Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Грех подозрений и выискивания чужих недостатков

Грех подозрений и выискивания чужих недостатков

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного


Сура "Комнаты",12 аят:

"О, уверовавшие! Остерегайтесь подозрений, ибо многие из них грех, не шпионьте и не обсуждайте друг друга за спинами вашими, неужели понравилось бы кому-то из вас поедать плоть брата своего покойного? Это не понравилось бы вам! И бойтесь Аллаха, воистину, Аллах принимающий покаяние, милостивый".

В хадисе сказано: "Не выискивайте недостатков мусульман, ибо того, кто будет искать недостатки других, то его недостатки станет искать Аллах и осрамит его внутри собственного дома".

Разъясняется, что этот аят низведён о двух сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Во время путешествия Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приставлял к двум богатым одного бедного сподвижника, чтобы он питался с ними, а взамен он готовил им привал и пищу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приставил Салмана Аль-Фариси к вышеупомянутым сподвижникам. Как-то они остановились на привал и выяснилось, что Салман ничего для них не приготовил, и они сказали ему: "Отправляйся к Посланнику Аллаха и попроси у него остатки супа". Когда Салман ушёл, один из них сказал другому: "Если он подойдёт к колодцу Сумейха (колодец, известный обилием воды), то уйдёт даже его вода". Когда Салман пришёл к Посланнику Аллаха и передал их просьбу, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Передай им, что они уже поели суп". Он вернулся к ним и передал им слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они сами пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и обратились к нему: "Мы не ели супа, о, Посланник Аллаха!". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Воистину, я вижу на губах ваших красноту мяса от того, что вы обсуждали за спиной вашего товарища", и тогда же был низведён этот аят.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Обсуждение за спиной хуже прелюбодеяния". Люди спросили: "Как это, о, Посланник Аллаха?". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Если мужчина, совершив прелюбодеяние, раскаялся, то Аллах примет покаяние его, но обсуждающему не будет прощения пока не простит его обсуждаемый". Из этого хадиса становится ясным что обсуждение за спиной является одним из великих прегрешений.

Доводится, что Всевышний Аллах обратился К Мусе (мир ему): "Раскаявшийся в обсуждении кого-либо - последним попадёт в Рай, умерший обсуждающим - первым попадёт в Ад". Из книги "Сливки проповедников".

Спросили однажды у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) что такое обсуждение, и он ответил: "Когда ты говоришь о брате своём то, что ему бы не понравилось и если это в нём есть, ты обсудил его за спиной, а если этого нет, то ты оклеветал его".

Икрима рассказала, что однажды одна высокая женщина пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Когда она ушла Аиша сказала: "Какая она высокая". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Промолвила ты это и поглотила кусок плоти". Аиша сказала: "Я сказала всего лишь то, что есть в ней". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ты упомянула худшее, что было в ней". Потому что обсуждение - это говорить про брата своего то, что в нём действительно есть, если этого нет, то это уже клевета, что ещё страшнее обсуждения. И тогда ему потребуется не одно, а три раскаяния: 1) он должен вернуться к тем, при ком он кого-то оболгал и сказать: "Я говорил вам об этом человеке, так знайте, что я оклеветал его". 2) отправиться к тому, кого он оклеветал и просить у него прощения. 3) просить прощения у Всевышнего Аллаха и раскаиваться перед ним. Поэтому сказано, что обсуждением является упоминание любого недостатка: будто в теле, уме, одежде, словах, происхождении, коне, и всего, что касается этого человека даже если ты скажешь: "У него широкий рукав", или "У него длинный подол", или "Он высокий", как приводится в истории Аиши. Из книги "Сливки проповедников".

От Аля бин Аль-Харис приводится как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Хулители, поносители и сплетники, приписывающие невинным недостатки, воскресит их Аллах в День суда с лицами собак".

Поведал Ка'б Аль-Ахбар. Настигла сильнейшая засуха людей и три дня Муса (мир ему), исполняя молитву, просил у Господа дождя, но дождь так и не пошёл. Муса (мир ему) сказал: "О, Боже! Три дня рабы Твои молились, Но Ты не ответил им". Всевышний Аллах сказал ему: "О, Муса! Воистину, Я не отвечаю на мольбу тех, среди кого есть злостный клеветник". Муса (мир ему) сказал: "О, Боже! Скажи нам кто это, чтобы мы изгнали его". Всевышний Аллах сказал: "О, Муса! Я запрещаю вам сплетничать, иначе Я Сам стану сплетником". Они покаялись все вместе и после полил дождь. Из книги "Сливки проповедников".

От Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Того, кто обсуждал другого хотя бы раз в жизни своей, того Аллах накажет десятью наказаниями: он отдалиться от милости Аллаха, ангелы покинут его, смерть его будет ужасной, он приблизится к Аду, отдалится от Рая, его ожидает мучительное наказание в могиле, утратит он все свои благодеяния, страдает от него душа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах разгневан на него, а в День суда чаша его добрых деяний будет пуста". Из книги "Сливки проповедников".

Абу Умама Аль-Бахили сказал: "Воистину, рабу дадут книгу его в День суда и увидит он в ней деяния, которых он не совершал и скажет он: "О, Господи! Откуда это у меня?". Ответит ему Всевышний Аллах: "Это деяния того, кто обсуждал тебя, но ты об этом не знал". Поэтому приводится, что, когда Аль-Хасану Аль-Басри сказали: "Один человек обсуждал тебя", он отправил к нему поднос с яствами и передал: "Дошло до меня что подарил ты мне благодеяния свои и взамен я дарю тебе это".

Анас бин Малик (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: "Кто обсуждал брата своего мусульманина, тому Аллах обратит перед его в зад в День суда". От Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Остерегайтесь обсуждения, ибо в обсуждении три беды: не будет отвечено на мольбу, не будут приняты его дела и прибавляются ему грехи". Из книги "Сливки проповедников".

Джабир бин Абдулла Аль-Ансари (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: "Когда мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся ветер, и мы почувствовали запах смрадный, как от трупа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Знаете ли, что это за ветер?". Люди ответили: "Аллах и Его Посланник лучше знают". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Это ветер тех, кто обсуждает верующих". Если спросят о том, почему рааньше признаки этого проявлялись так явно, а в наше время не проявляется вовсе? То мы ответим, что обсуждений и сплетен в наше время стало так много, что смрад заполнил носы людей и они перестали чувствовать эту вонь. Это подобно тому, как вошедший к дубильщикам шкур, не сможет там пробыть и часа, так как не выдержит невыносимой вони, но дубильщики там едят и пьют, и не чувствуют вони потому, что она заглушила их обоняние". Из книги "Сливки проповедников".

Разъясняется, что обсуждение делится на четыре категории: дозволенное, греховное, лицемерное и неверие. Дозволенное - это говорить о тех, кто бахвалится своими грехами и о тех, кто совершает греховные новшества. Приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об этом: "Говорите о том, что творит грешник, чтобы люди остерегались его". Греховное - это говорить о человеке публично, упоминая его имя и он знает о том, что это грех, в котором ему следует раскаяться. Лицемерное обсуждение - это говорить о недостатках человека, не упоминая его имени, но будучи уверенным, что люди поймут о ком он говорит и считая себя при этом особо набожным. Это лицемерие. Неверие - это наговаривать на человека публично называя его по имени и когда ему говорят: "Не обсуждай!". Он отвечает: "Это не обсуждение, я говорю правду". Это неверие, ибо он дозволяет то, что запретил Всевышний Аллах. Из книги "Сливки проповедников".

Приводят Аль-Бухари и Муслим от Хузейфа (да будет доволен им Всевышний Аллах): "Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не войдёт в Рай поклёпщик". В другом риваяте "сплетник". Из книги "Достохвальный путь".

Хаммад бин Саляма сказал: "Один человек продавая раба, предупредил покупателя: "У него один недостаток - он сплетник". Покупатель посчитал это мелочью и купил раба, не принимая во внимание этот дефект. Через несколько дней этот раб сказал супруге хозяина: "Воистину, твой муж не любит тебя и хочет завести наложницу. Хочешь, чтобы он был нежен с тобой?". Она ответила: "Да". Он сказал ей: "Возьми бритву и сбрей ему несколько волос с бороды, когда он будет спать". После этого он отправился к хозяину и сказал ему: "Воистину твоя супруга завела себе любовника и хочет убить тебя. Хочешь в этом убедиться?". Он ответил: "Да". Раб сказал ему: "Притворись будто спишь". Он так и сделал, а когда пришла его жена с бритвой чтобы сбрить волосы с его бороды, он решил, что она хочет убить его, выхватил у неё бритву и в ярости, сам убил её. Затем пришли её родственники и убили его. И вскоре родственники с обеих сторон решили отомстить и произошло кровопролитие между двумя семьями".

Кто будет обсуждать учёного, тот прибудет с надписью на лбу "Отчаявшийся в милости Аллаха". Кто обсуждал пророка, как будто лишил жизни невинного человека. Тому, кого обсуждали, а он об этом узнал и стерпел, простится половина грехов". Обсудившему другого за его спиной, следует просить прощения у Всевышнего Аллаха и раскаяться прежде, чем он встанет с места и может Аллах простит ему это. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Кто высказался плохо о брате своём мусульмане пусть попросит помощи Всевышнего Аллаха, это будет ему искуплением".

Знай о том, что обсуждение за спиной допускается в пяти случаях:

1. Обиженный рассказывает только правителю (другому нельзя), какую обиду причинил ему обидчик, чтобы он защитил его.

2. При обращении к муфтию или имаму приходится сказать о ком-то плохое. Как это произошло с супругой Абу Суфьян когда она пришла за советом к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: "Воистину, Абу Суфьян не обеспечивает меня полностью".

3. Предостерегать мусульманина от зла другого человека, если он об этом знает.

4. Если человек известен под именем Аль-А'маш (подслеповатый, со слезящимися глазами), или Аль-А'радж (хромоногий), но лучше называть другим именем.

5. Тот, кто публично, без стеснения, объявляет о своём недостатке, как уподобляющийся женщинам. Сказано: "Кто скинул с себя покрывало стеснения, не греховно такого обсуждать". Из книги "Сливки проповедников".


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме