Пятница 19 апреля 2024 г.
Фаджр
02:26
Восход
05:18
Зухр
12:40
Аср
17:33
Магриб
19:56
Иша
22:10
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Престол Всевышнего Аллаха

Престол Всевышнего Аллаха

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Сура «Прощающий», 7 аят:

«Несущие Престол и все вокруг, возносящие хвалу их Господу, веруют в Него и молят Его о прощении уверовавших: «Господь наш! Объято всё сущее Твоей милостью и знанием, так прости всех раскаявшихся и последовавших по Твоему пути и спаси их от наказаний Ада».

«Несущие Престол и все вокруг, ...». Это «курвабиюун» - верховные ангелы и первые из них, кто были сотворены. Слова «несут» и «вокруг» употреблены как метафора, объясняющая, что именно они стоят на страже, оберегая его, и это указывают на их приближенность к Обладателю Престола, на их степень перед Ним и претворение ими в жизнь всех Его повелений.

«... возносящие хвалу их Господу, ...»... поминая Аллаха многочисленными восхвалениями, атрибутами величия и почёта.

«... веруют в Него ...». Он сообщает о вере их, показывая достоинство веры и возвеличивая обладателей её, и в подтверждение этого изрекает далее:

«... и молят Его о прощении уверовавших ...» ... давая понять, что носители Престола и ангелы-обитатели небес в вере равны, опровергая тем самым мнение антропоморфистов. Мольба о прощении ангелами - это заступничество за верующих, наставление к покаянию, внушение к свершению богоугодных деяний, благодаря которым они заслужат прощение. Наравне с этим, указание на призыв веры к милосердию и наставлению даже при различии творений, ибо вера это самая сильная связь, как изрёк Всевышний Аллах: «Воистину, все верующие - братья». Сура «Комнаты», 10 аят.

«... «Господь наш!» ...», обращаются они ко Всевышнему.

«...Объято всё сущее Твоей милостью и знанием ...» то есть, Его милость охватывает всё и всех, и Он обо всём сведущ.

«... так прости всех раскаявшихся и последовавших по Твоему пути...» ... о ком известно Тебе, что они раскаялись и последовали путём истины.

«... и спаси их от наказания Ада». И обереги их от него. Упоминание Ада здесь служит для усиления смысла и указывает на ужасы его наказания. Из тафсира «Кади Байдави», 7 аят.

Сказал имам Мухаммад бин Махмуд Самаркандский о Слове Всевышнего: «Несущие Престол ...». Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах): «Это ангелы, несущие Престол. Их ноги под низшей землёй, а головы упираются в Престол, они настолько богобоязненны, что не поднимают взор». Дед Джа'фара бин Мухаммад сказал: «Воистину, Всевышний Аллах обратил Свой взор на драгоценный камень, и он стал красным. Он взглянул на него второй раз, и он расплавился, содрогнувшись от страха перед Господом своим. Он посмотрел на него в третий раз, и он обратился в воду. Он посмотрел на него в четвёртый раз и половина его заледенела. Из неё Аллах сотворил Престол. Вторая половина осталась водой и на ней сохранилась рябь с того времени и до Дня суда».

Имам Аль-Куртуби сказал: «Муфассиры сказали, что Престол - это трон и это физическое тело, созданное Всевышним Аллахом и Он приказал Своим ангелам поклоняться Ему, неся и возвеличивая Престол, совершая вокруг него ритуальный обход подобно, как и на Земле Аллах сотворил дом и приказал сынам Адама совершать вокруг него ритуальный обход, обращаясь в его сторону в молитвах и обрядах».

Сказал Али (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Ангелов, несущих Престол - четыре, у каждого из них по четыре лица, их ноги на скале, которая находится под седьмой землёй на расстоянии равное пятистам лет пути».

Сказал Абу Ал-Лейс Самаркандский в толковании Слова Всевышнего в суре «Преграды»: «Затем утвердился Он на Престоле», 54 аят. Некоторые учёные сказали: «Этот аят из непостижимых аятов, толкование которых ведомо только Аллаху». Известно, что у Язида бин Марвана спросили о толковании этого аята и он пояснил: «Толкование его - веровать в это». Приводится, что один человек пришёл к Малику бин Анас и спросил его о Слове Всевышнего: «Милосердный на престоле утвердился». Сура «Таха», 5 аят. Малик бин Анас ответил ему: «Следует в это веровать, спрашивать об этом - новшество и думаю я, что ты заблудший», и после этих слов его прогнали. От Мухаммад бин Джа'фар приводится подобное этому.

Слово Всевышнего: «... и веруют в Него ...». То есть верят, что Он един, нет у Него сотоварища и нет Ему ровни.

Если ты спросишь: ««Несущие Престол и все вокруг, возносящие хвалу их Господу, веруют в Него ...». Возносить хвалу можно только уверовав, так в чём смысл слов: «... и веруют в Него ...»?». Я отвечу: «Суть в возвещении о значимости и ценности веры и в побуждение к ней, а так как Всевышний Аллах скрыт от них за покровом Его величия, великолепия и совершенством Его атрибутов, поэтому Он сам говорит об их вере. Из тафсира «Аль-Хазин».

Если ты спросишь: «В чём смысл мольбы о прощении за верующих, ведь раскаявшиеся они и есть праведники, которым обещано прощение, ибо Аллах не изменяет своего обещания?». Я отвечу: «Суть заступничества в умножении почёта и награды». Из тафсира «Кашшаф». Есть мнение, что это испрашивание прощения ангелами за верующих есть не что иное, как искупление за их прежние слова: «Сотворишь ли Ты на ней того, кто будет творить на ней нечестие и проливать кровь, а мы воздаём хвалу Тебе и святим Тебя?!». Сура «Корова», 30 аят. Коль это было высказано ими первоначально, то теперь они просят за них прощения и это служит напоминанием всем и каждому, нанёсшему урон репутации другого словами, что следует просить за него прощения в оправдание своих прежних слов. Из тафсира «Аль-Хазин».

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах): «Сотворив Престол, Всевышний Аллах велел ангелам нести его, но они не смогли по причине тяжести его и тогда Всевышний Аллах повелел: «Скажите: «Свят Аллах!»». Ангелы сказали: «Свят Аллах!» и после понесли его. Они непрестанно повторяли: «Свят Аллах!», пока Всевышний Аллах не сотворил Адама (мир ему). После сотворения Адам (мир ему) чихнул, и Всевышний Аллах внушил ему произнести: «Хвала Аллаху». Всевышний Аллах вторил ему в ответ: «Да смилуется над тобой Аллах. Ради этого Я сотворил тебя о, Адам!». Ангелы воскликнули: «Это великое слово и не должно нам им пренебрегать» и они добавили его к первому и непрестанно повторяли: «Свят Аллах и хвала Аллаху». Ещё легче им стало нести Престол, чем раньше и они повторяли это, пока Всевышний Аллах не отправил Нуха (мир ему). Народ Нуха (мир ему) был первым, кто начал поклоняться идолам и Всевышний Аллах повелел Нуху научить народ свой словам: «Нет Бога, кроме Аллаха». Нух был доволен ими и ангелы воскликнули: «Это третье великое слово» и присоединили его к первым двум и стали непрерывно повторять: «Свят Аллах и хвала Аллаху и нет Бога, кроме Аллаха», пока Всевышний Аллах не отправил Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах велел ему принести в жертву собственного сына, но искупил его агнцем и когда Ибрахим увидел его, возгласил, ликуя: «Аллах велик!». Ангелы воскликнули: «Это четвёртое почётное слово» и присоединили его к первым трём и стали повторять: « Свят Аллах, хвала Аллаху и нет Бога, кроме Аллаха, Аллах велик». Когда Джабраиль (мир ему) поведал об этом Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тот воскликнул изумлённо: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Великого, Всемогущего Аллаха». Джабраиль (мир ему) заключил: «Мы присоединим эти слова к первым четырём». Из книги «Пробуждение нерадивых».

Имам Аль-Кушайри сказал: «Доводится в некоторых сведениях об одном ангеле, обратившемся ко Всевышнему Аллаху: «О, Боже! Я хочу увидеть Престол». Всевышний Аллах сотворил ему тридцать тысяч крыльев и летел он тридцать тысяч лет и вскоре Всевышний Аллах спросил его: «Достиг ли ты Престола?». Ангел ответил: «Я не преодолел и десятой части пути». Он попросил дозволения Всевышнего Аллаха вернуться на своё место. Из книги «Облик ислама».

Шахр бин Хаушаб сказал: «Ангелов-носителей Престола восемь: четверо говорят: «Свят Ты о, Аллах! И хвала Тебе за Твоё благоволение и всеведение», а четверо говорят: «Свят Ты о, Аллах! И хвала Тебе за Твоё прощение, несмотря на возможность наказания». Будто они видят грехи сынов Адама и просят прощения у Всевышнего Аллаха за тех из них, кто уверовал». Из тафсира «Аль-Хазин».

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах): «После сотворения Всевышним Аллахом Престол поняв, что он самое великое творение, сказал: «Не сотворил Аллах ничего величественнее меня». Всевышний Аллах сотворил крылатого змия, который обвился вокруг Престола. У этого змия семьдесят тысяч крыльев, на каждом крыле семьдесят тысяч перьев, на каждом пере семьдесят тысяч лиц, на каждом лице семьдесят тысяч ртов, в каждом рту семьдесят тысяч языков. Каждый день из этих ртов исходят восхваления равные по количеству каплям дождя, листьям на деревьях, камням на этой земле и дням этого мира и числу всех ангелов. Змий обвил Престол и оказалось, что Престол размером лишь с половину змея. Из книги «Облик ислама».

Доводится от некоторых учёных, что прежде чем Всевышний Аллах сотворил землю, Престол находился на воде. Всевышний Аллах велел Престолу подняться над водой. Он стал подниматься и вода на его месте приняла форму куба и стала подниматься вслед за Престолом, сопровождая его до того места, которое пожелал Аллах. Аллах велел воде вернуться на своё место и вода сказала: «Если бы Аллах не приказал мне вернуться на место моё, я проводила бы тебя до конца». Всевышний Аллах сказал ей: «За то, что ты уважила Престол и провожала его ради Меня, место твоё Я сделал лучшим местом на Земле - киблой для людей и местом их обращений с мольбами». Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто, провожая гостя, пройдёт с ним семь шагов, тому Аллах запрёт семь врат Ада. Если он сделает восемь шагов, то Аллах отворит ему восемь врат Рая и тот войдёт в Рай через те врата, через какие пожелает». Из книги «Истины».

Упоминается, что Всевышний Аллах вначале сотворил Перо, затем Скрижаль и велел Перу записать всё, что произойдёт до Дня суда. Затем Аллах сотворил всё, что пожелал в соответствии со своим извечным предопределением и сотворил Престол. Затем сотворил ангелов, несущих его, а после сотворил небеса и Землю. Сотворил Аллах Престол для рабов Своих, дабы знали они куда направлять мольбы свои и не терялись в них, подобно тому, как сотворил для них Каабу, дабы знали они куда направляться в обрядах своих.

Сказал Ас-Са'ляби о Слове Всевышнего: "… и несут Престол Господа твоего ...". Сура «Аль-Хакка» - «Судный день», 17 аят. Али бин Аль-Хусейн (да будет доволен ими всевышний Аллах) сказал: "Воистину, Всевышний Аллах сотворил Престол и до него сотворил только три вещи: воздух, Перо и кита. После них Аллах сотворил Престол из разных цветов: из зелёного и от него этот цвет в мироздании, из жёлтого и от него желтизна, из красного и из него краснота, из белого цвета и от него дневной свет. Затем разделил Престол на семьдесят миллионов уровней каждый из которых восхваляет, возносит и святит Аллаха разными голосами и если бы Всевышний Аллах позволил услышать эти звуки, то от них рухнули бы горы и замки, и провалились сквозь землю моря.

Сказал Ас-Са'ляби о Слове Всевышнего: "И для каждой вещи у Нас хранилища". Сура «Аль-Хиджр», 21 аят. Рассказал нам Джа'фар бин Мухаммад от своего отца, а тот от своего деда: «В Престоле есть копии всего, что сотворил Всевышний Аллах на суше и на море и это толкование Слова Всевышнего: "И для каждой вещи у Нас хранилища". Сура «Аль-Хиджр», 21 аят.

В хадисе приводится: «Воистину, Всевышний Аллах приказал всем ангелам ежедневно утром и вечером отправляться и приветствовать носителей Престола вследствие их превосходства над остальными ангелами».

Сказал имам Аль-Багави в толковании Слова Всевышнего: «Объемлет Трон Его небеса и Землю». Сура «Корова», 255 аят: «Сказал Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Трон — место перед Престолом». «Объемлет ...», то есть его ширина — ширина небес и Земли. Али и Мукатиль сказали: «Длина каждой ножки Трона равна длине семи небес и семи земель, а Трон расположен перед Престолом». Сказал Великий учёный Ас-Суюти: «Привёл Ибн Джарир и Ибн Мардавайх, и Абу Аш-Шейх от Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Абу Зарр! Величина семи небес относительно Трона подобно величине кольца относительно пустыни и превосходство Престола над Троном сравнимо превосходству пустыни над этим кольцом».

Приводит Абу Аш-Шейх что Хаммад сказал: «Аллах сотворил Престол из зелёного изумруда, а ножки его сотворил из красного яхонта, создал ему тысячу языков, а на Земле создал тысячи народов и каждый народ возносит хвалу на одном из языков Престола».

Приводит Абу Аш-Шейх слова Умара (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Всевышний Аллах сотворил четыре вещи «собственноручно»: Адама (мир ему), Престол, Перо и сады Эдема, остальным же творениям повелел: «Будь» и оно стало».


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме