Суббота 20 апреля 2024 г.
Фаджр
02:20
Восход
05:15
Зухр
12:40
Аср
17:34
Магриб
19:59
Иша
22:14
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Тарикат (путь) и сулюк (следование по пути)

Тарикат (путь) и сулюк (следование по пути)

Это два термина несущие один смысл, ведущие к одной цели. «Тарикат» — это установленный план, программа, а «сулюк» - следование этому плану, его практическое воплощение. Тарикат - это программа суфизма, а сулюк - практическое воплощение этой программы под руководством и наблюдением духовного наставника. Всё это относится к понятию «истикома», упоминающееся в Кур'ане - идти по прямому пути, исправляя и очищая душу. «И если бы они шли путём истины, то напоили бы Мы их водою обильной». Сура «Джины», аят 16.

Отклонения в суфийской практике некоторых людей, причисляющих себя к этому тарикату, ничуть не умаляет высокую степень суфизма и суфийских братств чётко следующих Писанию Аллаха и сунны Его Посланника (да благословит Его Аллах и приветствует). Следует смотреть на принципы, а не на людей. Мы видим, что величайшие суфии такие как Хасан Басри, Джунейд Багдади, Ма'руф Кархи, Абу Харис Мухасиби, Абу Хамид Газзали, Абу Касим Абдулькарим Кушайри охвативший шариат и хакикат, хафиз написавший много книг по хадисам и передатчикам, Абу Фадль Мухаммад Мукаддаси, Шейх Иззуддин бин Абдуссалям Малики, Хафиз бин Салях, Имам Аннавави, Такиюддин Субки, его сын Таджуддин Субки, факих-мухаккик Сираджуддин Абу Хафс Умар известный как Ибн Муляккин Шафии, хафиз Джамалюддин Мухаммад бин Али Сабуни, хафиз Абу Тохир Силяфи, знаток иснадов Джамалюддин Абу Махасин Юсуф Ханбали, кади всех кадиев Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад Мукаддаси, хафиз Абу Касим Сулейман Табарани автор известных словарей, шейх, муфассир, грамматик Абу Хаян Андалуси, известный Кутбуддин Касталяни, хафиз Джалялюддин Суюти, и многие другие богобоязненные учёные, факихи, которые являются достойнейшими предками этой уммы, ибо они понимали, что истинный суфизм зиждется на Писании Аллаха и пророческой сунне.

И имам Ахмад бин Ханбал (да смилуется над ним Всевышний Аллах) обращался по некоторым вопросам к суфию Абу Хамза, говоря: «Что ты скажешь об этом, о, суфи!». И это указывает на то, что имам Ахмад знал о жизни суфия, о его следовании Писанию и сунне, выполнении всех предписаний и оставлении запретного, иначе, ни о чём бы не спрашивал его имам Ахмад. И именно поэтому хафиз Абу Наим написал множество книг на эту тему, а также свой знаменитый, большой труд «Украшение святых», в котором он особо выделил праведных суфиев среди других.

Многие учёные из достойных предшественников исламской уммы засвидетельствовали, что суфизм основывается на Писании и сунне. Как сказал господин суфийского тариката Джунейд Багдади (да будет доволен им Аллах): «Наш путь полностью соответствует Писанию и сунне, путь ко Всевышнему Аллаху закрыт для всех людей, кроме следующих за Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)». Шейх Таджуддин Субки сказал: «И мы видим, что путь шейха Джунейда и его последователей правильный». Сказал Сихл Тустури (да будет доволен им Аллах): «Три основы нашего мазхаба, то есть суфизма, следование за Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) в нравственности и деяниях, питание дозволенным и искренность намерений во всех деяниях». Сказал шейх Абу Хасан Шазили (да будет доволен им Аллах): «Этот путь - не монашество, не питаться только овсом или остатками, но это проявление терпения в повелениях и убеждённость в пути, ибо Всевышний Аллах сказал: «И Мы сделали из них имамов, ведущих по Нашему велению, ибо были они терпеливы и в знамениях Наших убеждены». Сура «Земной поклон», аят 24. И сказал шейх Ахмад Рифаи (да будет доволен им Аллах), обращаясь к Абу Исхак Иброхим-холостяку: «Избрал твой дед путь к Аллаху через следование Посланнику Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует), ибо искренний в любви к Посланнику Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) следует Его этикету, нравственности, шариату и сунне. И тот, кто теряет любое из этого, идёт путём погибших». О том же он сказал: «Знай что любой путь противоречащий шариату - ересь». И еще: «Суфи - это факих, соблюдающий всё, что знает».

Шейх Ша'рани приводит в введении своей книги «Табакат» единое мнение учёных, повествующее о запрете назначения наставником суфийского тариката кого-либо, не имеющего глубокие познания в шариате, лексическом значении слов, их смыслов и терминов, общем и частном, об отменяющем и отменённом, и прекрасно знающим арабский язык. Мудрость этого единого мнения заключается в том, что ученики считают своего наставника примером и обращаются к нему с вопросами о религии и если у него не будет глубоких знаний по шариату, то своими фетвами он станет причиной их заблуждений, дозволения запретного и запрещения дозволенного, даже сам того не подозревая.

Более того, большинство скверных нововведений и лживых домыслов появились в тарикате именно из-за таких лжеучителей, которые взялись наставлять других без знаний, не имея на то право и присваивая, таким образом, себе высокое звание. Нередко, ты можешь видеть многих относящих себя к суфизму или какому - либо суфийскому братству, ослеплённых невежеством и полагающих, в заблуждении, что лишь в тарикате возможно заслужить величайшие степени, или лишь чтение вирдов даёт право быть наставником, но упускают время и не получают необходимые шариатские знания, и не практикуют их, и продолжают блуждать в невежестве и лжи, думая, что они вершат благое. Они привносят в тарикат скверные нововведения, лживые фетвы, сбивающие других тем, чего нет, на самом деле, в религии Аллаха.

Они называют себя обладателями скрытых знаний с потаёнными смыслами недоступных для учёных шариата, ибо они являются приверженцами только явного знания. И если человек хочет наставить их, то слышит в ответ: « Вы приверженцы буквального понимания, а мы обладатели тайных смыслов». Истинные учёные-суфии называют таких «лжесуфиями». В противовес их словам достаточно слов имама Рифаи: «Знай, что любой путь, противоречащий шариату, - это ересь». Также он сказал: «Укрепляйте основы этого достохвального пути, воскрешая сунну и избавляясь от нововведения». И он сказал: «Весь адаб заключается в том, чтобы следовать Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) на словах, на деле, поступками и нравом. Благонравие суфия указывает на его степень. Так взвешивайте его слова, дела, поступки и нравственность на весах шариата». Исходя из этого, необходимо внимательно рассматривать любое новое слово и дело, сверяя его с канонами шариата, если соответствует - принимать, если нет - отвергать, не взирая на степень сказавшего или сделавшего это. Сказал господин Ахмад Рифаи: «Если вы увидите, как кто-то парит в воздухе, не обращайте на это внимания, пока не убедитесь в выполнении им повелений и остережении от запретов». То есть все его дела и слова должны взвешиваться на весах шариата и при несоответствии - отвергаться. Также он сказал: «Оставь дела людей пока они не противоречат шариату, в противном случае - будь с шариатом». Почти все величайшие учёные вступали в тарикат ради бараката, достигая тем самым высочайших степеней. Тому, кто изучает биографии учёных это известно. Отрицающий это - упрямый глупец, он сам и то, что он говорит, не принимается всерьёз. Хафиз Байхаки приводит много риваятов от своего наставника Абу Али Розбари - одного из известнейших суфиев, ученика Джунейда (да будет доволен им Аллах). И шейх Мансур Бухути Ханбали в своей книге «Снятие покрова» приводит следующее: «И передаёт Ибрахим бин Абдулла Каланаси что имам Ахмад сказал о суфиях (истинных): «Я не знаю никого лучше чем они».

И если мы вновь обратимся к Священному Кур'ану, то обнаружим множество аятов, призывающих человека к духовности в его жизни, к самосовершенствованию и развитию. Всевышний Аллах говорит: «И поклоняйся Господу Своему, пока не настигнет Тебя смерть». Сура «Хиджр», аят 99. В другом аяте: «Поднимают бока свои с постелей, взывают Господа своего со страхом и надеждой». Сура «Земной поклон», аят 16. Другой аят: «Счастлив - очищающий душу. И проигравший тот, кто её чернит». Сура «Солнце», аят 9-10. И много других аятов указывающих на важность в Исламе духовного воспитания и посвящения всей жизни поклонению.

Духовно-нравственное воспитание Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) полностью изменило людей, пробудило их души. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) наставлял Своих сподвижников и всю Свою умму дабы они читали Кур'ан размышляя и сердца сподвижников осветились светом Кур'ана, и следовали за Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) и подобно Ему не давали волю страстям и наслаждениям. Среди них выделились лучшие из лучших, которые были монахами ночью и героями днём, всё своё время посвящая поклонению, молитве, чтению Кур'ана и во всём следовали за Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). После сподвижников это всё унаследовали табиины и следующие за ними, и это наследие всей исламской уммы, которое называется аскетизмом, приумножалось и передавалось из поколения к поколению. И когда людьми овладевало материальное, и множились прегрешения, и распространялось нечестие и несправедливость, то звучал призыв к борьбе со страстями, призывающими ко злу. Проповедники, духовные наставники и аскеты указывали людям на заболевания души и пути к их исцелению и, несомненно, источником этих рецептов является Священный Кур'ан.

Постепенно это духовно-нравственное наследие в результате развития переросло в учение, получившее термин «суфизм» в начале третьего столетия по хиджре и ставшим уже самостоятельной наукой, так же суфизм называется наукой мыслей, состояний, или откровений. Ибн Халдун так сказал о суфизме: «Эта одна из новых наук шариата, основа которой - истина и праведный путь, унаследованный от величайших сподвижников и табиинов следующими поколениями. Заключается он в посвящении себя поклонению и служению Аллаху, в отказе от красот и прелестей бренного мира, в проявлении аскетизма во всём, к чему алчны остальные: наслаждения, богатство и знатность, в уединении для поклонения, что и было у всех сподвижников и табиинов. И когда, начиная со второго века по хиджре, люди устремились к мирскому, эти люди, напротив, посвятили себя поклонению, назвав себя суфиями».

Источник:  собственная информация

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку