Среда 24 апреля 2024 г.
Фаджр
01:56
Восход
05:05
Зухр
12:39
Аср
17:39
Магриб
20:07
Иша
22:30
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Пропитание – милость Аллаха

Пропитание – милость Аллаха

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

«Любому животному на земле Аллах дарует пропитание его...»... и всё необходимое для жизни, ведь лишь Аллах по милости и благодати Своей обеспечивает всем. В этом аяте в категоричной форме выражена гарантия обеспечения, дающая понять, что в зарабатывании материальных благ следует полагаться только на Аллаха.

«...И ведомы Ему места его пристанищ и упокоений...»...все места при жизни, после смерти, в утробах матерей, а также все места предписанного пропитания.

«Всё...»...что касается животного.

«... в писании ясном»...упомянуто в Скрижали. Аллах этим аятом разъясняет, что Он, Всезнающий и Всемогущий. Из тафсира «Кади Байдави».

Аз-Зуджадж сказал: «Животным считается всё, что имеет душу, будь то самец или самка». В этом с ним согласны все муфассиры. Очевидно, что животный мир многообразен: кто-то обитает на земле, кто-то в морях, кто-то в горах. Только Аллах способен их сосчитать и только Ему одному всё известно о них: чем питаются, где обитают, как выглядят, какое строение имеют. Аллах управляет всеми обитателями Небес и Земли.

Пропитание — это гарантированная милость Аллаха, и Аллах вменил это себе в обязанность. Во-первых, Он сделал это, чтобы каждый знал, что получит свой удел. Во-вторых, чтобы люди уповали на Него.

Однажды имам Аз-Захиди пожелал убедится в том, что каждый получит своё пропитание. Для этого он ушёл в пустыню, забрался на гору и укрылся в пещере. Он сам рассказал об этом: «Я сидел и ждал, каким же образом мой Господь даст мне моё пропитание в этой пещере». В это время, неподалёку, сбился с пути караван. Начался дождь и в поисках укрытия они вошли в эту пещеру. Увидев в ней человека, они обратились к нему: «О, раб Божий». Но он не ответил. Решив, что он продрог и не может ответить, они разожгли костёр рядом с ним чтобы обогреть его и вновь обратились к нему, но он продолжал молчать. Наверное, бедняга проголодался, подумали они и накрыли ему стол, знаками указывая ему чтобы он поел, но он не притронулся к еде. Тогда, предположив, что он не в состоянии пошевелить даже рукой, они вскипятили ему молока и протянули ему, но он даже не посмотрел на него. Они воскликнули: «От холода ему свело зубы». Тогда двое из них взяли нож, разжали ему зубы и вложили еду прямо ему в рот. Тут он рассмеялся и сказал: « Я, всего лишь хотел проверить, каким образом мой Господь даёт мне пропитание. Теперь Я убедился, что Он кормит меня и всех своих рабов как бы и где бы они ни были». Из книги «Блеск собраний».

В хадисе сказано: «Нет молитвы у того, кто не благословил меня». Ибн Аль-Кассар комментирует этот хадис: «Смысл хадиса в том, что молитва этого человека будет не полноценна, если он ни разу в своей жизни не благословил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Абу Джа'фар от Абдулла бин Мас'уд (да будет доволен им Аллах) приводит как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто исполнит молитву, но не благословит в ней меня и семейство моё, у того не будет она принята». Ад-Даркутни сказал: «Правильнее считать, что это не хадис, а высказывание самого Абу Джа'фара Ас-Садика Мухаммада бин Али бин Аль-Хусейн (да будет доволен им Аллах): «Если я исполню молитву, но не благословлю в ней Пророка и семейство его, я считаю что эта молитва не полноценна». Из книги «Шифа шариф».

Сказал шейх и устаз имам Ахмад: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял в жёны женщину, а после её привели в его дом, и он приготовив угощение, пригласил сподвижников. Еды было очень мало и они даже не ели, а пили похлёбку, потому что в ней было мало муки. Сподвижники общались, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в это время исполнял молитву. Завершив её, Он спросил их:

- О чём вы беседуете?

- О пропитании.

- Рассказать ли вам, что поведал мне Джибриль?

- Конечно, о, Посланник Аллаха!

- Поведал мне Джибриль как однажды молился брат мой Сулейман на берегу моря и увидел муравья, несущего на спине зелёный листок. Подойдя к берегу, муравей пискнул, и появилась лягушка, на которую он взобрался, и они вместе погрузились под воду. Спустя час муравей появился на поверхности, и Сулейман обратился к нему: «Объясни мне, что ты делаешь?» Муравей ответил: «На дне этого моря лежит плоский камень и в середине его обитает червяк, чьё пропитание Аллах создал на спине моей. Дважды в день я доставляю ему пропитание предписанное Всевышним Аллахом, а для этого Он сотворил для меня в этом море ангела в обличие лягушки, которая со мной погружается в воду и опускает меня на этот камень. Камень раскалывается, из него выползает червяк и ест принесённое мной, после лягушка всплывает со мной на поверхность. Каждый раз, когда червь съедает пропитание своё, произносит: «Свят тот, кто меня сотворил, в это море меня поселил, и кормить меня не забыл! Как же Он может забыть помиловать Умму Мухаммада?!». Из книги «Блеск собраний».

Рассказывают, что причиной покаяния Ибрахима бин Адхам стало следующее. Однажды он отправился на охоту и утомившись, решил сделать привал. Он расстелил скатерть для еды и отдыха, но внезапно прилетел ворон, схватил кусок хлеба и улетел. Ибрахим удивился, сел на коня и отправился вслед за вороном. Ворон взлетел на гору и скрылся от глаз, Ибрахим поднялся на гору. Издали он увидел ворона, но когда Ибрахим приблизился, тот улетел. И тут Ибрахим увидел человека лежащего на спине и связанного по рукам и ногам. Ибрахим слез с коня, развязал этого человека и спросил, что с ним случилось. Мужчина поведал ему свою историю: «Я купец, ставший жертвой грабителей. Они забрали у меня всё, но не убили, а связали и бросили здесь. Я нахожусь здесь вот уже семь дней и каждый день прилетает ворон с куском хлеба, садится мне на грудь и кормит меня. Даже здесь Всевышний Аллах не оставил меня голодным». Ибрахим сел на коня, усадил его позади себя и отправился на место своего привала. После увиденного Ибрахим бин Адхам искренне покаялся, снял с себя роскошную одежду, облачившись в простую груботканную, освободил всех своих рабов, отдал в вакф всё своё имущество, взял в руки посох и отправился в Мекку. Положившись на Всевышнего Аллаха, он не взял с собой ни запасов, ни верблюда, но не остался голодным в пути, благополучно добрался до Каабы и возблагодарил Всевышнего Аллаха.

Хатим бин Аль-Асамм сказал: «Надежда делится на четыре категории: надежда на людей, на богатство, на себя и надежда на Господа. Надеющийся на человека говорит: «Пока есть этот человек, у меня нет проблем». Надеющийся на богатство говорит: «Пока я богат, мне ничто не навредит». Кто надеется на себя, говорит: «Пока я здоров, у меня ничего не убудет». Эти три надежды — надежды глупцов! Надеющийся на Господа говорит: «Не имеет значения, богат я или беден, воистину, со мною мой Господь и Он заберёт меня, каким пожелает».

Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте из удела Господа вашего и воздавайте хвалу Ему».

Истинная благодарность - это не злоупотреблять милостями Аллаха в ослушании Его, а использовать все органы тела своего для поклонения Ему, оберегать семь органов от запретного и неодобрительного, дабы закрылись для тебя семь врат Ада. Если ты будешь использовать эти семь органов с усердием, то есть искренно, от всего сердца в поклонении, то раскроются тебе восемь врат Рая. Из книги «Толкование к «Нише светочей».

poproshainichestvo.jpg

Можно ли попрошайничать?

Теперь, когда стало ясно, что каждый полагающийся на Аллаха не останется голодным, а пропитанием всех творений владеет Всевышний Аллах, как приводится в Великом Писании, самое время узнать подтверждающие хадисы от Печати пророчества о дозволенности или запретности упования на других.

Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): « Каждый попрошайка придёт в Судный день с лицом, оголённым до костей, без кусочка мяса». Передаёт Ибн Умар. Это является свидетельством позора и унижения постигающих в Судный день, потому что просить о помощи, полагаясь на людей, нельзя и разрешено лишь в крайнем случае. Это запретно по нескольким причинам. Во-первых — это, своего рода, жалоба на Аллаха и попрошайка подобен рабу, просящий кого-то помимо своего хозяина, тем самым насылая позор на него, также и раб Аллаха обращаясь к кому-то кроме Аллаха, позорит Его. Исходя из этого становится ясно, что просить нельзя, кроме исключительных случаев, упомянутых в шариатском решении по поводу употребления мертвечины. Во-вторых — человек унижает себя зависимостью от кого-то, помимо Аллаха, а верующему такое поведение не приличествует. В-третьих — это причиняет неудобства тому, у кого спрашивают. Возможно он не сможет помочь или он попадёт в неловкое положение от боязни показаться скупым, от боязни убавления своего имущества, а отказав, уронит свой авторитет. Также запрещено брать что-либо если человек подаёт от стеснения либо из-за показухи. Теперь ясны эти запреты и понятны слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Просить — это непристойность и из всех непристойностей дозволено лишь оно». Посмотри как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называет это непристойностью к которой можно прибегать в крайнем случае. Между учёными бытуют разные мнения по вопросу «когда можно просить»? Одни говорят: «У кого есть еды на сутки, тому нельзя просить». Другие говорят: «Кто способен зарабатывать, тому нельзя просить, если только он всё своё время посвящает образованию». Другие говорят: «Мы не можем устанавливать рамки, это можно постичь лишь через откровение». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Довольствуйтесь богатством Всевышнего Аллаха». Люди спросили: «Что же это о, Посланник Аллаха?». Он ответил: «Обед днём и ужин на ночь». В другом хадисе: «Кто просит, имея пятьдесят дирхам или равное тому золотом, тот попрошайничает». В другом варианте «Сорок дирхам». Разные варианты чисел подразумевают разные обстоятельства. Если просящий нуждается здесь и сейчас в еде, одежде и ночлеге, без сомнений, он имеет право просить. Если он просит впрок, на день, на сорок или пятьдесят дней или на год, но у него есть средства на содержание себя и семьи на год, то просить ему запрещено, ибо это является абсолютным богатством. Если у него нет содержания на год, но у него будет возможность в дальнейшем обратиться за помощью, ему просить нельзя, ибо неизвестно доживёт ли он до утра и будет ли нуждаться в том, что просит. Если у него не будет в дальнейшем возможности обратиться за помощью, то в этом случае ему дозволено просить, ведь время летит быстро и если вовремя не обратиться за помощью, есть опасность провести этот год в нужде. В любом случае, всё зависит от обстоятельств и следует обращаться к своему сердцу при принятии решения и не слушать наущений Сатаны, ибо он всегда запугивает бедностью и побуждает к непристойности, дозволенной лишь в крайнем случае. Если у человека нет возможности зарабатывать, он голодает и боится умереть голодной смертью, он обязан просить себе еду. Это является одним из средств к существованию, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Просить — последний заработок». В подобном случае, не обратившись за помощью, он умрёт грешником, ибо он сознательно губит себя. Просить, в данном случае, не является унижением. Унижение — попрошайничать, не испытывая нужды и имея пропитание хотя бы на сутки, как об этом сказано в хадисе. Из книги «Румийские собрания».


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме