Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Коран запрещает ростовщичество

Коран запрещает ростовщичество

Абу Хурейра (мир ему) приводит слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

- Остерегайся семи смертных грехов.

Спросили его:

- Что же это за грехи?

И Он ответил:

- Придавание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство, поедание роста, присвоение имущества сироты, бегство с поля боя, обвинение в прелюбодеянии целомудренных, непорочных женщин.

От Абдуллы бин Мас'уда (мир ему) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «У ростовщичества 73 степени, наименьшая из которых по греховности подобна греху совокупления человека с родной матерью». Приводится Аль-Хакимом.

Передаются от Аль — Хашима слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Греховность ростовщичества тяжче пред Аллахом чем 33 прелюбодеяния, совершённых человеком».

Передаётся хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах): «Если продаст мужчина один дирхам за два дирхама, а один динар за два динара, то он совершит ростовщичество. Если же он схитрил, то он также совершил ростовщичество, посчитав знамения Аллаха шуткой» (Величайший сад).

Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Проклял Посланник Аллаха дающего и берущего под проценты, записывающего это, равно как и свидетеля» (Муслим).

Передаётся от Абу Са'ида Аль — Худри (да будет доволен им Аллах) как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

«Отправился со мной Джибриль ко множеству мужчин в Аду, у каждого из которых был живот схожий с брюхом огромного верблюда. Лежали они плотно друг к другу, пролагая собой путь для семейства фараона, которое проносясь в Ад, словно ненасытные верблюды, утром и вечером растаптывали их».

Проводится сравнение с верблюдами, подгоняемыми криком, чтобы они бежали быстрее или подгоняемыми страшным голодом.

«...разрушают на пути своём и камни и деревья, ничему не внимая и не разумея, но лишь заслышат их приближение лежащие ниц, то силятся подняться, но тянут их животы и падают они. Снова пытаются подняться, но снова валятся наземь и так и не сумев одолеть животы свои, настигает их вновь семейство фараона на пути своём в Ад и обратно. Таково наказание их в Барзахе!»

«...в Барзахе», то есть в переходном мире между Мирской жизнью и Вечной.

Семейство фараона станет умолять Аллаха:

«О, Аллах! Да не наступит же Час Суда никогда!» Но в наступивший День Суда повелит Всевышний Аллах:

«Ввергните же семейство Фараона в страшнейшее наказание!» (Сура «Прощающий», 46).

И Я спросил: «Кто эти люди?». Ответил Аллах: «Ростовщики из уммы Твоей, которые подниматься и падать будут, подобно сражённым безумием от Сатаны».

Передаётся от Самира бин Джундуба (да будет доволен им Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), исполнив утренний намаз, поворачивался к нам лицом и спрашивал у сподвижников Своих: «Видел ли кто — нибудь из вас сон?». Рассказывали они Ему кто, что видел во сне, но в один из дней, спросил он снова: «Видел ли кто из Вас сон?». Сподвижники ответили: «Нет, о, Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Однако же Я видел сегодня ночью двух мужчин, которые пришли ко Мне и повели на Святую Землю. Мы шли, пока не достигли реки из крови, в которой стоял человек, а на берегу же стоял другой человек, перед которым высилась груда камней. Когда первый пытался выбраться из реки, то второй бросал камни, попадая первому прямо в рот и делал так при каждой попытке первого выбраться наружу. Я спросил — Кто этот человек в кровавой реке? И Мне ответили — Ростовщик» (Бухари).

Рассказывал Абу Рафи: «Я продал Абу Бакру серебряный браслет, и он положил этот браслет на одну чашу весов, а на другую положил один дирхам и браслет перевесил. Тогда Абу Бакр взял кусачки, собираясь отрезать лишнее от браслета, но я воскликнул — большее — Тебе, О, наместник Посланника Аллаха! На что Он ответил — Я слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Прибавляющий и просящий прибавления (роста), в Аду».

Один из учёных, разъясняя разницу между торговлей и ростовщичеством, сказал: «Если человек продаёт одежду стоимостью десять дирхам за двадцать дирхам, то эта одежда стоит двадцать дирхам, так как обмен произошёл по обоюдному согласию сторон и товар и деньги стали равнозначными в материальном отношении и продавец не приобретает эти деньги без эквивалента. Но если человек продаёт десять дирхам за двадцать, то он приобретает десять дирхам без эквивалента. А в силу того, что отсрочка платежа не является имуществом или иным материальным предметом, который можно оценить за эту разницу в десять дирхамов, то, следовательно, эта отсрочка не может стать эквивалентом одно другому и в этом вся разница между торгом и ростом».

Причины запрета ростовщичества:

1. Ростовщичество подразумевает приобретение чужого имущества на безвозмездной основе. Человек, отдающий один дирхам за два сразу или в рассрочку, приобретает лишний дирхам ни за что, а это запрещено.

2. Ростовщический договор запрещён вследствие лёгкости и быстроты наживы и отстранении от честной торговли и поиска дозволенной прибыли.

3. Ростовщичество становится причиной того, что люди, одалживая деньги, перестают рассматривать это как форму помощи, тогда как при его запрете человек, дающий в долг нуждающемуся, получает ровно столько, сколько дал тем самым, получая воздаяние от Всевышнего Аллаха.

4.Запрет ростовщичества установлен Священным текстом. Пусть даже мудрость всех велений и запретов не доступна человеку, мы должны верить в запретность ростовщичества, даже не постигая мудрости такого запрета. Священный текст отменяет кыяс (сравнение), примером может послужить тот аят, где дозволенность или запретность, установленная Аллахом является достаточным аргументом недействительности кыяса.

Убайда бин Самит (да будет доволен им Аллах) приводит слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не продавайте злато за злато, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, овёс за овёс, а финики за финики и соль за соль, кроме как в равных долях товар за товар и только рука в руку (то есть в присутствии сторон), но продавая злато за серебро, серебро за злато, а пшеницу за овёс и финики за соль, увеличивайте насколько пожелаете, но рука в руку». В этом случае увеличение веса одного товара за другой не является ростовщичеством вследствие их разнородности. Помните об этом и не будьте из числа пренебрегающих.

Священный текст запрещает ростовщичество в вышеупомянутых продуктах, а также в золоте и серебре и даже при наличии подобных традиций в торговле среди людей. Слово Аллаха превыше традиций и как известно сильнейший аргумент не оставляется ради слабого. Запрет распространяется и на торговлю остальными однородными товарами, не перечисленными в хадисе. Описывается шариатский метод ухода от ростовщичества принятый одними учёными дозволенным, а другими, и это преобладающее мнение, нежелательным. Этот метод выглядит следующим образом. Человек, которому необходимо взять в долг у другого десять дирхам на месяц, продаёт свою одежду заимодателю за 10 дирхам, то есть за стоимость равноценную сумме долга и забирает деньги. Затем заимодатель тут же говорит: «Я продаю эту одежду за десять с половиной дирхам». Заёмщик в свою очередь покупает снова свою одежду по назначенной цене, но с выплатой через месяц. Несмотря на то, что в описанном случае нет ростовщичества, лучше не прибегать к такому варианту так как «Богобоязненность лучше фетвы».

Другой вариант: Заимодатель, желая дать в долг заёмщику, продаёт ему свою одежду за 12 дирхам соответственно её стоимости с отсрочкой платежа. Заёмщик в свою очередь продаёт эту одежду третьему лицу за 10 дирхам, а тот продаёт её заимодателю за десять, но деньги просит отдать заёмщику. Таким образом, одежда остаётся у её владельца, а деньги в этом обороте передаются только от заимодателя заёмщику и долг его составляет 12 дирхам как означенная цена за одежду. Два лишних дирхама в этом случае тоже не являются ростовщичеством, но, как и в предыдущем случае, верующему следует остерегаться незаконных сделок с намерением избежать наказания в Мире Вечном.

Всё это подробно изложено в книгах по фикху. Прочтите, если пожелаете, первоисточник передаваемых сведений и не забудьте помолиться за автора, а тем самым и вы, быть может, заслужите заступничества пророческого, при условии следования вами пречистой сунне. И никогда не сомневайтесь в благах, даруемых Всевышним, коими одаривает Он рабов своих грешных, дабы не лишиться вам благоденствия вечного. Глубоко осмыслите всё, что я привёл для вас!

«Жемчужина наставляющих»
Усман бин Хасан бин Ахмад
Ашшакир Аль Хувайри

Источник:  «Жемчужина наставляющих» Усман бин Хасан бин Ахмад Ашшакир Аль Хувайри

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку