Четверг 18 апреля 2024 г.
Фаджр
02:31
Восход
05:20
Зухр
12:41
Аср
17:31
Магриб
19:54
Иша
22:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Скромность - добродетель, гордыня – порок

Скромность - добродетель, гордыня – порок

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

«И рабы Милосердного, ступающие по Земле смиренно на обращение к ним невежды отвечают: «Мир вам». Сура "Различение", 63 аят.

«И рабы Милосердного…» Употребление слова «рабы» вместе с эпитетом «Милосердного» является милостью и привилегией по отношению к рабам Аллаха, ибо они усердны в поклонении Ему.

"... ступающие по Земле смиренно ..."... ходят по Земле они скромно и спокойно.

"... и когда обращаются к ним невежды, они отвечают: "Мир вам". То есть "Оставим друг друга, нет между нами и вами ни дружбы, ни вражды". Или же отвечают им миролюбиво, без греха и вражды. Из тафсира "Кади Байдави".

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "У каждого на голове две цепи, одна до седьмого неба, другая до седьмой земли. Если человек скромен, Всевышний Аллах поднимает его за цепь, которая на седьмом небе. Если кичится, опускает за цепь, которая на седьмой земле".

О порицании гордыни передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Всевышний Аллах) хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: "Сказал Всевышний Аллах: "Гордыня - Мой плащ, величие - Мой изар". То есть эти два качества - атрибуты Всевышнего Аллаха и поэтому не подобает немощному рабу гордиться.
Доводится от Амра бин Шуайба, а ему от его отца, а тому от его деда, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Будут воскрешены гордецы в День суда в образе людей, величиной с муравья, окружённые унижением со всех сторон. Отведут их в тюрьму в Аду под названием Буляс, охватит их огонь огней и питьё для них - тина Хабаля (выделения обитателей Ада)".

"...величиной с муравья...", то есть гордецы в День суда будут в крайнем унижении и презрении, и люди будут топтать их ногами.

"...огонь огней..." ... самый жгучий из всех огней Ада.

"Хабаль" - место в Аду, где собирается гной обитателей Ада.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Всевышний Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "С тремя Аллах в День суда не станет говорить, откажется их прощать и ждет их великое наказание: старый прелюбодей, лживый царь и кичливый бедняк".

"Кичливый бедняк" - многодетный бедняк не способный обеспечить семью самостоятельно, но отказывается просить закят или подаяние и не обращается за помощью к мусульманам из-за гордыни. Он грешник, ибо вредит своей семье.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Скромного – Аллах возвысит, гордеца - Аллах унизит".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не войдёт в Рай, имеющий в сердце гордыню хоть на вес пылинки". Гордыня становится преградой между ним и Раем, ибо мешает ему обладать нравами верующего, а именно эти нравы являются вратами Рая.
Поистине, гордыня и высокомерие противны Всевышнему и всячески порицаются. Более того, высокомерие не просто недостаток человеческого характера, а серьезный грех, с которым нужно неустанно и тщательно бороться. Но наш Аллах милостив и, даже грешникам, дает надежду на спасение путем хороших дел, как искупительной мерой от мерзких поступков.

Достоинства скромности

Джабир (да будет доволен им Всевышний Аллах) передал: "Нух (мир ему) сказал сыну своему: "Я сообщу тебе о действиях, совершая которые человек не станет гордецом: привязывать овцу, ездить на осле, надевать шерсть, сидеть с бедными верующими и питаться со своими детьми". Приводится в "Фирдаус".
Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: «Вершина скромности это, когда человек первым приветствует всех мусульман при встрече, довольствуется не самым почётным местом на собрании и не приемлет упоминание в обществе его набожности и благочестия».

Передаёт Аль-Хасан, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто чинит свои сандалии и латает свою одежду, пачкает лицо ради Аллаха в земном поклоне, тот избавился от гордыни".
Кайс бин Хазим поведал, что Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах) направился как-то в Шам. Он установил очерёдность со своим слугой. Сначала Умар садился верхом на верблюдицу, а слуга вёл её под уздцы, так они проходили один фарсах[1], затем менялись, слуга садился верхом, а Умар шёл пешком. Когда они приблизились к Шаму, подошла очередь слуги ехать верхом, Умар сойдя с верблюдицы, повёл её под уздцы. Путь им преградила река, Умар переходил её, одной рукой держа уздечку и зажав свои сандалии под мышкой. Его встретил Абу Убайда бин Аль-Джаррах, который был губернатором Шама в то время и одним из десяти обрадованных Раем. Он сказал Умару: "О, правитель правоверных! Воистину, знать Шама идут встречать тебя и неприлично, если они увидят тебя в таком положении". Умар ответил: "Воистину, Аллах возвысил нас исламом, а слова людей меня не заботят".
Однажды Мутарриф бин Абдуллах (хадисовед и правовед, умер в 713 году) увидел Аль-Мухаллиба (правитель Хорасана), кичливо шедшего в роскошной одежде и сказал ему: "О, раб Божий! Эта походка ненавистна Аллаху и Его Посланнику". Аль-Мухаллиб сказал: "Ты что не знаешь меня?". Мутарриф ответил: "Конечно знаю, в начале ты был ничтожной каплей, в конце станешь зловонным трупом, а пока носишь экскременты". Услышав это, Аль-Мухаллиб раскаялся и перестал так ходить.

Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах) передал, что когда Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) был направлен губернатором в Бахрейн, он сел на осла и сказал: "Посмотрите на сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), нравом их была скромность, хотя они были величественны перед людьми, ангелами и Всевышним Аллахом".
Приводится, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселялся из Мекки и въезжал в ворота Медины, богачи хватали его верблюдицу за уздечку. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Оставьте её, она остановится там, где ей велено", и они отпустили её. Она шла впереди воинов, когда она проходила мимо очередного дома, хозяин его, с печалью говорил: "Была бы у меня власть, Мухаммад стал бы моим гостем". Когда верблюдица Пророка подошла к дому Абу Аюба Аль-Ансари, она села. Люди пытались её поднять, но она оставалась на месте. Снизошёл Джибриль и обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "Остановись у него, ибо он проявил скромность, когда ты вошёл в ворота Медины. Другие люди радовались, украшали свои дома и говорили: "Посланник Аллаха остановится в нашем доме". Абу Аюб Аль-Ансари же сказал про себя: "Я бедный человек. Откуда мне взять такую степень перед Аллахом, чтобы у меня дома остановился Мухаммад". Аллах же за его скромность поселил своего Пророка в его доме.

Вахб бин Мунаббих[2] поведал, что среди сынов Израилевых был человек, поклонявшийся Всевышнему Аллаху семьдесят лет, но разговлялся он лишь один раз в год. Он обратился к Всевышнему Аллаху с просьбой, но Он её не удовлетворил. Этот мужчина сказал себе: "Обладай ты степенью перед Всевышним Аллахом, Он удовлетворил бы твою просьбу". Всевышний Аллах отправил к нему ангела с посланием: "О, сын Адама! Проявленная тобой скромность лучше для Всевышнего Аллаха, чем всё твоё семидесятилетнее поклонение. Аллах удовлетворил твою просьбу из-за твоей скромности". Поучайтесь же о, обладающие разумом, и будьте скромными.

Поведал Ка'б Аль-Ахбар о том, как Всевышний Аллах обратился к Мусе: "О, Муса! Знаешь ли ты, почему Я избрал тебя собеседником своим без посредника?" Муса ответил: "Ты лучше знаешь об этом о, Господь!". Всевышний Аллах сказал: "Я посмотрел в сердца рабов Моих и твоё сердце было самым скромным из всех, поэтому Я говорил с тобой".

Сказано, что шесть вещей проявили скромность перед Всевышним Аллахом, за что Он и возвысил их:
1. Всевышний Аллах обратился ко всем горам: "Воистину Я посажу ковчег с Нухом и всеми верующими на одну из вас". Все горы были кичливы и надменны, кроме Аль-Джуди проявившей скромность, она сказала: "Откуда у меня такая степень перед Всевышним Аллахом, чтобы Он посадил ковчег Нуха на мне?!". Аллах возвеличил её над всеми другими горами и остановил ковчег Нуха на ней из-за её скромности. Как сказал Всевышний Аллах: "И остановился он (ковчег) на Аль-Джуди". Сура "Худ", 44 аят. Это гора на аравийском полуострове недалеко от Мосула. Другие горы воскликнули: "О, Боже! Возвеличил Ты Аль-Джуди над нами, а она наименьшая из нас". Аллах ответил: "Она проявила скромность предо Мной, а вы возгордились. Закон Мой таков: скромного предо Мной - Я возвеличу, а кичливого предо Мной - унижу".
2. Всевышний Аллах обратился ко всем горам: "Воистину, Я буду говорить на одной из вас с одним из рабов Своих". Все горы возгордились, кроме горы Синайской, промолвившей: "Кто я такая, чтобы на мне Аллах разговаривал с одним из Своих рабов?!". Поэтому беседа Аллаха с Мусой (мир ему) состоялась именно на горе Синайской.
3. Аллах обратился ко всем рыбам: "Воистину, Я введу во чрево одной из вас пророка Юнуса". Все рыбы кроме, одной возгордились и лишь одна сказала: "Кто я такая, чтобы Всевышний Аллах сделал чрево моё пристанищем Своего пророка?!". Аллах возвеличил её и даровал ей эту честь за её скромность.
4. Обратился Всевышний Аллах ко всем летающим тварям: "Вложу в одну из вас Я питьё, которое будет лекарством для людей". Все птицы возгордились кроме пчелы, которая сказала: "Кто я такая чтобы Аллах выбрал для этого меня?!". Аллах возвеличил её за скромность.
5. Всевышний Аллах обратился к Ибрахиму (мир ему): "Кто ты?". Он ответил: "Я друг". Аллах спросил Мусу (мир ему): "Кто ты?". Он ответил: "Я собеседник". Аллах спросил Ису (мир ему): "Кто ты?". Он ответил: "Я дух". Аллах спросил у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): "Кто ты?". Он ответил: "Я сирота". Поэтому возвысил его Аллах над остальными пророками.
Как сказал Всевышний Аллах: "И одарит тебя Господь твой, и останешься ты довольным". Сура "Утро", аят 5.
6. Верующего, проявляющего скромность посредством земного поклона и единобожия, возвеличивает Аллах тем, что раскрывает его грудь для ислама, и тогда обретает он свет Господа его.

Скромность, простота и вера идут рука об руку. А иначе и быть не может. Ведь каждый искренне верующий мусульманин чётко понимает, что довольство Всевышнего – самое важное, это основная цель нашего пребывания на этой грешной земле. Только скромность украшала, украшает и будет украшать человека. Всегда!



[1] Расстояние равное пяти километрам

[2] Абу Абдуллах Вахб ибн Мунаббих аль-Ямани — учёный-традиционалист, историк, собиратель историй о жизни пророка Мухаммеда и еврейских преданий. Передавал хадисы непосредственно от сподвижников пророка Мухаммада, мир ему.


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме