Четверг 18 апреля 2024 г.
Фаджр
02:31
Восход
05:20
Зухр
12:41
Аср
17:31
Магриб
19:54
Иша
22:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Достоинства месяца Раджаб

Достоинства месяца Раджаб

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе». (9: 36).

Согласно божественному предопределению, в году должно быть двенадцать месяцев, о которых хорошо известно людям и их количество не должно быть больше. Так предопределил Аллах, когда сотворил небеса и землю, установил ночь и день и разделил время на двенадцать месяцев. Четыре из этих месяцев считаются запретными: раджаб, зуль-када, зуль-хиджжа и мухаррам. Эти месяцы являются наиболее почитаемыми, и в них мусульманам запрещается вступать в боевые действия. Данный запрет действовал со времен пророков Ибрахима и Исмаила (мир им). Следуя учению этих пророков, арабы в доисламский период также отказывались от ведения войн со своими врагами. Известны случаи, что когда кто – либо из арабов особо почитавших традиции своих предков встречал на своем пути убийцу своего отца или брата не нападал на него, проявляя уважение к запретному месяцу. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков.

Одни богословы считали, что запрет на ведение боевых действий в запретные месяцы не был аннулирован. При этом они опирались на священные тексты о том, что нельзя сражаться в эти месяцы. Другие богословы считали, что запрет на ведение боевых действий в запретные месяцы был аннулирован. Они опирались на повеление сражаться со всеми многобожниками, которое также имеет широкий смысл, и другие, похожие коранические откровения.

Доводится от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Увидел я в ночь Вознесения реку, вода которой слаще мёда, прохладнее снега и ароматнее мускуса и спросил Джибриля:

- Для кого же эта река?

Ответил Он:

- Для того, кто благословляет тебя в месяц Раджаб.

Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

- Возвращайтесь к Господу вашему и молите о прощении прегрешений ваших, но остерегайтесь прегрешений в запретный месяц. Этот месяц – Раджаб».

Всевышний Аллах сказал в Коране по этому поводу: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление…» (2:217). Из-за святости запретных месяцев увеличиваются в них ответственность за грехи и воздаяние за благодеяния. Несмотря на то, что позже по причине крайне сложной политической обстановки на Аравийском полуострове, Аллах повелел мусульманам вести сражения с многобожниками даже в запретные месяцы, святость этих месяцев все равно сохраняется.

За каждое благодеяние Аллах дарует награду в десятикратном размере. Всевышний Аллах сказал: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» - сура «Скот», аят 160. В месяц раджаб награда за благой поступок увеличивается до семидесяти воздаяний, в месяц шаабан до семисот, а в рамадан до тысячи. Эта привилегия дарована исключительно только исламской общине. Из книги «Кладезь учёных».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы желаете избавиться в смертный час от жажды, покинуть мир сей с верой и спастись от Сатаны, то чтите все эти месяцы и выделяйте их большим количеством постов, сожалением о грехах содеянных, и, конечно же, поминанием Творца всех людей. И за это войдете вы в Рай Господа вашего с миром». Из книги «Цветок сада».

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Встретил я Муаза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах) и спросил его:

- О, Муаз! Откуда ты идёшь?

Он ответил:

- Иду я от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Спросил я:

- Что услышал ты от Него?

- Он ответил:

- Я узнал, что произнёсший искренне: "Нет бога кроме Аллаха», войдёт в Рай, а также тот, кто будет поститься один день в месяце Раджаб ради лика Всевышнего Аллаха тоже войдёт в Рай».

После я отправился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и войдя к нему, сказал:

- О, Посланник Аллаха! Воистину, Муаз сообщил мне это.

Ответил он:

- Правду сказал Муаз».

Из книги "Цветок сада".

Во время прощального Хаджа, в своей проповеди, Пророк, в числе прочего, сказал: «Воистину, вернулось время на место своё прежнее, как было в день сотворения Небес и Земли. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых - запретные: три последовательные, а именно ЗульКа`да, ЗульХиджа и Мухаррам, а месяц Раджаб Мудар между Джумада и Ша`бан». Следовательно, время, поделенное на месяцы и годы, вернулось в свои прежние рамки, и год снова приобрёл то первоначальное исчисление, установленное Всевышним Аллахом, когда сотворил Он Небеса и Землю, а Хадж вернулся в месяц ЗульХиджа после того, как многобожники, установленной ими отсрочкой, сместили его на другой месяц. Именно об этой отсрочке упоминает Всевышний Аллах в Своём Писании: «Воистину, отсрочка месяцев Запретных – увеличение неверия». Речь идёт о переносе запретов с одного месяца на другой. Ведь арабы в доисламский период возвеличивали Запретные месяцы, следуя по пути Ибрахима и Исмаиля (мир им) и считали недозволенными сражения в эти месяцы, но затем они придумали отсрочку, изменив свои традиции. Так как междоусобные войны и нападения племён друг на друга были обычным явлением у арабов того периода, то если наступал Запретный месяц, а они находились в состоянии войны, не имея возможности прекратить сражения, они вместо запрета на этот месяц, переносили его на другой, таким образом продолжая войну. Так продолжалось до тех пор, пока арабы и вовсе не стали опровергать запретность именно этих месяцев, выбирая для запрета любые четыре месяца в году, и об этом сказано Всевышним Аллахом: «…дабы совпадало с количеством, которое запретил Аллах». То есть они придерживались только количественного совпадения месяцев – четыре. Лишь это обстоятельство было неизменно. Они пренебрегали исключительностью этих месяцев, перенося их запретность, даже не взирая на тот факт, что нарушают они одно из предписаний Аллаха. Также они по своей прихоти могли увеличивать количество месяцев до тринадцати и четырнадцати в году. Доводится, что первым подобное нововведение применило племя Кинана, так как они были бедны и промышляли грабежом, они частенько переносили запретность месяцев на другое время или прибавляли месяцы в году, когда это требовалось. Глава племени, по имени Джунада бин Ауф Кинани во время празднеств, верхом на своём верблюде, громко провозглашал своим подданным: «Воистину, боги ваши дозволили вам Мухаррам!»,- и с этого момента этот месяц считался для них дозволенным. А на следующий год он объявлял: «Воистину, ваши боги запретили вам этот месяц!»,- и тогда люди считали его запретным. Всевышний Аллах говорит о такой отсрочке как об увеличении неверия, так как неверующий, придумывая новое прегрешение, увеличивает тем самым своё неверие: «И прибавляет им нечестие к их нечестию. Увеличивали они количество месяцев для того, что бы было больше времени для ведения войны и по этой причине в Коране и хадисах оговаривается точное количество месяцев. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, количество месяцев - двенадцать». В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приведенном выше, упоминается племя Мудар, именем которого и назван месяц Раджаб. Этот месяц обрел такое название из-за того, что представители данного племени более других возвеличивали и почитали этот месяц. Племена, проживавшие на территории Аравийского полуострова, строго соблюдали запретность четырех месяцев, пока твердо придерживались религии единобожества, которой их обучил пророк Исмаил (мир ему), но с распространением языческих культов данные запреты подвергались изменениям и корректировке. С приходом Ислама соблюдение данного порядка возобновилось, но среди учёных есть разногласия по поводу того, что сохранился ли этот запрет и должен ли он соблюдаться в настоящее время. Большинство учёных склоняются к мнению об отмене запрета, аргументируя это тем, что сподвижники после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) продолжали джихад, завоёвывая новые страны, и не доводится ни одного сообщения, чтобы кто – либо из них прекращал сражения в Запретные месяцы. Это служит весомым доказательством их единства во мнении об отмене запрета на сражения в это время.

У древних арабов во времена джахилии в месяц Раджаб также было принято резать жертвенное животное, именуемое ими атира. На этот счёт существуют различные мнения в Исламе. Большинство придерживается мнения, что Ислам отменил этот обряд. Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет фара` и нет атира.» Фара' - первое, что рожала верблюдица, они приносили в жертву детеныша своим божествам для получения благополучия. Жертву, именуемую «атира» или «раджабия», они приносили в первые десять дней Раджаба и мусульмане поначалу тоже совершали этот обряд, пока не появился хадис, отменяющий это: «Нет фара` и нет атира». Доводится как Хасан (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нет в Исламе атира, ибо она была в джахилии, когда человек, постившийся в месяце Раджаб, совершал жертвоприношение, а это подобно празднеству, но доводятся от Тавуса (да будет доволен им Аллах) слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не делайте из месяца праздник и изо дня праздник». Это значит, что мусульмане должны отмечать только праздники, предписанные Шариатом. Каждую неделю – это джум’а, а каждый год – это праздник Разговления, Праздник Жертвоприношения и дни ташрик. Все остальные праздники считаются нововведениями, не имеющие основания в Достохвальном Шариате и будут расцениваться как празднества многобожников. Их праздники были связаны с определёнными местом и временем, но с приходом Ислама Всевышний Аллах заменил их, например, связанные со временем, на такие праздники как Праздник Разговления, Праздник Жертвоприношения и дни ташрик. Празднества же связанные с определённым местом заменил на обход вокруг Каабы, на стояние на Арафате, на нахождение в Мине и в Муздалифе. Да облегчит нам Всевышний Аллах посещение этих мест. В этих святых местах и в это священное время Всевышним Аллахом предписаны определённые обряды поклонения, совершая которые человек приближается к своему Создателю и Он одаривает из Щедрости и Милости Своей тех из рабов Своих, кого пожелает. И счастлив тот, кто использует во благо эти места и время, совершая предписанные поклонения, тем самым приближаясь к своему Покровителю и спасаясь от наказания Ада.

Существует множество хадисов относительно поста в Раджаб и один из них, приведённый Байхаки в книге «Ответвления веры», переданный от Анаса (да будет доволен им Аллах): «Есть река в Раю, названная Раджаб. Воды её белее молока и слаще мёда и пропостившегося один день Раджаба, напоит Всевышний Аллах из этой реки». Это говорится о некоторых днях поста в месяц Раджаб, но что касается поста в течение всего Раджаба, то никаких достоверных данных ни от Пророка, ни от Его сподвижников нет. Приводятся слова Абу Киляба (да будет доволен им Аллах): «В Раю есть дворец для тех, кто постился в месяц Раджаб». Байхаки сказал: «Воистину Абу Киляба (да будет доволен им Аллах) один из величайших табиинов и подобный ему никогда не скажет ничего, если не услышал это от того, кто передал слова от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Доводится, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) считал нежелательным поститься в течение всего месяца Раджаб, такого же мнения придерживался и имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах), изъясняя это необходимостью разговляться хотя бы один или два дня в Раджаб. Однако эта нежелательность устраняется, если поститься ещё один месяц вместе с Раджабом. Маварди приводит в своей книге «Удовлетворение»: «Желателен пост Раджаба и Ша’бана».

Нет достоверных преданий относительно определённой молитвы в этот месяц. Приводится мнение Ибн Хумама (да смилуется над ним Аллах): «Если есть сомнение в поклонении: относится ли оно к ваджибу или к нововведению, то следует исполнить его, но если выбор стоит между Сунной и нововведением, то следует оставить его, основываясь на том, что оставление нововведения – обязательно, а исполнение Сунны – необязательно. Так как узаконенность данной молитвы колеблется между Сунной и нововведением, то предпочтительнее оставление её во избежание заблуждений, но вот исполнение этой молитвы коллективно или одиночно - не дозволено, тем более что коллективное исполнение дополнительных молитв – макруха (нежелательно)». Из книги «Румийские собрания.

Приводятся слова Абу Бакра Ассиддика (да будет доволен им Аллах): «Когда проходит треть первой пятничной ночи месяца Раджаб, все ангелы Небес и Земли собираются в Каабе. Посмотрит на них Всевышний Аллах и скажет: «О, ангелы Мои! Просите, что хотите!» И воскликнут они: «О, Господь наш! Просим мы, дабы простил Ты тому, кто пропостился в Раджаб!». И ответит Всевышний Аллах: «Воистину, Я уже простил их».

Приводятся от Аиши (да будет доволен ею Аллах) слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Все люди будут голодны в День Суда, кроме Пророков, семейств их и постившихся в Раджаб, Ша’бан и Рамадан, ибо сыты они будут и не испытают ни голода, ни жажды».

Рассказывается об одной женщине, поклонявшейся всегда в мечети Иерусалима, и в наступление месяца Раджаб, читала она каждый день суру «Ихляс» по одиннадцать раз, и снимала свои атласные одежды, и облачалась в лохмотья, возвеличивая тем самым этот месяц. Но вот она заболела в Раджаб и тогда завещала своему сыну похоронить её в лохмотьях. Но он, вопреки завещанию, демонстративно похоронил её в дорогих одеждах. После этого он увидел свою мать во сне, и она сказала ему: «О, сын мой! Почему же ты не выполнил завещание моё?! Я недовольна тобою!» В ужасе проснувшись, он раскопал её могилу, но не обнаружил там её тела. Испугавшись, он зарыдал и, вдруг, услышал глас, сказавший ему: «Неужели не знаешь ты, что тот, кто возвеличивает месяц Наш Раджаб, не будет оставлен в могиле своей одиноким». Из книги « Сливки проповедников».

Источник:  собственная информация

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме