Однажды ночью кади1 Антиохии отправился в свой сад, находящийся за городом. Но как только он вышел из города, дорогу ему преградил грабитель, потребовав:
- Отдавай немедленно всё, что у тебя есть, иначе - убью!
Кади ответил:
- Боже упаси! Учёных надо уважать! Я кади этого города, отпусти меня.
- Хвала Аллаху, что Он послал мне именно тебя, ибо я уверен, что у тебя дома есть одежда и лошадь. Другой мог оказаться бедным, не имеющим ничего.
- Неужели не известны тебе слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Эта религия - религия Аллаха! Все люди - рабы Аллаха, эта сунна - Моя сунна, а кто создает нововведения - на нём проклятие Аллаха". Грабёж - это нововведение, и я не хочу, чтобы ты попал под проклятие Аллаха.
- О, шейх! Этот хадис мурсаль2, он не приводится ни от Нафи' ни от Ибн Умара. У меня нет ни еды, ни одежды. Всё что у тебя есть - для меня халяль, ибо приводит Малик от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Даже если весь этот мир будет свежей кровью, то пропитание верующего из него будет халяль". Нет разногласий между учёными в том, что человек имеет право спасти свою жизнь и свою семью чужим имуществом, если боится умереть голодной смертью. Клянусь Аллахом, я боюсь умереть, а то, что у тебя есть, спасёт и меня, и мою семью. Отдай мне всё и иди с миром.
- Если это так, то отпусти меня в мой сад. Там я возьму у своих рабов и слуг одежду, а ту, что на мне, отдам тебе.
- Нет, нет! Ты как птица в клетке, отпустишь её, и она улетит. Если я отпущу тебя, ты мне ничего не дашь.
- Я клянусь, что отдам!
- Передал Малик от Нафи’ от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Клятва по принуждению не в счёт". А Всевышний Аллах говорит: "Кроме принуждённого, а в сердце его вера". (Сура "Пчела", аят 106). Отдавай всё!
Кади отдал ему лошадь и всю одежду, кроме штанов.
- Штаны тоже давай сюда!
- Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Проклят тот, кто смотрит на срамные места брата своего". Тем более наступило время намаза, а голым намаз читать нельзя. Всевышний Аллах говорит: "О, сыны Адама! Берите свои украшения при каждом намазе". (Сура "Преграды", аят 31). А в тафсире сказано: "Одевайтесь при совершении намаза".
- Твой намаз и так будет правильным. Передал Малик от Нафи' от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Голые молятся стоя, а их имам становится посередине". А Малик сказал: "Они молятся по отдельности, подальше друг от друга, дабы не видеть срамные места". Абу Ханифа сказал: "Они молятся сидя". Хадис, приведённый тобой мурсаль, если мы его принимаем, то подразумевается смотреть с вожделением. Ты же будешь молиться нагим вынужденно, а не добровольно.
- Ты - кади! Ты – факих!3 Ты - муфтий!4 Мне следует обращаться к тебе с вопросами и проблемами. Забирай что хочешь! Нет силы и мощи кроме как у Аллаха!
Вор все забрал и ушёл.
Примечание:
1. Кади - государственный чиновник-судья, который вершит правосудие, основываясь на нормах шариата.
2. Хадис мурсаль– это хадис в цепочке передатчиков которого отсутствует сподвижник Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует).
3. Факих - признанный исламский правовед, специалист по проблемам фикха.
4. Муфтий - лицо, облеченное правом выносить фетву — решение по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению законов шариата, выносить религиозно обоснованное суждение по спорным вопросам и ежедневным проблемам исламской жизни.
Источник: Приводит Ибн Аль-Джаузи в своей книге "Безгрешные".