерегает нас и тем самым говорит, чтобы мы были внимательны даже в словах, которые на первый взгляд и не выглядят столь важными. Не говорите: если бы не залаяла собака, я бы не проснулся и не поймал бы этого бандита, в следствие чего мой дом бы «обчистили»; если бы я не дал «гостинца» тому-то и такому-то, мой ребенок не поступил бы в институт и т.д. Если же человек, не переставая будет говорить «а если так, а если сяк», то по словам Пророка в сердце его утвердится шайтан, который при дальнейшем употреблении данных слов все прочнее и прочнее будет захватывать вас. Как мы знаем, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всего один раз забыл сказать: «Ин-шаа-Аллах» («Если на то будет воля Аллаха»). Давайте вспомним. Однажды к Пророку подошли ученые мужья из числа иудеев и спросили насчет обитателей пещеры («Асхаб уль-кяхф»), тогда Пророк сказал, чтобы те пришли завтра и забыл сказать заветное слово («ин-шаа-Аллах»). По преданию после этого Джабраиль (мир ему) пятнадцать дней не спускался к Пророку с откровениями[14]. Иудеи же и многобожники, пользуясь моментом, начали посмеиваться: «Ну что? Бросил тебя твой «шайтан»? Ничего не можешь сказать?». И только после пятнадцати дней Всевышний послал Джабраила (мир ему) с посланием:

وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَدًا ۝إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ ۚ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَىٰ أَن يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَٰذَا رَشَدًا (24)

«Не говори ни о чем: «Я это сделаю завтра» без того, что пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда ты забудешь, и скажи: «Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте».»[15].
Отсюда видно, что человеку необходимо даже в самых простых делах, в выполнении которых он и не сомневается, полагаться и уповать на Аллаха, что же говорить о трудных делах.
قال رسول الله صلى الله عليه و سلم أكثروا ذكر الله حتى يقولوا مجنون

В другом хадисе Пророк говорит: «Больше поминайте Аллаха, пока окружающие не скажут, что вы – сумасшедший»[16]. Не бойтесь прослыть среди людей сумасшедшим. Постоянно начинайте дела с «бисмиллях». Покушал, так прочти ду‘а после еды! На дороге, в кафе – мусульманин нигде не должен стыдиться обращаться к Творцу. Как же так? Читая намазы дома, соблюдая пост, мы боимся поднимать руки и просить у Аллаха среди людей?! Так не должно быть! Зикр, поминание Всевышнего, – не есть что-то постыдное. Зикр – это то, что поднимает цену человека пред Аллахом, делает его примером для остальных. Вот поэтому пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и говорит «пусть думают, что вы сумасшедшие», но не переставайте поминать Аллаха. Как ни странно, но всегда получается, что грешник грешит безо всякого стеснения, а благое дело совершить человек всегда боится. Интересно чем страшнее и отвратительнее грех, тем больше его делают напоказ, даже целые гей-парады собирают.

Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал:

عن ابي هريرة رضي الله قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إنَّ لِلَّهِ تَعَالى تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً إلَّا وَاحِدَةً، مَنْ أحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ.

«Поистине, у Аллаха 99 имен. Сто без одного. Кто повторяет их, тот войдет в Рай»[17].

Как мы видим, у Всевышнего есть 99 имени, посредством которых Он дает нам о себе знать, но есть еще множество Его имен, которых мы не знаем. На благодати этих имен держится весь мир. Посмотрите на какой-нибудь завод, там есть множество должностей (директор, инженер, начальник пожарной безопасности и т.д.), каждая из которых несет в себе какую-нибудь функцию поддержания порядка, также и имена Всевышнего, выполняя разного рода функции поддерживают существование данного мира. И говорится в Коране: «Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!»[18] Он – Аллах, Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Дарующий мир и благополучие, Оберегающий, Спаситель, Могущественный, Подчиняющий, Превосходящий, Размеряющий, Создатель, Формирующий, Снисходительный, Господствующий, Даритель, Наделяющий, Разъясняющий, Всезнающий, Ограничивающий, Увеличивающий, Принижающий, Возвышающий, Усиливающий, Ослабляющий, Всеслышащий, Всевидящий, Судья, Справедливейший, Проницательный, Сведующий, Спокойный, Великолепный, Милующий, Благодарный, Всевышний, Великий, Хранитель, Поддерживающий, Достаточный, Величественный, Щедрый, Смотритель, Отзывчивый, Всеобъемлющий, Мудрейший, Любящий, Славный, Воскрешающий, Свидетель, Настоящий, Доверенный, Всесильный, Непоколебимый, Друг, Достохвальный, Учитывающий, Основатель, Возвращающий, Оживляющий, Умерщвляющий, Живущий, Самостоятельный, Богатый, Наиславнейший, Единый, Постоянный, Могучий, Всемогущий, Приближающий, Отдаляющий, Первый, Последний, Явный, Сокровенный, Правитель, Превознесенный, Добродетельный, Принимающий, Карающий, Прощающий, Сострадающий, Царь Царствия, Обладатель Величия и Радушия, Справедливый, Объединяющий, Самодостаточный, Ограждающий, Сокрушитель, Благотворитель, Просветляющий, Ведущий, Творец, Вечный, Наследник, Правильный, Терпеливейший.

عن بريدة رضي الله عنه قال: أنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم سَمِعَ رَجُلًا يَقُولُ: اللَّهُمَّ إنِّي أسْأَلُكَ بِأَنَّكَ أنْتَ اللهُ لا إلَهَ إلَّا أنْتَ الْأحَدُ الصَّمَدُ الَّذِي لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ، فَقَالَ: دَعَا اللهَ بِاسْمِهِ الْأَعْظَمِ الَّذِي إذَا سُئِلَ بِهِ أعْطَى وَدُعِيَ بِهِ أَجَابَ.

Передается от Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха слышал, как один мужчина обращался ко Всевышнему: «О, Владыка, прошу у тебя, ибо нет Бога, кроме Тебя, Ты Един и Самодостаточен, который не рождал и не был рожден и нет Тебе равных». Тогда Пророк произнес: «Он попросил у Аллаха посредством Его великого имени. (Знайте же) если кто-то им просит, то ему (обязательно) дается, если же взывает им, то молитва принимается». В жизни ведь так, если что-то надо попросить у человека, то обязательно надо преподнести какой-то дар. К Аллаху можно обращаться всегда и везде без всяких подарков и предварительных договорённостей. Аллах Всевышний также учит нас обращаться к Себе. С чего наш Господь начинает Коран? С суры «ал-Фатиха», в котором первое слово какое? «Ал-хамд», то есть восхваления Всевышнему.

عن أسماء بنت يزيد رضي الله عنها أنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم قال: "اسْمُ اللهِ الْأَعْظَمِ فِي هَاتيْنِ الْآيَتيْنِ: "وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ" وفَاتِحَةِ سُورَةِ آلِ عِمْرَانَ "الم. اللّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّوم".

Передается от Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах), что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Величайшие имена Аллаха находятся в этих двух аятах: «И бог ваш - Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!» и «Алиф лям мим. Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!»». Исходя из этого хадиса, ученые и говорят, что в трудной ситуации или представая перед врагом необходимо говорить: «Йа Хаййу, йа Каййум!» («О, Живой, о, Сущий!») и ни что не сможет противостоять вам.
О величайшем имени Аллаха приводится ещё несколько известных хадисов.
От Абу Умама (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Величайшее имя Аллаха в трёх сурах Кур'ана: "Корова", "Семейство Имрана", и "ТаХа". Приводит Ибн Маджа, 3856 хадис.
Анас (да будет доволен им Аллах) сидел с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рядом один человек помолившись обратился: "О, Аллах! Воистину я прошу Тебя, ибо Тебе одному вся хвала, нет Бога кроме Тебя, Всеодаривающего, Творца Небес и Земли. О, Обладатель величия и почёта! О, Живой, о, Сущий!". Тогда Пророк произнес: «Он попросил у Аллаха посредством Его великого имени. (Знайте же) если кто-то им просит, то ему (обязательно) дается, если же взывает им, то молитва принимается». Приводит Ат-Тирмизи (3544), Абу Дауд (1495), Ан-Насаи (1300) и Ибн Маджа (3858).



[1] Сура «ал-Бакара», аят 152. Здесь и далее перевод И.Ю. Крачковского.

[2] Сура «Та-Ха», аят 14.

[3] Сура «Эли Имран», аяты 26-27.

[4] Муснад ал-Имам Ахмад, 4/197.

[5] Сахих Бухари, Кадар, хадис 6117.

[6] Сура «ал-Ахзаб», аят 35.

[7] Сура «ал-Анбия», аят 19-20.

[8] Сура «ал-Анбия», аят 25.

[9] Сура «ал-Анбия», аяты 27-29.

[10] Сура «ал-Тахрим», аяты 6,7.

[11] Сура «ал-Наджм», аят 26.

[12] Сура «ал-Нахль», аяты 26-29

[13] Сахих Муслим, 2664.

[14] Тафсир ибн Касир.

[15] Сура «ал-Кяхф», аяты 23,24.

[16] Муснад ал-Имам Ахмад, хадис 11653.

[17] Сахих Бухари, хадис 2736.

[18] Сура «ал-Хашр», аят 24.
Источник:  al-hakk

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме