Четверг 18 апреля 2024 г.
Фаджр
02:31
Восход
05:20
Зухр
12:41
Аср
17:31
Магриб
19:54
Иша
22:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Выстаивание ночи

Выстаивание ночи

«И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:79).

Толкование аята: Совершая дополнительные ночные намазы, ты доберешься до больших высот, на которые не смогут взойти остальные люди, потому что эти намазы станут искуплением за совершенные тобой прегрешения. Согласно другому толкованию, смысл этого аята заключается в том, что пять ежедневных намазов были обязательными для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и являются таковыми для всех правоверных, тогда как дополнительный ночной намаз был обязательным только для одного Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах почтил его тем, что возложил на него больше обязанностей, чем на остальных людей. Благодаря этому он совершил множество всевозможных благодеяний и заслужил право взойти на Достохвальное место. Это — славное место, где Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, заслужит похвалу всех творений от первого до последнего. Там ему будет позволено заступиться за творения перед Аллахом после того, как пророки Адам, Нух, Ибрахим, Муса и Иса откажутся ходатайствовать за человечество. Когда это произойдет, люди попросят господина всех потомков Адама заступиться за них, чтобы Аллах смилостивился над ними и избавил их от страха и печали, которые они будут испытывать на ристалище Судного дня. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обратится к Аллаху с мольбой, и Он позволит ему заступиться за человечество. Для этого Господь приведет его к Достохвальному месту, и тогда его положению станут завидовать все обитатели Вселенной, а он окажет великую услугу всем творениям.

Доводится, как однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в мечети и вошёл юноша. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уважительно встретил его и усадил рядом с собой выше Абу Бакра. Затем, извиняясь, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Абу Бакру: «Я усадил его выше тебя, ибо нет никого в мире кто благословил бы меня больше него. Ежедневно, утром и вечером он повторяет: «О, Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех благословивших его. Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех не благословивших его. Благослови Мухаммада так, как Ты любишь чтоб, благословляли его. Благослови Мухаммада как Ты велел благословлять его». Поэтому я усадил его выше тебя». Из книги «Сливки проповедников».

«И ночь выстаивай с ним ...» ... встань среди ночи и исполни тахаджуд, ибо тахаджуд исполняется именно, пробуждаясь ото сна. Смысл аята в выстаивании ночи и исполнении молитвы. Намаз-тахаджуд был предписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его умме в начале ислама, ибо Всевышний Аллах сказал: «О, завернувшийся! Выстаивай ночь ...». Сура «Завернувшийся», 1-2 аяты. Затем снизошло облегчение, эта обязанность была отменена для уммы пятикратной молитвой, но осталась желательной, ибо Всевышний Аллах сказал: «И читайте что легко вам из Кур'ана». Сура «Завернувшийся», 20 аят. Эта обязанность сохранила свою силу для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по словам Всевышнего Аллаха: «... дополнительно для тебя ...» ... прибавление для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как дополнительное предписание к другим велениям, установленным Всевышним Аллахом. Позднее, сказано, что это поклонение не только для уммы, но и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отменено как обязанность и является дополнительным, желательным поклонением для Него, ибо Всевышний Аллах изрёк «...для тебя ...», а не «... на тебе ...». Из тафсира «Хазин».

Смысл в том, что степень Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выше степени его уммы и эта обязанность - привилегия для него для увеличения его воздаяния, но не для искупления грехов, ибо Пророку прощены все грехи. Из книги «Шихаб».

В чём смысл дополнительного поклонения для мусульман и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Суть в дополнительном поклонении, искупающем прегрешения простых мусульман, а так как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) уже прощены все грехи, это для него является увеличением воздаяния и возвышением его степени. Из тафсира «Шейх Зада».

Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: «Было велено и предписано Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но не умме Его, выстаивать ночь». Аль-Багави говорит о том, что это веление отменено и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из книги «Шихаб».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Всевышний Аллах над человеком, который поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит супругу свою, но, если она не проснётся, побрызгает ей воду на лицо. Да смилуется Всевышний Аллах над женщиной, которая поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит мужа своего для молитвы, но, если он не проснётся, побрызгает его лицо водой». Приводят Ахмад в своём «Муснад», 2/250 и Абу Дауд в своём «Сунан», 1308 хадис.

От Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах) приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Три дела для меня фарз, а для вас сунна -витр, сивак и выстаивание ночи». Упоминается автором «Кладези трудолюбцев» 19540 хадис и Ибн Аль-Джаузи в «Мотивах».

От Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Исполнившего молитву среди ночи должным образом, облагодетельствует Аллах девятью дарами, пятью в мирской жизни и четырьмя в грядущей. Пять даров в мирской жизни: защита Аллахом от бед, появление на лице следов поклонения, любовь сердец праведников и всех людей, Аллах вознаградит его мудростью на языке и в знаниях, то есть одарит его религиозным знанием. Четыре дара в грядущей жизни: воскрешение из могилы с сияющим лицом, облегчение суда, преодоление Сирата подобно стремительной молнии, преподнесение книги деяний его в День Суда в правую руку». Из книги «Сад учёных».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь моего вознесения завещал мне мой Господь пять вещей: «Не привязывай сердце своё к жизни мирской, ибо сотворена она не для тебя. Обрати любовь свою ко Мне, ибо все вы вернётесь ко Мне. Усердствуй в достижении Рая. Не полагайся на людей - не владеющих ничем. Неизменно исполняй тахаджуд. Воистину, благоприятствуй в выстаивании ночи». Из книги «Путь ислама».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто, пробудившись ото сна, скажет: «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, Ему власть и Ему хвала и Он над каждой вещью властен. Свят Аллах и хвала Ему и нет Бога, кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет силы и мощи кроме как у Великого, Могущественного Аллаха. Боже! Прости меня, и родителей моих, всех верующих мужчин и женщин», того простит Аллах». Из книги «Сливки проповедников.

Эту историю поведал Ибрахим бин Адхам

У меня остановились гости и я понял, что они святые из абдаль (так именуются суфии, ведущие аскетический образ жизни) и я обратился к ним:

- Поделитесь со мной заветами дабы я боялся Всевышнего Аллаха как вы.

Они ответили:

- Мы оставляем тебе семь заветов: первый - пустослову не обрести чистоты души; второй - чревоугоднику не обрести мудрости, третий - словоохотливому с людьми не испытать сладости поклонения; четвёртый - влюблённого в мирскую жизнь не ждёт хороший конец; пятый – у невежды сердце умирает; шестой - сближающемуся с несправедливым не достичь совершенства веры, седьмой - жаждущему довольства людей не обрести довольства Всевышнего Аллаха».

Из книги «Толкование сорока хадисов».

От Абу Умамы приводится хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Выстаивайте ночь в молитвах, ибо это деяние из деяний праведников, пророков и святых до вас». Приводит Тирмизи в своём «Сунан», 3549 хадис.

Рассказывается, что семейство Дауда (мир ему) выстаивало ночь в молитвах. Это говорит о том, что вам должно следовать этому в большей степени, ибо вы - лучшая умма. Оставление молитвы по ночам - поступок не истинных праведников.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Буду я заступаться за умму свою, пока мой Господь не обратится ко мне: «Доволен ли ты о, Мухаммад?». И я отвечу: «О, Господь Мой! Я доволен!». Приводится в «Побуждении и предостережении» 4/446 и упомянуто, что этот хадис приводится Базаром и Табарани.

Умар бин Абдульазиз, несмотря на своё звание халифа, был очень аскетичен. Однажды его рабыня обратилась к нему:

- О, правитель правоверных! Воистину, я видела удивительный сон.

Он спросил:

- Что ты видела?

Она рассказала:

- Я видела, как будто День суда наступил и воскресли люди, были установлены Весы, и протянут Сират над Адом. Первым привели Абдульмалика бин Марвана и велели ему: «Перейди через него». Не успел он ступить и двух шагов, как провалился в Ад. Затем привели его сына Валида бин Абдульмалика и велели ему: «Переходи!». Но не успев даже ступить на него, он отправился за своим отцом в Ад. То же самое случилось со всеми остальными халифами. После привели тебя о, правитель правоверных!

Только она произнесла эти слова, как Умар возопил и забился как рыба в сети. Он бился головой о земьлю и о стены, а рабыня кричала ему:

- Клянусь Аллахом! Я видела тебя в Раю. Ты перешёл Сират невредимым.

Но он уже не слышал её слов. Когда он наконец утих, люди увидели, что он умер.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завязывает Сатана на чубе одного из вас, когда тот спит три узла. Проснувшись, человек произносит имя Всевышнего Аллаха - развязывается один узел. Совершает омовение - развязывается второй узел. Молится — развязывается третий узел и обретает он бодрость, но если он этого не сделает, то Сатана мочится ему в уши».

Имам Газзали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В начале ночи возгласит глашатай из-под престола: «Встаньте богобоязненные, которые выстаивают ночи до утра». Затем в середине ночи возгласит глашатай: «Встаньте поклоняющиеся». Встанут они и будут молиться сколько пожелает Аллах. После возгласит глашатай: «Встаньте молящие о прощении». Встанут они и будут просить прощения. На рассвете возгласит глашатай: «Встаньте нерадивые». Встанут они как покойники встают из могил».

Поэтому завещал Лукман сыну своему: «О, сын мой! Не спи в час, когда кричит петух на рассвете».

Шейх Мухиддин бин Аль-Араби (да освятится могила его) сказал: «Выстаивай ночью столько, чтоб не быть из числа нерадивых, а это минимум десять аятов», то есть в намазе.

Передается от Абдуллы бин Амра бин Аль-Аса что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прочитавший в ночной молитве (тахаджуд) десять аятов, не будет записан нерадивым. Прочитавший в молитве сто аятов, будет записан подвижником. Прочитавший тысячу аятов будет записан обладателем многочисленного воздаяния подобно пожертвовавшему семьдесят тысяч динаров». Из книги «Сливки проповедников». Приводит Абу Дауд, 1198 хадис.

Приводится, что однажды Муса (мир ему) проходил мимо человека, исполнявшего молитву со смирением и набожностью. Муса сказал: «О, Господь мой! Как прекрасна молитва его!». Всевышний Аллах ответил ему: «О, Муса! Даже ежедневное исполнение тысячи ракаатов, освобождение тысячи рабов, чтение тысячи погребальных молитв, совершение тысячи паломничеств и участие в тысячи битвах не поможет ему до тех пор, пока не выплатит он закята с имущества своего».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к мирской жизни — причина всех ошибок». Приводит Аль-Байхаки в «Ответвлениях веры» с хорошим иснадом до Хасан Аль-Басри.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оберегающий молитву всегда и везде, пройдёт через Сират подобно стремительной молнии - одним из самых первых, предстанет в День суда луноликим и получит за каждый день награду тысячи мучеников».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два ракаата утренней молитвы лучше этого мира и всего, что в нём». Приводит Муслим в своём сборнике в «Молитве путников», раздел 14, хадис 96 и Тирмизи в своём «Сунан», хадис 416.


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме